Авторский блог Ольга Жигарькова 13:27 23 ноября 2017

БУДУЩЕЕ РОССИИ: КАКОЙ ПРОГНОЗ СБУДЕТСЯ?

Говорят, миром правят идеи. Неправда. Миром правят образы. Мы всегда действуем, исходя из картины-образа настоящего в нашей голове. Бывают неадекватные, ложные картины, которые заставляют человека совершать ошибочные действия, наносящие вред ему самому, другим людям или общественным институтам. Какие образы считать неадекватными, какие «пророчества» - негативными, которые мешают человеку реализовать его творческий потенциал, заставляют опускать руки, не верить в себя и светлое будущее – свое и своей группы?

БУДУЩЕЕ РОССИИ: КАКОЙ ПРОГНОЗ СБУДЕТСЯ?

Говорят, миром правят идеи. Неправда. Миром правят образы, картины настоящего и будущего – желаемого или нежеланного, которого хочешь или, наоборот, опасаешься. Мы взаимодействуем с этими картинами, то стремимся приблизить их к реальному воплощению, то оттолкнуть и найти пути, чтобы их избегнуть.

У каждого человека есть свой идеальный мир, с которым он взаимодействует так же, как с миром реальным. Этот мир живет в его душе, занимает его ум и помыслы, волнует сердце. Этот мир составляют воспоминания о прошлом, пережитые чувства и представления о настоящем и будущем – своем и окружающего мира. Когда эти картины-образы всплывают в сознании, человек начинает их анализировать и, осмысляя, мысленно делать о них свои выводы и давать оценки. При этом не только образ настоящего не является калькой с реальности, но и воспоминания о прошлом не являются его автоматической копией. Воспоминание всякий раз воссоздается творчески и становится новой интерпретацией событий. Мы сами и мир в нашей голове – текучая субстанция, изменяющаяся вместе с нами и меняющая нас.

Мы строим планы, желая реализовать свои надежды. Мы возносим молитвы, прося Бога укрепить наш дух в борьбе за желанное будущее. Национальная культура формирует образы, которые органично встраиваются в наши личные картины будущего, если мы разделяем жизнь своего народа и имеем стремления сотворить сходное будущее. Национальная культура обогащает наше самосознание. Настраивает его, как видеть окружающее. Голливуд десятки лет штампует образы, формируя картину мира и нужные Америке оценки происходящего: от толкования исторических событий до образа настоящего. Эта картина утверждает господствующее место американцев в мире и подчиненное – прочих народов в нем. Русскую картину мира формирует отечественная литература. Правда, сейчас, при утрате большинством интереса к регулярному чтению, ее роль в формировании картины мира катастрофически снижается.

Образ того, чего опасаешься в настоящем и страшишься столкнуться в будущем, заставляет предупреждать опасность определенными действиями. Но всегда ли человек на такие действия способен?

Важно в детстве, когда закладывается самооценка ребенка, получить опыт побед, который помогает сформировать позитивные представления о себе, о своих возможностях. Тогда в дальнейшем станет легче преодолевать неудачи и снова стремиться воплотить мечты в жизнь. Чтобы возникло базовое доверие к миру, нужна родительская любовь и материнская забота. В ситуации нелюбви родители воспринимают неудачи ребенка как ожидаемые: «Мы так и знали, что ты не справишься!», значение его успехов принижают. Тогда он и сам начинает думать, что его победы несущественны. У него не накапливается опыт, что он может достигать, что им можно гордиться, что он личность в этом мире значимая.

Позже, в отроческий период, круг важных для человека людей расширяется. Значение приобретают оценки педагогами и ровесниками. У педагогов складывается система ожиданий в отношении учеников. От одних они ждут выдающихся способностей, от других – трудолюбия и усидчивости, от третьих – хулиганских выходок, а от четвертых вообще ничего не ждут. Эта система ожиданий достаточно тонко воспринимается некоторыми детьми, и если от ребенка ждут безобразий, то он эти ожидания будет подтверждать. У подростка может появиться то, что в психологии называют «убийственной реакцией». Если взрослые ему говорят: «По тебе тюрьма плачет», то велика вероятность, что он туда действительно попадет. Нарисованный взрослыми образ будущего он начнет воплощать в жизнь.

