пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 10 июня 2025
Авторский блог Объединённое Движение Русская Философия 00:04 16 июня 2023

Будущее человечества: взгляд философии, науки, искусства

круглый стол в лектории штаба РОД «Русская философия»

30 мая, в лектории штаба РОД «Русская философия» состоялся круглый стол «Будущее человечества: взгляд философии, науки, искусства». Философы, экономисты, астрологи и психологи с разных сторон осветили проблематику будущего.

Мы знаем, что великие цивилизации культуры имели свои традиционные средства предсказания будущего. Так, в древней Греции существовал Дельфийский Оракул, привлекавший великих людей со всего мира. В древнем Риме существовал клан авгуров, которые практиковали ауспицию (гадание по птицам) - каждое утро составляли прогноз по количеству птиц, их полёту и пению. И почти весь просвещённый античный мир использовал для прогнозов астрологию, ведь тот, кто знает будущее, владеет миром.

Существует и такая трактовка: информация – степень непредсказуемости, а будущее как раз и несёт в себе информацию. Диалектике предсказуемого и непредсказуемого будущего и был посвящён круглый стол.

Барановский Дмитрий Владимирович, заместитель директора РОДРФ, выступил с докладом «Будущее человечества: единство или дезинтеграция?»

Докладчик задался вопросом: возможно ли в ближайшей перспективе объединение человечества?

Барановский отметил, что уже были попытки объединения: на основе религии, затем на принципе разума в Эпоху Просвещения, затем на чувстве солидарности (социализм), единстве трудового положения (марксизм, энгельсизм). Насколько такие попытки обоснованны? Не противоречат ли они традиционному подходу, учитывая, например, эпоху Кали Юги, в которой мы находимся? Почему ни одна из этих попыток не увенчалась успехом?

"Первая причина в том, что все люди разные" – рассуждает Дмитрий Владимирович – "и есть научные и ненаучные способы типирования людей. Ценности людей не всегда обоснованы культурно, и, в некотором смысле, мы идём против природы, пытаясь объединить людей".

Вторая причина, по словам Дмитрия, в том, что идея и идеология не работают для каждого. Для многих та или иная идея является пустым звуком, для некоторых же имеет лишь операциональную ценность (православие, самодержавие, народность и т.д.), и у них есть другие ценности.

Третья причина – есть наблюдаемый эффект социальной дезинтеграции, что легко заметить, например, в студенческих группах, когда студенты разбиваются на всё более мелкие сообщества, и собираются лишь перед сессией, в лице общего врага-преподавателя. Сама жизнь разобщает, а затем объединяет нас. Немудрено, что и глобализация встречает своё ярое сопротивление во многих частях света. Таким образом, ни биологически, ни экзистенциаьно, ни культурно – мы не склонны к объединению. Вопрос в том, идти ли нам против природы.

"Николай Фёдоров по этому поводу сказал: это не имеет значения, ведь все мы стоим перед лицом смерти, которая и есть наш главный общий враг. А природа – наш друг. Именно враг объединяет всех, будь-то студенты, которые сплпчиваются перед преподами накануне сессии", - отмечает докладчик.

На вопрос о том, каковым будет пост-информационное общество, Барановский ответил, что это большой вопрос, на который только предстоит найти ответ. По его мнению, какой-то промежуток будет заполнен антиинформационным обществом.

Отвечая на вопрос о том, как изменится образование, Дмитрий высказал мнение, что произойдёт окончательный переход на гибридный формат. Содержание же будет зависеть от того, сохранится ли тенденция противостояния национального и глобального.

Говоря о том, какими инструментами пользоваться, управляя своим будущим, Дмитрий предложил, прежде всего, научиться глубокому дыханию йогов, когда выдох длиннее вдоха, чтобы сохранять спокойствие. Уметь рассматривать любые варианты развития событий, понимая, что будущее может складываться самым разным образом. Главное – отделять способности человека и его сферу влияния человека от сферы влияния всего, что его окружает.

Павел Лукша, основатель инициативы Global Education Futures, член-корреспондент Всемирной академии наук и искусств, выступил с темой доклада «Будущее человечества: как пройти через бутылочное горлышко эволюционного перехода?»

