БРАКОНЬЕРЫ В УГОДЬЯХ ПРЕЗИДЕНТА
Давно замечено, что внутренняя политика России никак не может поспеть за её внешней политикой. На международной арене страна давно уже ведёт себя как суверенная держава: собирает земли, создаёт союзы. А глянешь на дела домашние, и на ум приходит лишь цитата из фильма "Свой среди чужих…" — про чёрную измену, что ещё крадётся по тёмным закоулкам нашей Родины. По закоулкам в правительственных коридорах, добавим мы.
Иной раз ужаснёшься от очередного реформаторского беспредела министерств, кишмя кишащих "птенцами гнезда Гайдара", — да и плюнешь с досады: лишь бы в геополитику не лезли! Ведь "Большая игра", которую ведёт Кремль против американского гегемонизма, рано или поздно приведёт к национализации элиты в России и ликвидации "пятой колонны" во власти. И до тех пор, пока внешней политикой у нас занимаются Путин, Лавров, а иногда и Шойгу, всё остаётся под контролем.
Всё ли?..
Сегодня жизненно важным внешнеполитическим процессом для России является интеграция постсоветского пространства. Долгое, упорное строительство Таможенного союза. И совершенно новая цель — воссоединение с Крымом, которое обязано пройти без сучка и задоринки. Два мегапроекта, слагающие, ко всему прочему, весомую часть личного рейтинга Путина.
Но что, если в этой зоне наших исключительных интересов источником антироссийских угроз являются не столько наши иностранные "партнёры", сколько внутренние "друзья"? Что, если внутренний саботаж оказался опаснее внешнего давления?
Увы, это, действительно, так. Оба проекта, ТС и Крым, достигли той стадии, когда вслед за государственническими Мидом и Минобороны за дело взялись либеральные "внутренние" ведомства. В частности, Минфин. И понеслось…
В Крыму и в ТС эти горе-финансисты занимаются вроде бы пустяковыми вещами: регулировкой тарифов, совмещением законов и прочей "скукотой". Но дьявол, как известно, скрывается в деталях. Так вот, нынче от Министерства финансов слишком уж отчётливо попахивает серой. Внешне всё выглядит пристойно, но присмотришься к действиям минфиновской "команды" — и тут же снова цитатку из фильма про "подлые змеиные укусы на теле Родины" вспомнишь.
ИСТОЧНИК УГРОЗ
Знакомьтесь — Сергей Дмитриевич Шаталов. Скромный, но неутомимый заместитель министра финансов Российской Федерации. Настолько неутомимый, что начиная с 1995 (!) года пересидел в своём кресле аж пятерых министров. Сейчас под шестым сидит — Антоном Силуановым.
Без малого двадцать лет держаться в ранге замминистра (с кратким перерывом на руководящую работу в филиале одной мощной английской конторы) — это дорогого стоит. Для обитателей "коридоров власти" Шаталов — ходячее доказательство тезиса о "вечных" персонажах отечественного политического Олимпа. Просто "финансовый Агасфер" какой-то.
Пенсионеру, между прочим, уже 64 года — но на покой он не торопится. Иных генералов, боевых мужиков, при Сердюкове чуть ли не в день 60-летнего юбилея под зад коленом из армии выпихивали — а этот "пиджак" держится. Точнее, его дела держат.
Какие же дела? Налоги.
Г-н Шаталов считается едва ли не главным проводником радикальной налоговой реформы в России, то есть создателем той одиозной системы налогообложения, которая существует сегодня в стране. Её изъяны известны всем.
Шаталовская реформа закрепила в стране несправедливую "плоскую" шкалу подоходного налога, по которой нянечка тётя Маша и олигарх Абрамович платят одинаковые 13%. Такая система якобы направлена на то, чтобы богатые не уклонялись от налогов и не уводили бизнес в тень. Реальность насмехается над шаталовской теорией: нувориши предпочитают отжигать в Лондоне и Ницце, а их бизнес давно попрятался по офшорам.
Стараниями Шаталова создан жуткий перекос в экономике, когда заниматься реальным производством и создавать продукцию "высокого передела" элементарно невыгодно из-за удушающих налогов.
Ну а главная суть налогообложения в России, говоря словами самого Шаталова, заключается в снижении налоговых изъятий по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов. В переводе на русский это означает, что Минфин перекладывает содержание всей социалки на плечи населения, превращая гарантированные Конституцией права — в платные услуги.
