После выхода статьи "Бухгалтерия измены" ("Завтра", №16 за 2014 год) о том, как замминистра финансов Сергей Шаталов дискредитирует путинскую интеграцию на постсоветском пространстве, редакция получила множество просьб подробнее рассказать об этом чиновнике. Ведь не может быть такого, заявляли читатели, чтобы за два десятка лет своего пребывания в Минфине этот господин отличился лишь провалом обустройства "налогового рая" для Крыма и саботажем создания Евразийского экономического союза.
Верно. В долгой карьере "вечного замминистра" Шаталова, кавалера ельцинской медали "Защитника свободной России", бывали случаи и похлеще. Однако черепаший темп исполнения важнейших государственных задач — это, можно сказать, конёк г-на Шаталова. С него и начнём.
КТО ЗДЕСЬ БЕНЕФИЦИАР?
Одной из главных задач, стоящих сегодня перед Россией, является борьба с офшорами. "Офшорная экономика" сравнима с оккупацией страны. Не только оттого, что её миллиардные прибыли питают чужие центры силы. Это ещё и отличный повод для шантажа "офшорной элиты": достаточно лишить её зарубежных счетов — и она сдаст всех.
Впервые Владимир Путин поднял вопрос об офшорах ещё в бытность свою председателем правительства — на совещании по развитию энергетики, состоявшемся на Саяно-Шушенской ГЭС в декабре 2011 года. В те дни им была сформулирована цель деофшоризации — "перевод наших компаний, особенно тех, которые осуществляют крупные проекты, под российскую юрисдикцию".
В марте 2014 года, выступая на съезде РСПП, Путин в очередной раз вернулся к теме офшоров. И снова ясно обозначил приоритеты — "российские компании должны быть зарегистрированы на нашей, на родной территории, на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности". Трижды повторил!
Однако Министерство финансов отчего-то прибегло к принципиально иной тактике деофшоризации. Вместо возвращения компаний в Россию методом кнута и пряника Минфин в лице Шаталова ухватился за идею "полной открытости" офшорного бизнеса как панацеи от сокрытия налогов.
"Минфин вовсе не требует ликвидировать иностранные дочерние компании и переместить весь бизнес в Россию, — заявил Шаталов в своем "программном" интервью в "Ведомостях" в январе этого года. — В части налогов претензии сводятся к следующему: пожалуйста, используйте удобные юрисдикции, если это требуется для бизнеса, но делайте это открыто".
Таким образом, всю борьбу с офшорами было решено свести к раскрытию "конечного бенефициара" компании. Однако это невозможно без участия офшорных стран — их следует заставить выдавать нам всю информацию о подлинных собственниках. Для этого, в свою очередь, Россия должна ратифицировать антиофшорную конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — иначе шиш мы получим, а не информацию.
Минфин лет сто "рожал" законопроект об этой ратификации. Наконец, в ноябре 2013-го Шаталов, выступая в Совете Федерации, громогласно заявил, что "в самое ближайшее время правительство внесет конвенцию в Госдуму".
Всё это прекрасно, вот только на дворе уже апрель 2014-го, а законопроект в Думу так и не попал. Хуже того, 13 марта из-за событий на Украине ОЭСР… приостановила процесс принятия России в свой состав. В результате все потуги Минфина, своеобразно трактовавшего президентские тезисы о борьбе с офшорами, накрылись медным тазом.
А может быть, так и задумывалось?
ЗАГРЕМЕВШИЙ ПОД ФАНФАРЫ
На фоне этого провала невинной шуткой смотрится последующее лукавство замминистра. 18 марта Шаталов обрадовал страну известием, что четыре известных офшора — Британские Виргинские острова, Бермуды, Джерси и остров Мэн — сами попросили российский Минфин заключить с ними соглашение об обмене налоговой информацией.
Виват замминистру! Но фанфары недолго играли: уже через неделю "РБК daily" опровергла слова Шаталова. Оказалось, что по меньшей мере два из четырёх офшоров ни с какими подобными просьбами в наш Минфин не обращались (а в два других журналистам просто не удалось дозвониться). Выходит, чиновник просто взял и солгал целой стране?
Эх, не ценят офшоры Шаталова! А напрасно. Упомянутое интервью в "Ведомостях" открывается настоящей здравицей, которую замминистра произнёс в честь офшоров. Низкие налоги, по его словам, — это лишь одно из их "конкурентных преимуществ".
"Не менее важными элементами являются британское право и гарантии защиты права собственности (для России это особенно актуально) плюс режим абсолютной конфиденциальности, — перечислял Шаталов. — Офшоры чрезвычайно удобны для "деликатных" операций — от поставки оружия до подкупа иностранных чиновников, от проведения секретных финансовых операций до уклонения от уплаты налогов. Их активно используют не только корпорации и граждане, но и государственные органы, а также секретные службы…"
Так вот для чего могут понадобиться "удобные юрисдикции"! Но не взболтнул ли Шаталов лишнего? Как если бы глава МВД вдруг восславил кастет и бейсбольную биту, а министр здравоохранения — шприц и бутылку из-под водки, предложив этим "пользоваться, но только открыто". Особенно трогательно смотрится пиетет российского чиновника к британскому праву и гарантиями собственности. Клиенты, потерявшие свои деньги в кипрских банках, непременно оценят этот шаталовский пассаж.
