Сообщество «Символ веры» 01:04 24 августа 2019

Будущее России решается сейчас

но не площадях , митингах или в высоких кабинетах, а в детских садах и школах

Хвалынск, небольшой город на берегу Волги. До революции этот волжский городок оглашался звоном семи церквей, и все они, кроме одной — церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» Свято-Троицкого мужского монастыря, — были разрушены. В стенах монастырской церкви по сей день бактериологическая лаборатория. Когда-то здесь жило 17 тысяч человек, сейчас лишь 12 с небольшим тысяч. Работать особо не где. Люди из него уезжают. Пустошь.

Именно здесь в 2010 году появилась «Хвалынская православная классическая гимназия во имя Святого мученика Александра Медема».

Вот как вспоминает об этом основатель гимназии протоиерей Виталий Колпаченко, - первоначально я хотел открыть воскресную школу. Начал искать помещение, и уже после родилась мысль — открыть в Хвалынске православную гимназию. Я поехал к Митрополиту Лонгину просить благословения. И он сказал: «Благословляю двумя руками, была бы третья — благословил бы и третьей». Я всегда вспоминаю эти слова, когда говорю о создании гимназии, и воспринимаю их действительно как благословение Божие — твердое, крепкое, милосердное, обильное.

В гимназии преподается Закон Божий, урок начинается с молитвы, еженедельно совершается молебен святому покровителю Александру Медему; действует его музей. Дети обучаются церковнославянскому языку и церковному пению — хор гимназистов с успехом поет всю Литургию.

Об личности отца Виталия, об его пути, я расскажу рассказать чуть попозже.

Цивилизации, которые хотят сохранить себя, свою культуру, свою идентичность, стремятся к защите своего ценностного ядра, своих ценностей и убеждений.

Сейчас хочу отметить, что значение православных гимназий для будущего России невозможно переоценить. Не зря старинная поговорка гласит, что воспитывать ребенка надо пока он поперек лавки ложится, а когда вдоль лавки ложится, то воспитывать уже поздно. Будущее России решается сейчас. Но не площадях, митингах или в высоких кабинетах, а в детских садах и школах. Ибо, во что будут верить те кому сейчас 7-17 лет, такой и будет будущая Россия.

В настоящее время Россия переживает знаменательный период в своей истории: наш народ ищет новые ориентиры, наша страна исцеляется от ран, полученных в предыдущие 100-150 лет своей истории, извлекает из этих событий уроки и ищет новые цели, новые пути реализации своего потенциала.

Политические, экономические проблемы никогда не бывают только политическими и экономическими. Они всегда являются также эмоциональными, психологическими и «духовными» проблемами. Главной проблемой в настоящее время в России является проблема расхождения между уровнем задач, которые ставит перед нами современный мир, и уровнем нашего мышления. Уровнем нашего нравственного развития.

Для того, что бы решить стоящие перед нашей страной задачи, нам надо подготовить людей, чье мышление будет соответствовать уровню проблем, которые им предстоит решать. В настоящее время уже есть методики направления на раскрытие человеческого потенциала, на воспитание самостоятельной, творческой личности. Однако важно при этом, чтобы это самое развитие опиралось на нравственный и этических стержень который дает православие.

Формирование системы ценностей новой России должно происходить с учетом культурно-исторических традиций с ориентацией на самобытность населяющих ее народов, их ценности, традиции и ментальность, берущие истоки из прошлого. При этом стремление к самобытности должно становиться не самоцелью, а средством обеспечения эффективной социальной регуляции обществом и его членам, создающее необходимые условия для реализации творческой активности индивидов и социальных групп, духовного развития и сохранения Россией статуса самостоятельного субъекта мировой истории.

Поэтому только образование, базирующееся на духовном, в нашем случае, православном фундаменте и направленное на развитие индивидуальности и независимого мышления, поможет подготовить людей к новому миру, в котором им предстоит самим определять свою жизнь.

Путь к вере

Путь отца Виталия к православию был не прост.

Отец будущего священника верил в силу искусства, в человека, творчески способного преобразить мир, а в Бога не верил. Крестила Виталия, когда тому было пять лет, его бабушка, наказав ничего не рассказывать об этом отцу. Но, вернувшись из Покровского храма, что в городе Покровске (Энгельсе), мальчик не смог сдержать радостного: «Папа! Мама! Я Бога видел!».