Павел Олегович сразу обозначил, что эта дихотомия (раздвоенность), парадокс единства и разнообразия, дезинтеграции – и составляет саму суть процесса эволюции человечества, в его разнообразии форм и вызовов, с которыми мы сталкиваемся. Удерживая этот парадокс нужно двигаться вперёд, управлять этим процессом.

Что делать с климатическими вызовами? Благодаря поддержке культуры и языка наши предки стали сверх-энвазивным видом, расселившись по всем территориям суши, и во все системы.

Неконтролируемый рост рождаемости и нерациональное использование энергетических ресурсов привели к нарушению природного равновесия, серьёзным климатическим сдвигам, массовому видовому вымиранию и гибели целых экосистем. Возник целый ряд вопросов, на которые ищут ответы разные футурологические школы. Куда и зачем мы дальше идём? Есть ли будущее у человечества? Какие границы у этого будущего? Негативные сценарии мы хорошо знаем и обсуждаем. К счастью, есть ряд коллективных проектов. Тем не менее, за последние несколько лет, мы окончательно и без(с)поворотно вошли в такую динамику развития общества, когда время размышления о будущем закончилось. Мы и дальше можем рассуждать о возможностях, но сама динамика, в которой мы оказались, вынуждает делать ставки и двигаться в совершенно другом ритме, принимать обстоятельства о том, что у человечества нет единого проекта.

Однако, начало большому процессу положено. Искусственный интеллект вызовет великую перестройку общества, более масштабную, нежели появление печатного станка в 15 веке, и даже появление Интернета.

Вопрос заключается не в том, что будут делать технологии, а что будем делать с этим мы. Как сохранить человеку свою субъектность, историю? И ключевым вопросом остаются противоречия отношений цивилизации с планетой.

Так, согласно графику, нарушение планетарных границ на основе системы «точек невозврата» зафиксировано по всем параметрам, в т.ч. ключевым - целостность биосферы и водоёмы, климатические изменения, биогеохимические потоки и т.д.

Границы – это критические условия, позволяющие человечеству существовать в масштабах планеты Земля. Их нарушение может привести к тому, что в какой-то момент системы, обеспечивающие коллективную жизнедеятельность, начнут схлопываться. Преодоление кризисов – наша общая задача.

По мнению докладчика, есть ряд «ложных маяков», неспособных решить эволюционный кризис, ответить на вопрос, как сохранить устойчивость экосистем. Среди них: проекты трансгуманизма, побег в космос, «продолжать как ни в чём ни бывало», перезагрузка через войну, и даже «спасение малыми группами» с помощью сети экопоселений, на которую возлагают большие надежды в России.

Павел Олегович объяснил это тем, что мы можем перейти в будущее только большими группами, которые вовлекают миллиарды людей, а не сотни и тысячи. Вот почему как виду, нам необходимо нащупать коллективный маршрут будущего.

В случае же освоения космоса, одна из главных задач – научиться создавать устойчивые искусственные природные живые экосистемы, обеспечивающие наше благополучие.

Говоря о причинах кризиса и точках пересборки, Павел Олегович предупредил, что искать ответы в технологиях без(с)полезно.

Вопрос не в том, какие технологии мы создаём, а как их используем, и из какого основания они созданы. В этом свете философские разговоры о будущем имеют большой смысл, поскольку так мы сможем узнать, какой тип мышления и сознания будет доминировать, как создавать новые системы управления и экономику. Возникает культура, которая поможет двигаться в этом будущем.

При этом, по мнению футуролога, важно понимать, что именно рациональное мышление как способ воспринимать мир и взаимодействовать с ним, стало причиной той кризисной ситуации, в которой мы оказались. И новые способы существования человечества можно найти лишь тогда, когда мы научимся существовать в согласии с природой.

Последние 10 тысяч лет человечество лишь пыталось усилить контроль за природой, рассматривая её как угрозу. В то же время, именно природные системы есть системы нашего жизнеобеспечения и благополучия, и их сложность превосходит сложность всей технологической цивилизации на десятки порядков.

Необходимо создавать решения и технологии иного типа, которые опираются не только на науку, знания и интеллект, но и являются природосообразными, согласуются с целостностью и сложностью мира, действуют так, как сама жизнь.

Если создавать проекты для всего человечества, транслировать и навязывать другим, то это не приведёт к согласию. Необходимо своей жизнью, своей практикой, теми изменениями, которые мы воплощаем, направлять движение мира, начиная с образа жизни и повседневности.