Эпическая борьба замминистра с офшорами — не единственный пример его, мягко говоря, неспешности. Достаточно вспомнить эпохальные прения между Шаталовым и главой РЖД Владимиром Якуниным на заседании Госсовета в Мурманске в мае 2007 года. Их лучше всего представить цитатой из стенограммы:
"ЯКУНИН. Семь лет потребовалось только для того, чтобы сегодня прийти к пониманию, кто должен заключать арендные договоры в портах… Эти семь лет кто-то же создавал эту дискуссию… Могу доложить, что семь лет тому назад Турция приняла соответствующий закон, а через два года Турция стала одной из мировых держав судоходных…
ПУТИН. Что же Минфин не согласовывал столько лет нулевой вопрос?
ШАТАЛОВ. Владимир Владимирович, про семь лет — это, конечно, большое преувеличение.
ЯКУНИН. Это не преувеличение. Я был заместителем министра транспорта, когда этот проект пытались внести. Это правда.
ШАТАЛОВ. Нет, семь лет, конечно, мы не обсуждали этот вопрос, это я тоже могу сказать. Но после того, как мы сняли самые спорные вопросы, мы согласовали его очень быстро.
ЯКУНИН. Прошу прощения, Владимир Владимирович. Уж позвольте тогда…
ПУТИН. Нет, достаточно".
Интересно, имеются ли в Турции свои шаталовы? И как быстро им там наступает "секир-башка" за семилетнее затягивание "нулевого вопроса"?
ОДНА БЕДА НА ВСЕХ
Критиковать чиновника за его бесконечные ошибки — всё равно, что наказывать несносного ребёнка. Но что поделаешь, если рука так и тянется к ремню?
Не далее как в этом марте, например, на любимой мозоли минфиновского замминистра — "низких" налогах для предприятий — оттоптался его коллега, замглавы Минэкономики Сергей Беляков. На "Неделе российского бизнеса" под эгидой РСПП Шаталов назвал "совсем небольшими" 22,5% фискальной нагрузки на предприятия в сравнении со странами "Большой восьмёрки" и ОЭСР. Беляков же рубанул правду-матку: налоговое бремя, лежащее на предприятиях, чрезмерно, а приводимые Минфином цифры не учитывают массу других обязательных выплат — например, платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
И всё же Белякову далеко до депутата Андрея Макарова, чья фраза двухлетней давности вошла в минфиновские анналы: "Если в России, как известно, две беды — инфраструктура и менеджмент, то у российской налоговой системы всего одна, зато она имеет конкретную фамилию, имя, отчество: Сергей Дмитриевич Шаталов", — заявил Макаров, являющийся, на минутку, главой думского комитета по бюджету и налогам.
Фраза эта прозвучала в стенах парламента 25 мая 2012 года и была связана с неумелой попыткой Шаталова сорвать принятие Думой законопроекта о евробондах. По словам Макарова, всему виной оказалось одно ошибочное шаталовское письмо, которое обрушило российский рынок внешних заимствований для всех наших компаний, взвинтило для них стоимость кредитов и распугало зарубежных инвесторов. По оценке Макарова, ежемесячно с 2011 года шаталовская ошибка обходилась экономике страны в сотни миллионов долларов.
Профнепригодность Шаталова признала даже власть: осенью 2006-го года замминистра схлопотал выговор за разразившийся кризис в алкогольной отрасли, приведший к нехватке алкогольной продукции в розничной продаже. Его причиной стал сбой в работе Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота алкоголя (ЕГАИС), за разработку которой отвечал лично замглавы Минфина.
Но сильнее всего, конечно, этого "гайдаровского лауреата" чехвостят за его маразматическую приверженность налогу на добавленную стоимость (НДС).
Адекватные экономисты — от академика Львова до академика Глазьева — всегда настаивали на том, что НДС является одним из главных камней преткновения на пути к инновационной экономике "высокого передела", поскольку он фактически штрафует предприятия за усложнение производства. Чем длиннее производственная цепочка, чем больше поставщиков и технологических переделов — тем больше НДС. Этот налог губит реальный сектор экономики и ведёт к росту цен, поскольку, чем сложнее товар, тем выше инфляционное воздействие НДС.
Надо ли говорить, что Шаталов является стойким противником снижения планки НДС? Так и живём под этим бременем с "гайдаровских времён" — с 1992 года.
С КОГО БЫ СОДРАТЬ ДЕНЕГ?
Получается замкнутый круг: реальный сектор экономики толком не растёт из-за удушающих налогов, но Минфин налоги не понижает, потому что тогда и вовсе денег неоткуда будет взять. Но не зря в министерстве умные головы сидят! Они придумали, где можно достать ещё бабла. У нас с вами.
Введение единого налога на недвижимость физических лиц, базой для которого станет кадастровая стоимость, откладывается до 2015 года, посетовал Шаталов в минувшем октябре. "Для физических лиц, я думаю, мы уже не успеваем, 2014 год мы уже потеряли", — сокрушался он тогда.