— Было ощущение большой радости, восторга не просто от того, что в новом месте побывал, а, наверное, от прикосновения благодати. И потом навсегда у меня осталось ощущение личной связи со Христом. Парадоксально: о Христе я толком ничего не знал, но было чувство, что Бог рядом и что Бог — это Христос. Евангелие я прочел уже в старших классах, и это было очень личное чтение, как разговор один на один. Пожалуй, сейчас так я уже ничего не читаю.

двойной клик - редактировать изображение

Закончив в 1999 году исторический факультет Саратовского госуниверситета, Виталий Колпаченко и не думал о священстве. Сразу после защиты диплома поехал в Москву – поступать в ГИТИС.

– Семья у нас театральная: папа мой – режиссер народного театра, мама всю жизнь проработала в сфере искусства, младший брат учится на театральном факультете, – рассказывает отец Виталий.

Двадцатичетырехлетний выпускник истфака, пока еще был студентом, пытался осилить многие тома философской премудрости. В какой-то момент стало ясно, что все эти тома легко вмещаются в краткую и простую, но одновременно очень сложную для исполнения истину – жизнь должна быть служением Богу. Только на каком поприще? Вопрос этот встал особенно остро, когда Виталий в ГИТИС по конкурсу не прошел.

– Трагедии для меня в моем непоступлении не было. Я просто хотел понять: для меня театр или нет, преодолевать преграду и поступать снова или это не мое?

И вот тут Виталий, привыкший уже решать все самостоятельно, впервые в жизни захотел услышать совет — верно ли он избрал себе поприще? И отправился в Сергиев Посад.

— В Лавру я приехал как раз ко дню памяти преподобного Сергия, впервые сознательно исповедался, причастился, стал ждать архимандрита Наума (Байбородина), к которому мне посоветовали обратиться. Народу было столько, что разрешили спать в храме. Я ночевал в Успенском соборе, спал у солеи.

Заранее были куплены билеты домой, не осталось ни денег, ни времени. На следующий день все желающие побеседовать с отцом Наумом выстроились рядами, и так получилось, что он прошел мимо. До последнего момента уверенный, что вот сейчас отец Наум обернется и обратится к нему, Виталий, вдруг не выдержав, закричал:

— А как же я?!
— А что ты? — оглянулся отец Наум.
— Я Вам записку передавал: «Благословите служить Богу искусством театра и кино…»
— Тебе не этим надо заниматься.
— А чем?
— Как чем? Если я тебе скажу коров пасти, ты что, пойдешь коров пасти?
— Пойду коров пасти!
— Ну, давай, поезжай пока в Николо-Шартомский монастырь.

Месяц Виталий Колпаченко жил в этой обители трудником. Работал в маленькой монастырской типографии, где для печати использовались селеновые пластины, молился, читал книги. И потихоньку стал проникаться монашеским образом жизни и жил, по его словам, хорошо, радостно. Темные, вражьи тучи рассеялись, вернулся прежний, давно забытый душевный покой. И стучалось в сердце то самое: «Да будет воля Твоя».

Скоро за сыном приехали родители. Он согласился вернуться с ними, но при условии, что мама и папа не будут мешать на выбранном пути – трудник Николо-Шартомского монастыря решил стать священником.

Становление. Первые трудности, первые успехи.

После возвращения в Саратов, я пошел в областное министерство образования и попросил назначение в школу какой-нибудь глухой деревни. Мне назвали несколько сел, в том числе Благодатное Хвалынского района. Куда после монастыря поедет человек? Только в село с таким названием.

В средней школе села Благодатного отец Виталий преподавал историю. Здесь же познакомился с будущей супругой, Натальей. Летом 2000-го поступил в Саратовскую семинарию, в январе 2001-го уже был рукоположен во диаконы, через какое-то время – во священники.

– Когда мы с матушкой уезжали в Саратов, я пообещал вернуться в Хвалынский район, чтобы построить здесь еще один храм, до этого верующим приходилось ездить в единственную церковь в Хвалынск или Сызрань. И когда уже служил священником в саратовском храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», попросился у владыки обратно, в Благодатное.

Тогдашний правящий архиерей, архиепископ Александр, очень удивился: других желающих, кроме отца Виталия, ехать в глушь не было. Удивился и издал указ об обустройстве приходской жизни в поселке Возрождение, что в нескольких километрах от Благодатного.

Отец Виталий улыбается, когда думает о том, что даже названия у сел, в которых он служил, столь символичны, что сомневаться в Божьем промысле не приходится.

– Меня промыслительно привел Господь в Благодатное, а потом в Возрождение. Благодать возрождает человека, чтобы тот мог нести свой крест.