Вот такой замечательный человек — лауреат премии гайдаровского "Института экономики переходного периода"! — фактически управляет ключевым из российских экономических ведомств с 1995 года. "Дважды лучшего министра финансов" Алексея Вывезти-Все-Деньги-В-Америку Кудрина помните? А ведь он "при Шаталове" всего 11 годков отпахал.
"Но Крым-то с Таможенным союзом тут при чём?" — воскликнет кто-то. Неужели в том, что их тоже ждёт введение безумного шаталовского налогообложения?
Нет, всё ещё хуже.
КРЫМ: РАЗБИТАЯ "ВИТРИНА"
Значимость скорейшего развития Крыма сегодня понятна каждому. Необходимо не просто "пришить" его к телу России — важно превратить его в "витрину" российской жизни. Если этого не сделать, то под ударом окажется реноме лично Путина — как человека, принявшего решение о воссоединении с Крымом.
Крым должен как можно быстрее стать нашей "выставкой достижений народного хозяйства" — чтобы жители Украины поскорее расстались с майданными иллюзиями и поспешили в сторону России вместе со своими регионами.
Что нужно для скорейшего восстановления Крыма? Деньги, много денег. Дать их способно резкое оживление местного бизнеса и вовлечение в крымский "ренессанс" крупных российских компаний. Ну а для этого необходимо создать на полуострове "налоговый рай".
Все уверены, что именно так и будет, ведь это понятно и ребёнку… Ребёнку — может быть, но только не Шаталову. Следим за руками.
24 марта глава кабмина Дмитрий Медведев проводит совещание "по актуальным вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя". Среди прочего Медведев предлагает ни много ни мало "освобождать от уплаты налогов на переходный период те компании, которые платят налоги в Крыму".
Партия сказала: "Надо!" — Минфин ответил: "Да пошли вы!"
Уже 2 апреля "Коммерсант" публикует выжимку из "дорожной карты" по интеграции Крыма в налоговую систему России, представленной замминистра Шаталовым. В "карте" этой, как пишет "Коммерсант", "нет и намёка на возможность создания на полуострове льготного налогового режима". Вот вам и "витрина"!
Согласно шаталовской "карте", НДС крымским компаниям в этом году возмещаться не будет. Ставки налога на прибыль повышаются с украинских 18% до российских 20%. На компании налагается множество обязанностей, необходимых для адаптации к российским правилам. Вопрос о реструктуризации долгов по налогам работающих в Крыму компаний, по словам Шаталова, вообще "требует детального изучения с точки зрения необходимости" — то есть, считай, игнорируется.
А как же компании-инвесторы с "Большой земли", готовые вложить деньги в Крым? С ними ещё веселее. Над возможностью освобождения их хотя бы от отдельных налогов в переходном 2014 году Шаталов режет: "Принятие каких-либо нормативных актов по этому поводу не требуется". Пускай, мол, инвесторы платят налоги по нынешним крымским (то есть де-факто украинским) законам!
Шаталов "не увидел большого смысла" даже в освобождении от НДС услуг авиакомпаний по перевозке пассажиров в Крым — эта мера, как пишет "Ъ", предлагалась для снижения тарифов на авиабилеты. По мнению замминистра, такое решение… "создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других внутрироссийских перевозок"! Понятно? Никаких скидок на авиабилеты в Крым — иначе, чего доброго, люди и на Дальний Восток захотят задёшево летать!
Вот так либеральная министерская логика расправляется с геополитическими победами Кремля. "Путин вернул России Крым? Ерунда, вот мы сейчас крымчан налогами-то и придушим! Будут знать, как от "ридной неньки" отделяться!"
БОЛЬШОЙ МАНЁВР ОТ ШЛАГБАУМА ДО КАЛИТКИ
Нечто подобное происходит и с Таможенным союзом. Для Путина ТС — это вопрос геополитической важности. Это не только исправление "величайшей катастрофы XX века", но и создание полноценного внутреннего рынка, способного на равных конкурировать в мировой экономике.