Этот стереотип поведения ему трудно будет преодолеть в будущем, когда он станет взрослым. Картины настоящего и будущего окрасят в темные цвета его неуверенность, тревога и страх.

Тут не лишне вспомнить о «самосбывающихся пророчествах». Этот феномен изучал социолог Роберт Мертон. Он разбирал ситуацию краха на Нью-Йоркской бирже в «черную среду» в 1932 году, когда в банках были деньги, но слухи о банкротстве привели к панике, толпы вкладчиков кинулись снимать средства со своих счетов. В результате банки действительно обанкротились. Приняв свои опасения за истинную ситуацию, люди воплотили свои страхи в реальность. Мертон сформулировал постулат: предсказание может стихийно управлять поведением людей, потому что люди начинают действовать в соответствии с ним, увеличивая шансы на его исполнение.

Так, если мы ждем от кого-то агрессивного выпада и стараемся от него защититься, наши действия воспринимаются другими как скрытая угроза и вызывают агрессивный ответ. «Ну вот, я так и думал, что он поступит таким образом», – констатируем мы. А ведь в данном случае «самосбывающееся пророчество» – следствие нашей неосознанной провокации. «Гонка вооружений» – результат таких же страхов и стремления к самозащите.

Кстати, феномен, описанный Мертоном, охотно используют в общественной жизни. Например, некоторые вброшенные в общественное поле социологические опросы и статистические данные сначала вызывают недоумение своим несоответствием реальной действительности. Однако потом, когда люди начинают обсуждать их, будто эти прогнозы с реальностью как-то сопряжены, действительность начинает входить в соответствие с этими «опросами» и «прогнозами». Они начинают сбываться.

Если людям говорят, что среди них много наркоманов, проституток, скинхедов, то это зло умножается.

Когда заговорили о геях и лесбиянках, педофилах и маньяках, число их стремительно возросло.

Когда у человека есть смутные желания, мучительные проблемы, и он не знает, как ему дальше жить, то подсунутый готовый рецепт он возьмет, да и осуществит.

Действительность становится такой, как о ней думает человек. Человек становится таким, как о нем говорят. Предметы приобретают те магические свойства, которые им приписывают люди.

Существует прекрасное стихотворение Жака Превера на эту тему. Его великолепный психологический этюд называется «Возвращение домой». Приведу его полностью, до такой степени он показателен.

«Совершив целый рад далеко не похвальных поступков,

Один бродяга домой возвратился. И вот

Перед воротами фабрики ходит он взад и вперед,

Не узнает никого,

И никто его тоже не узнает;

Он входит в харчевню.

Блины себе просит подать,

Его что-то гложет

И мешает ему жевать и глотать;

Он платит по счету,

Выходит на улицу,

Из портсигара достает сигарету,

Но опять что-то смутное,

Что-то плохое

Курить не дает ему… Что же все это значит?

И вдруг он вспомнил:

Давным-давно,

Когда он был совсем еще мал,

“Ты кончишь на эшафоте”, –

Кто-то ему сказал,

И в течение многих лет

Он делать не смел ничего,

Боялся улицу перейти,

Море пугало его;

И так в течение многих лет –

Ничего, совсем ничего…

Дядюшкой Грезийяром звали того,

Кто эшафот ему предсказал.

Дядюшка Грезийяр

(Вот подлая тварь)

Всегда и на всех беду накликал.

Бретонец вспоминает свою сестру

И брата, который погиб на войне,

Вспоминает о том, что слышал и видел

И чего не видел по своей вине,

Печаль зажимает в тиски его сердце,

Он пытается закурить сигарету снова,

Но курить противно…

И тогда он решает

С дядюшкой Грезийяром перекинуться словом…

Он к нему приходит,

Открывает дверь,

Дядюшка узнавать его не желает,

Но бретонец узнает его

И, сказав “добрый день”,

Не долго думая… убивает

И в самом деле на эшафоте кончает,

Предварительно съев два десятка блинов

И выкурив до конца сигарету».