Когда в поселок Возрождение Хвалынского района приехал священник со своей молодой женой и ребенком и пригласил местных жителей на Литургию, люди восприняли это приглашение с прохладцей: «Построят церковь, тогда, может быть, и будем ходить. А пока идти некуда…». Но отец Виталий Колпаченко сразу принялся обустраивать выделенный православной общине заброшенный детский сад. Отгородил от остального пространства небольшую комнатку, закольцевал систему отопления, поставил «буржуйку». Одолжив у знакомых деньги, приобрел необходимую утварь. Через несколько дней, на праздник Покрова, в комнатке-церкви затеплились свечи, появились первые, слегка ошеломленные, но довольные прихожане. В поселке началась церковная жизнь. И начато возведение церкви.

— Помощники были и исчезали. Планирование строительства, закупка необходимого, вплоть до свечей — все нужно было делать самому и очень многому учиться по ходу дела. Это была своеобразная школа молодого бойца — школа выживания и школа отношения с людьми. Тяжело было совмещать молитву со всеми попечениями.

Молодой священник установил в храме свободную систему пожертвований. Но прошла неделя, другая, третья, а в кружке позвякивала всего пара монет. Жить было не на что, пришлось сумму пожертвований все-таки оговаривать.

Забот во время строительства было очень много. Не убавилось их и со временем, когда батюшка стал настоятелем воссозданного храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в поселке Северный (бывший хутор Александрия, некогда имение графа Александра Медема, прославленного в лике святых Русской Православной Церкви), старинного Свято-Никольского храма в селе Поповка, который нужно было восстанавливать. Построил он как и обещал и церковь в селе Благодатном.

Затем было восстановление Крестовоздвиженского храма города Хвалынска, одно из немногих уцелевших зданий, принадлежало старообрядческой Покровской церкви; в 1946 году оно было передано православной общине, и эту церковь освятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста. С той поры она действовала, но к приезду нового настоятеля отца Виталия нуждалась уже в серьезной заботе и лечении.

двойной клик - редактировать изображение

— Страшно было решиться на полномасштабную реставрацию храма: он очень обветшал и являл собой просто жалкое зрелище. Я бы ни одной доски не тронул, если бы не было у меня внутренней уверенности. Но Господь укрепил. Приступая к делу, мы будто вступали в бой. Опытно я познал, что, прежде чем ожидать помощи в каком бы то ни было деле, нужно сначала выложиться максимально, и тогда помощь обязательно придет. Через человека храмы строит Господь…

Сегодня Крестовоздвиженский храм — краса, и гордость, и настоящий духовный центр Хвалынска. Кроме него и храма в Возрождении отцу Виталию пришлось возрождать, а точнее, строить с нуля еще несколько храмов в Хвалынском районе.

Гимназия

Одновременно с Храмом создавалась гимназия. Когда гимназия только открывалась, решили расти постепенно: набор детей начали с первого класса. Сейчас самые старшие ребята учатся в девятом классе.

Редкие люди в Хвалынском районе не знают отца Виталия, в этом убедился лично, не раз разговаривая с людьми, так и не нашел ни одного, кто бы его не знал. В администрации, музеях, школах, домах рядовых горожан – он бывает везде, общается со всеми, уважаем многими. Однако когда Хвалынск облетела новость о том, что здесь открывается православная гимназия (подобное учебное заведение есть только в Саратове), это вызвало бурю эмоций. Кто-то сразу решил отвести туда ребенка, кто-то всеми силами от этого отговаривал своих знакомых. Знание которое нам отдали под гимназию было в ужасающем состоянии. Пришлось преодолевать массу трудностей, связанных с капитальной реконструкцией здания. Были и хлопоты, связанные с государственной лицензией, в общем, много чего пришлось пережить отцу Виталию и его помощникам.

Сегодня в православной классической гимназии во имя мученика Александра Медема уже 9 классов.

двойной клик - редактировать изображение

– Мы решили идти от малого к большему, – говорит отец Виталий. – С Божьей помощью в нашей гимназии будут все классы, но не сразу.

В первый год, дети занимались в одном кабинете, но зато в нем было все, что нужно ученикам для полноценного развития: книги, пианино, современная техника. Раз в неделю проходят уроки Закона Божия. К тому же вся программа выстроена так, чтобы как можно больше дать ребятам знаний о Православии. В то время фасад гимназии был неказист параллельно велся его ремонт, внутри – тепло не только от батарей.

