Экс-президенту Грузии Михаилу Саакашвили предложили пост вице-премьера Украины.
Основное качество бумеранга — это то, что он всегда возвращается к своему хозяину. Ну, если, конечно, не попал в жертву. И в этот момент незадачливому охотнику нужно не зевать — и ловить своё промазавшее мимо цели охотничье приспособление.
Настоящим бумерангом украинской политики, без преувеличения, можно считать Михаила Саакашвили. Напомним нашим читателям: в последний раз Михаил Саакашвили вернулся на Украину с подачи вновь избранного президента Владимира Зеленского в мае 2019 года. Случилось это буквально через неделю после инаугурации — указ о возвращении Саакашвили украинского гражданства был одним из первых, принятых Зеленским в новом статусе.
Схема с «бумерангом Саакашвили» уже тогда читалась предельно ясно: ненависть «Карлсона с киевских крыш» хотели направить на бывшего президента, Петра Порошенко, который хоть и проиграл президентские выборы 2019 года, готов был взять реванш на уже объявленных парламентских. Под это Саакашвили даже выдали денег под партию-спойлер «Рух новых сил». Однако задуманный бумеранг не попал в «кровавого кондитера». Уже в июле Саакашвили внезапно заявил, что мол «вижу, что отбираю голоса у Зеленского», хотя партия последнего, «Слуга народа», не просто проходила, а прямо-таки влетала в парламент с чудовищным отрывом от конкурентов. И внезапно снял «Рух новых сил» с выборов.
Злые языки тогда прямо говорили, что причиной такого странного поступка были несколько миллионов долларов, полученных Саакашвили от Порошенко в качестве откупных. Привет, охотник, я вернулся! В жертву не попал, извини, слишком уж жирная тварь попалась!
Скорее всего, сегодняшнее «возвращение бумеранга» в официальную украинскую политику призвано решить другую, но схожую задачу. От Сакашвили хотят управляемого подрыва или, что ещё лучше, трансформации украинской исполнительной власти, которая после смены Гончарука на Шмыгаля стала отчётливо попахивать украинскими олигархами. Очередное соитие «украинской жабы» и «западной гадюки», конечно, будет зрелищным, но суть этого противостояния (ну или симбиоза) останется прежней — транснациональный капитал, к которому ближе Саакашвили и украинские олигархи, ставленником которых, например, является нынешний премьер-министр страны Шмыгаль, будут делить сжимающийся пирог национальной экономики, как и всегда — за счёт украинских граждан.
Отдельная ветка противостояния, судя по всему, неизбежно случится у Саакашвили и бессменного министра внутренних дел, Арсена Авакова. Непотопляемый Аваков, сменивший уже четыре кабмина, прекрасно знает рецепт своей плавучести. Для этого достаточно одной рукой подкармливать ручных уличных боевиков, которые будут управляемо дестабилизировать украинскую действительность, а второй рукой изображать борьбу с ними силами подконтрольной полиции и нацгвардии. Такой рецепт был наглядно продемонстрирован на прошедшей пасхальной неделе, когда на Украине загорелось сразу четыре православных храма, с большой вероятность подожженных «неизвестными» пироманами. Но, судя по всему, у анонимных поджигателей есть высокие покровители, так как все уголовные дела против них спущены практически на тормозах.
Впрочем, до очередного «бе-бе-бе» от нашего бумеранга и до прицельных бросков подручными жидкостями на заседаниях украинского кабмина, как и до сакраментального «Барыги!» — ещё надо дожить. Пока что «бумеранг запутался в ветках». Стремительное назначение Саакашвили элементарно провалилось в Раде. От такого крутого поворота даже бесхребетные народные избранники от «Слуги народа» впали в законодательный ступор. Заявив, что по украинским законам в кабмин нельзя назначать персону с непогашенной или с неснятой судимостью. Напомним, в июне 2018 года городской суд Тбилиси заочно приговорил Михаила Саакашвили к шести годам лишения свободы, а Украина обязалась в своё время исполнять решения грузинских судов. Оказалось, что даже в ручной фракции «Слуги» не хватает голосов для утверждения Саакашвили, в результате чего последнему пришлось лишь давать импровизированную пресс-конференцию на ступеньках здания Рады.
Такой казус, произошедший в прошлую пятницу, показывает очевидное. За прошедший после его триумфального избрания год, президент Зеленский построил «режим персонального пиара», но отнюдь не режим персональной власти. Сегодня президент может похвастаться только солидным персональным рейтингом, но не сколь-либо значимым контролем системы государственной власти. Поэтому, в ближайшем будущим средоточием ненависти Зеленскому будет стать предельно легко, а вот центром власти — отнюдь. Охотник, запустивший бумеранг «по имени Михо», может снова получить им по лбу.
Пока что невозможно точно сказать, как сложатся будущие расклады и чем будет знаменита осень 2020 года, которая уже вряд ли будет спокойной. Однако ясно одно: уже через полгода кризисные процессы на Украине приведут её к очередной, предельно болезненной трансформации власти. Так что, если Саакашвили будет кричать на будущем майдане «Геть банду клоуна Зеленского!» — не удивляйтесь. Бумерангу не впервой бить охотника.