Что же помешало успеть? Во-первых, напортачили с кадастром: при его составлении было выявлено множество ошибок. А во-вторых, вмешалась Администрация президента — там-то, в отличие от Шаталова, прекрасно понимают печальные социальные последствия "кадастрового" налога.
Но Минфину начхать. Будто в отместку, Шаталов собрался прямо с 1 января 2015 года сократить льготы для социальных групп граждан по налогу на имущество до одного объекта недвижимости. Если эта "новация" будет утверждена, то через семь месяцев пенсионерам, имеющим квартиру и дачу, придётся один из этих объектов оплачивать по-полной.
Впрочем, с пенсионерами не всё так просто: до пенсии ведь ещё дожить нужно. Кстати, г-н Шаталов — один из поборников повышения пенсионного возраста до 65 лет — об этом он высказался еще в 2011 году. Хочется напомнить этому господину, что сегодня, по официальной статистике, средняя продолжительность жизни у мужчин в России составляет лишь 64 года. Шаталову сейчас, кстати, столько же — но он-то наверняка переживёт обычного русского мужика.
Кто-то назовёт подобные минфиновские инициативы "вбросами". Нет, вбросы выглядят иначе. Заявил как-то наш замглавы Минфина, что никакой девальвации в России не планируется, — произошло это 21 октября 2008 года. А в следующие три месяца рубль рухнул с 26,06 руб. до 36,20 руб. за доллар — обесценившись почти на 40%. Вот это был настоящий вброс!
АГЕНТУРА НЕ СПИТ
Почему же этот мощный пенсионер ещё во власти? Каким образом он уже 19 лет, с небольшим перерывом, сидит в кресле замминистра финансов России?
Как версия, ключевым здесь является слово "перерыв". Между двумя своими "замминистерствами", с 1998 по 2000 годы, Шаталов проработал директором управления налогообложения в старейшей в мире аудиторской конторе PricewaterhouseCoopers (PwC).
Как предполагала наша газета еще в 2000 году, "международная "пятерка" фирм-аудиторов и консалтеров играет заметную роль в клубе международных кредиторов России, консультируя его членов — крупнейшие западные банки — в вопросах тактики долговых переговоров с российским правительством. Шаталов, "откомандированный" в Минфин "Прайсуотерхаус" и её VIP-клиентами, проводит техническое обеспечение очередного витка реформ по-гайдаровски"…
Ну, а чтобы понять, насколько дорога PwC сердцу г-на Шаталова, приведём ровно две новости за апрель 2007 года.
Новость первая: 2 апреля Арбитражный суд Москвы признал PwC "фактическим участником реализации незаконных налоговых схем" ЮКОСа, обвинив аудитора в нарушении профессиональных стандартов. Выводы суда могли стать поводом для отказа в продлении аудиторской лицензии, срок действия которой у PwC истекал 20 мая. За аудитора вступились госсекретарь США Кондолиза Райс, американский министр финансов Генри Полсон и штатовский посол в России Уильям Берн…
Новость вторая: 19 апреля Минфин опубликовал приказ замминистра финансов Сергея Шаталова, продлевающий на пять лет лицензию аудиторской компании PwC. Минфин не стал дожидаться вступления в силу решения Арбитражного суда…
Всем всё понятно? Райс, Полсон, Берн и примкнувший к ним Шаталов. Силища!
На этом фоне стоит ли удивляться сообщениям о том, что в январе 1997 года Шаталов оказался главным гостем в поездке на конференцию по налоговой реформе в американском Duke University, оплаченной американской табачной компанией R. J. Reynolds Tobacco? И не беда, что, по мнению депутата бюджетного комитета Госдумы Алексея Мельникова (2002 год), акцизные предложения Минфина по табаку были напрямую списаны с лоббистских записок British American Tobacco. Не беда, что в 2012 году Шаталов выступил резко против правительственного (!) предложения повысить акцизы на табак. Это всего лишь совпадения, не так ли?
Сегодня Сергей Шаталов занят ещё одним важным и интересным делом — подготовкой российско-американского соглашения по закону США о налогообложении иностранных счетов (FATCA). Этот экстерриториальный закон обязывает все неамериканские банки или налоговые органы отчитываться перед правительством США обо всех транзакциях штатовских граждан (например, Эдварда Сноудена), либо, в случае отказа, выплачивать по 30% от каждой платёжной операции, номинированной в долларах, с занесением строптивцев в "чёрный список".
Столь дискриминационный закон, в конце концов, приведёт либо к отказу мировой экономики от доллара как ведущей расчётной валюты, либо к дальнейшему закабалению национальных банковских систем. Угадайте с трёх раз, какую позицию занимает на переговорах с Вашингтоном "вечный" гайдаровский замминистра Шаталов, если уже известно, что Россия присоединится к соглашению по FATCA с 1 июля 2014 года?
Вот так. Начали с деофшоризации — а закончили прямым американским диктатом. По чём нынче Родина, господин Шаталов?