Потом появился второй, третий, четвертый класс и гимназии потребовалось новое здание, были новые трудности, новые преодоления. Сейчас первоклашки 2010 года перешли в 10 класс. Гимназии существует, Существует в значительной мере не благодаря, а вопреки, во многом как и Россия: вопреки многочисленные прогнозы «доброхотов», экономической ситуации с стране, регионе, Хвалынске. Существует благодаря стараниям именно отца Виталия. Для справки: в Саратовской области только 2 православные гимназии, одна находится в областном центре и ее содержит вся епархия (и этой ей дается ой как не просто), вторая в Хвалынске в городке с населением 12 тысяч человек и содержится она только трудами отца Виталия.

Вообще вокруг отца Виталия всегда много разных людей. Он многих называет своими друзьями, искренне радуется их приезду в Хвалынск или Возрождение. Как удается ему уделять время всем, никого не обижая невниманием? Он отвечает так:

– Когда-то мне приходилось много выступать на сцене, и мой папа приучил меня тратить себя всего без остатка. Неважно, сколько людей перед тобой, неважно, в каком ты сам состоянии. Прежде всего – твое служение. Иначе – фальшь, знаменитое «Не верю!». И в Церкви то же самое. Только фальшь в Церкви умножается стократно. Поэтому лукавить нельзя, беречь себя нельзя – Господь еще даст сил обязательно.

Будущее создается сейчас

Сейчас отец Виталий занят развитием гимназии. В ближайшее время мы планируем открытие православного детского сада, расширение учебных корпусов, строительство спортплощадки. Расширит работу методический центр, в котором смогут пройти обучение и обменяться опытом педагоги всей России

Продолжается восстановление двух храмов: Храма святителя и чудотворца Николая в с. Поповка и Храма Преображения Господня бывшее село Новоспасское. Также, начато строительство Храма Преподобного Амвросия Оптинского в с. Сосновая Маза, уже оформлен земельный участок, расчищено место под строительство, разрабатываем рабочий проект.

Наша страна не идеальна, многое нужно создать, многое изменить. Но начинать надо с себя. Можно выискивать грязь и в ней с упоением копаться, а можно созидать, строить новую Россию! Делать так чтобы в нашей стране хорошего и светлого становилось больше. Пока в летние выходные кто-то в Москве бесновался на митингах, изрыгая ненависть и злобу, в Хвалынске по призыву отца Виталия около 100 человек вышли на субботник и расчищали место под будущие корпуса гимназии, трудились весело с огоньком. Так что два КАМАЗа не успевали вывозить мусор.

Пробыв в Хвалынске неделю я заметил, что приход Хвалынского храма очень дружный. Как у отца Виталия получается сплотить прихожан?

— Общину созидает Господь, и настоящая община вырастает из Евхаристии. Если Литургия — центр всего, то будет возрастать и любовь в сердце. А любовью ведь невозможно не делиться, она изливается, выплескивается, и так рождаются дела милосердия.

Глядя на эту гимназию, общаясь с педагогами, детьми я ясно и отчетливо видел десятки таких гимназий по всей России и понимал - большие города как правило космополитны. Традиции народа сохраняются в небольших городках, селах. Возрождение России будет происходить из недр глубинного народа, трудом именно этих людей, подвижников одним из которых безусловно является протоиерей Виталий Колпаченко.

***
«Бизнес плодит компаньонов, вера – рождает подвижников правды и добра» Митрополит Иоанн (Снычев)

Каждый желающий может присоединится и помочь православной гимназии, поучаствовать в создании пансионата, в восстановлении сельских храмов.

Помочь можно следующим образом:

Можно разместить ссылку на эту статью у себя в соцсетях, а можно если есть желание и возможность помочь и финансово.

До 15 000 руб. лучше перечислять на:
Яндекс кошелек: 41001799557895

С карточки можно перечислить перейдя по одной из ссылок:
https://yasobe.ru/na/dlya_pravoslavnoi_gimnazii_vo_imya_svyatogo_mu4enika_aleksandra_medema

https://money.yandex.ru/to/41001799557895

Если есть возможность перечислить больше 15000 руб,
Перечислять лучше карточку отцу Виталию: № 5336 6902 4159 7493

Если у вас есть возможность помочь стойматериалами, инвентарем и т.д. пишите на почту гимназии: hvalynsck-pkg@yandex.ru

Cообщество
«Символ веры»
Сегодня 00:08
Cообщество
«Символ веры»
1.0x