Собственно говоря, мы всегда действуем, исходя из картины-образа настоящего в нашей голове. У Мертона же речь идет только о неадекватных, ложных картинах, которые заставляют человека совершать ошибочные действия, наносящие вред ему самому, другим людям или общественным институтам.

Как возникают такие неадекватные картины? Мертон считает, что источник их – страх, рождающий предубеждения и, соответственно, желание от них защититься. Мертон обсуждает этнические предрассудки, основанные на разделении «свой» – «чужой», с приписыванием положительной оценки поступкам «своих» и негативной – действиям «чужих». Собственно говоря, философия толерантности современного западного общества родилась благодаря, в том числе, и работам Р. Мертона.

Но человеческое познание движется по законам диалектики; закон «тезис – антитезис – синтез» никто не отменял. Отказаться от деления на «свой – чужой» при познании себя и социума невозможно, другое дело, что содержательное наполнение этих групп со временем будет меняться. Чтобы понять себя, надо, как говорится, отмежеваться от других, понять, что есть «не-Я», что для меня не приемлемо. Только отталкиваясь от этого, можно проводить более сложную работу, формулируя ценности своего «Я». Очевидно, что сегодня в погоне за права обиженных меньшинств пострадали права большинства и на следующем витке развития социума люди это учтут.

Проблема также в том, какие образы, картины мира считать неадекватными. Страх ведь часто порождает образы, помогающие спасти жизнь. Тяжесть последствий наших представлений невозможно заранее определить и предугадать. К ним могут привести любые чувства, любые представления. Во всяком случае, человек учится на своих ошибках, правда, за некоторые из них он платит очень высокую цену. Так, советские люди были уверены, что «человек – это звучит гордо», что народ – творец своей судьбы и истории, и эта самоуспокоенность, благодаря внушаемым из года в год образам стабильного, непоколебимо светлого будущего, привела к параличу воли и к растерянности, когда надо было удержать страну от краха. Образ растаял: ведущая сила истории – народ – рассыпался на отдельные атомы, на изолированных друг от друга «маленьких людей».

Сегодня говорят о том, что Великая Октябрьская революция была ошибкой, революционеры исходили из неадекватного представления о мире, манипулировали массами. Так ли это? Не существует таких идей, которые прорастают, упав на неподготовленную почву. Невозможно манипулировать людьми десятки лет, тем более выигрывать с людьми-марионетками такие глобальные войны, как Великая Отечественная.

Карл Поланьи считает, что в России в 1929 году началась вторая революция, которая ввела страну в новый мир – коллективизации и плановой экономики. Только потому, что мир социализма резонировал с идеальной картиной мира, моделью правильной организации жизни, которая имелась у большинства простых людей, он и был ими построен.

Как же определить, какие пророчества являются для человека негативными, мешают реализовать его творческий потенциал (который есть в каждом), заставляют опускать руки, не верить в себя и светлое будущее – свое и своей группы?

Есть точка зрения, что светлое будущее – оно общее, у людей, толерантных ко всему в этом мире. Звучит красиво, но нереалистично. Пока люди идентифицируют себя с разными группами – по религиозному и этническому признаку, социальному положению, полу, возрасту, гражданству, убеждениям – да мало ли по чему! – их интересы и действия в соответствии с ними будут различаться. Является ли признание различий между людьми предрассудком? Нет, это многообразие человеческих свойств и общностей – ресурс человеческого рода, обеспечивающий ему гибкость и адаптивность перед лицом изменений и катастроф. Каждая ли группа имеет право свободно реализовать свои интересы? Нет, иначе зачем существует Уголовный и Гражданский кодекс. А вот привычка одной группы людей жить за счет другой и идейная база, которую они подводят под такое положение вещей, – это манипуляция и предрассудок, который нужно разрушать. Нарушено ли представление о справедливости и равных правах людей на жизненные блага, которые сумело создать к данному времени человечество, – наверное, это и есть критерий для определения, какие пророчества являются негативными, а какие – проектами светлого будущего.

Подсознательно зная способность людей поддаваться магии образов, в древности обществами вводились жесткие ТАБУ – запреты не только на определенные действия, но и на некоторые высказывания, на обсуждения опасных для группы тем. Не только касающихся морали и общественных институтов, но и метафизических вопросов. Нельзя было чертыхаться, даже имя Бога нельзя было «упоминать всуе». То бишь табу защищали базовые ценности группы.