Ну а для шаталовского ведомства, с его убогой "бухгалтерской" логикой, это лишь очередной повод поскулить о "пропавшей копеечке". Стоны Минфина о "тратах" и "потерях" при строительстве ТС выглядят особенно лицемерно на фоне выстроенной им финансовой системы, — когда каждый лишний рубль "вымывается" из экономики России и складывается в "кубышку" резервных фондов, хранящуюся, к тому же, по-прежнему в американских бумажках.
Вот лишь один из примеров шаталовского подхода к Таможенному союзу.
Уже в мае этого года Россия, Белоруссия и Казахстан должны подписать договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Однако некоторые важные вопросы — например, о российской экспортной пошлине на нефть — до сих пор не улажены. Похоже, при подписании договора президентам придётся даже вынести эти вопросы за скобки. Хотя, казалось бы, по пошлинам Путин, Лукашенко и Назарбаев давно пришли к единому мнению — все изъятия должны были уйти в прошлое вместе с прошедшим 2013 годом.
Кто же тормозит подписание договорённостей вопреки позиции президентов? Российский Минфин и лично Сергей Шаталов.
Объясним на пальцах — на примере Белоруссии.
Сегодня Минск перечисляет в бюджет РФ экспортную пошлину за нефтепродукты, произведённые из российской нефти, — порядка 3,3 млрд долларов в год. Батька заявил как-то, что оставляй он эти деньги в Белоруссии, "уже здесь Эмираты построил бы".
Естественно, с 1 января 2015 года, когда должен будет заработать ЕАЭС, никаких пошлин Россия взимать не сможет. Ну, и отлично, думает любой вменяемый человек. Синергетический эффект от единой экономики и отсутствия таможенных барьеров, рынок от Бреста до Алма-Аты возместит любые потери!
Но тут, откуда ни возьмись, возникает замминистра Шаталов и встаёт в позу: "Это нам невыгодно!" И принимается стучать костяшками на бухгалтерских счётах. "Искусственно поддерживая низкие внутренние цены на нефть, мы помогаем не только российским потребителям, но и нашим партнёрам по Таможенному союзу!" — заявляет он. Казалось бы, прекрасно! Но для Шаталова это повод для возмущения.
"Помощь" партнёрам по ТС Шаталов оценивает в целых 10 млрд долларов. Которые, по предположению гайдаровского лауреата, непременно превратятся для России аж в 40 млрд. (!) долларов убытков, если три страны образуют ЕАЭС, и все барьеры рухнут.
Коллеги Шаталова по другим министерствам над этим откровенно смеются. Во-первых, не 10 млрд, а всего 6,5 млрд, а во-вторых, существует масса инструментов для выправления "перекосов". Можно поиграть с акцизами и квотами, точечно сдвинуть налоговую калибровку или, например, обсудить будущее белорусских НПЗ…
Но Шаталов не хочет точечно. Он, подобно Наполеону, оперирует "большим налоговым манёвром", созревшим в его увенчанной гайдаровскими лаврами голове. И в качестве компенсационной меры объявляет о… снижении в России экспортных пошлин, с одновременным резким увеличением НДПИ.
Все, и Шаталов в том числе, понимают, что это неминуемо приведёт к страшному росту внутрироссийских цен на бензин — вплоть до уровня мирового рынка. Но чего ни сделаешь ради прекращения помощи белорусам!
Подобная "экономия" уже привела к тому, что, по мартовской оценке Лукашенко, готовность сторон к подписанию ЕАЭС не превышает 70-80%. Более того, по мнению Батьки, "стороны постоянно выдвигают новые предложения, которые могут размыть уже имеющиеся договорённости". И того хуже: без устранения изъятий и пошлин "будущий экономический союз лишится прочного фундамента". Вот так.
Интересно, знает ли "вечный" замминистра либеральнейшего из министерств хотя бы примерную цену чистого неба, которое закрывает, защищая Москву, белорусская ПВО? А цену союзнических отношений Казахстана, сдерживающего в своём подбрюшье радикальный исламизм?
Нет, ничего этого Шаталов, конечно, не знает. Зато ему наверняка известны другие интересные вещи. Как стращать народ "вбросами" о новых налогах и прославлять офшоры. Как получать выговоры за свои "косяки" и саботировать развитие страны. Как вводить в заблуждение сограждан и обрушивать рынки. Как уклоняться от налогов и лоббировать интересы западного бизнеса. И, конечно, как годами выстраивать в России налоговый ад, в котором выжить способны лишь сырьевики и торгаши.