Сейчас запреты неэффективны: лазейка для враждебных образов находится всегда. Общественные группы должны защищаться, выстраивая собственную картину мира, противостоящую чужим. Проговаривать, каковы базовые ценности общества, а, значит, давать ответы на вечные вопросы: «Кто мы», «Откуда мы», «Куда мы идем».

Проблема заключается в том, чтобы элиты строили картину мира, вербализовали систему ценностей, норм и идеалов, разделяемую большинством, понимали большинство, уважали волю большинства, идентифицировали себя с ним. Тогда можно добиться цельности общества. Тогда определенные поступки будут осуждаться общественным мнением, другие одобряться, действительность – в том числе и внутри своей страны – не будет казаться коварной, непредсказуемой, равнодушной или враждебной каждому россиянину до такой степени, как сейчас. Тогда не будет каждый сам по себе, человеческая общность не будет ограничиваться семьей. Если есть разделяемая большинством картина мира, она рождает представление об общем деле, которое приведет к желанному будущему. Этот образ мира будет цементировать страну, позволит ей противостоять общим угрозам и выживать как единому целому.

Если же в России строить картину мира, симпатичную глобальным элитам и отечественным либералам, большинство ее не воспримет.

Если рисовать сусальный образ жизни Российской империи с ее царями-батюшками-благодетелями, большинство от него отвернется.

Народ все еще ничего не объединяет, кроме отдельных исторических событий, таких, как Великая Отечественная война.

Время междусобойчиков – когда элитам было достаточно «перетереть вопросы» между собой – уходит.

Уходит время, когда можно экспериментировать с картинами потребного будущего, когда еще можно проговаривать и давать мужественную, трезвую, адекватную оценку настоящему.

Время уходит, и черную картину – отрицания всего и вся – становится легче довести до сознания людей. Неуважение воли большинства порождает в нем желание недифференцированного протеста против всего, что есть в современной жизни страны. Разрушить всё, а там – будь что будет…

Очень важно радикально изменить поле общественного сознания. Вернуть в него классическую русскую культуру, вернуть идеи уважения к человеку. Заботиться не только о материальном благополучии и здоровье человека: важно категорично заявить о ценности образования, науки, культуры мышления. Они не в меньшей степени определяют качество жизни людей. Поле общественного сознания должно быть насыщено подлинно культурной и интеллектуальной информацией, которая станет источником для жизни души и ума каждого человека.

Каждый из нас должен бороться за свое будущее. Чтобы не оказаться козлом отпущения, не остаться в дураках, проворонив, как минимум, свою жизнь и, как максимум, – свою страну, следует внимательно разобраться в тех образах, тех помыслах, которые реют в общественном пространстве, уговаривают, улещают, обезоруживают, казалось бы, неопровержимыми аргументами и непоколебимой логикой. Несмотря на вводимые запреты, разрушительные помыслы вторгаются в нашу жизнь, и избежать этого невозможно. Вопрос заключается в том, сумеем ли мы отличить их и противостоять им. Для опознания разрушительных помыслов мы должны определить свою внутреннюю позицию по отношению к миру, представлять себе свои ценности хотя бы на уровне «вот это мое, а это – чужое». Нельзя позволять не только своей душе, но и уму лениться, надо постоянно заставлять его трудиться, постоянно образовываться. Обмануть можно любого. Но темного человека, не обладающего достаточными для настоящего дня знаниями, не привыкшего думать, обмануть гораздо проще. И обмануть не только отечественным элитам, но и соперникам этих элит. Это только кажется, что человек – существо мыслящее. Мысли часто не самостоятельны, фрагментарны и противоречивы, управляются сиюминутными эмоциями. Надо учиться мыслить регулярно, учиться мыследеятельности, как говорили отечественные психологи.

Нам всем есть над чем поработать. Давайте возвращаться домой – не для того, чтобы исполнить негативное пророчество о себе, а чтобы понять, что мы среди своих, и вместе мы построим свое светлое будущее.

1.0x