Футуролог сравнил этот процесс с пробуждением имагинальных клеток гусеницы:

"Это пробуждение тех клеток, которые уже есть в теле гусеницы, но спят. Именно в момент, когда нужно собраться, эти клетки активируются и начинают пробуждать будущую бабочку, соединяясь между собой и сонастраиваясь. Таким образом, необходимо пробудиться самому, создать образ желаемого будущего, найти таких же энтузиастов и создать благополучную среду. Это запустит цепную реакцию и позволит преодолеть кризисы всем миром. Однако, именно разнообразие удерживает экосистему вместе".

Мы находимся в эпохе великого ускорения. Пробуждается сознание человечества. Наша задача – научиться планетарному сознанию, когда мы осознаём себя лишь частью экосистемы, одним из многочисленных видов живых существ.

И для того, чтобы мироздание допустило нас к таким задачам, как освоение других миров, необходимо решить множество земных насущных вопросов. Прежде всего, здесь и сейчас изменить свой способ существования – жизнецентричное и планетоцентричное общество.

Отвечая на вопрос о том, как изменится образование, Павел Лукша выразил надежду, что образование станет «везде и всегда», как непрерывное становление человека (Жак Деррида использовал этот термин - becoming). Так, мы перейдём к образовательным экосистемам, которые будут способствовать эволюции человека на протяжении всей жизни.

Говоря о том, какими инструментами пользоваться, управляя своим будущим, футуролог привёл цитату философа Лао Цзы, жившего 2000 лет назад: «Знающий людей разумен. Знающий себя просвещён. Побеждающий людей силён. Побеждающий самого себя могуществен».

Каждый день нужно рассматривать как прототип того мира, который мы хотим видеть. Дыхательные практики, внимание к себе, практики саморегулирования, построение отношений с близкими, пробуждение сострадательности, ненасилия. Например, если мы выходим на природу, то можно помочь природе и вынести мусор из леса.

Отвечая на вопрос о том, как научиться у природы единству, если происходит межвидовая борьба, а природа слепа, Павел Лукша отметил, что это лишь наше текущее понимание того, как устроено мироздание, ограничивает нас.

"Помимо человекоразмерного, существуют разные уровни регуляции внутри природы, планетарных экологий. Так, школа межбиотической регуляции (гипотеза Гайя) говорит о том, что планетарные среды сами себя регулируют (тропические ливни, поведение хищников и т.д.), а сама живая планета имеет самоорганизующий вектор, что намекает на то, что появление человека со всеми кризисами может быть и не случайно. Это означает, что у человечества есть определённая цель, которая может выходить за рамки того, что люди себе ставят. Это многое объясняет, в том числе, и нашу сверх-энвазивность".

По словам футуролога, нарастающий кризис – приглашение осознать своё место в мироздании и совершить этот эволюционный скачок, который определяется не только нами самими…

"Даже, если мы будем крутые как Боги, будем управлять всеми системами, что дальше? Пока мы не выйдем в надсистему, мы не сможем ответить на вопрос, что дальше. До появления технократического пути, ответом было духовное самосовершенствование. Мы должны расти до Бога. Этот сверхпроект позволит нащупать новое основание – нам надо увидеть, какое место мы занимаем в космической эволюции. Мы живём не сами для себя…», - резюмировал Павел Олегович.

Олег Георгиевич Бахтияров, психолог, разработчик концепции психонетики, генеральный директор ИПИР, в своём докладе с парадоксальным названием "Как сделать то, что сделать невозможно" вновь затронул тему новых форм мышления.

Психолог рассказал о том, что многие исследователи всё чаще сталкиваются с системами, превосходящими по сложности их мышление. Возникает впечатление, что возможности существующих когнитивных инструментов исчерпаны.

Это подводит к необходимости разработки новых мыслительных операций и способных к их адекватному отражению языковых средств. А это требует специфической работы со смысловым слоем сознания.

В обычных условиях, стимул, чувственно проявленная форма и знак - активизируют лежащие в их основе смыслы. Для того, чтобы создавать новые формы и мыслительные операции, необходимо разрабатывать процедуры выявления амодальных смыслов, активизации новых смыслов и их развёртывания в новых знаковых средах.

Так, слой амодальных смыслов разворачивается из чистой активности, ничем необусловленной творящей воли, сердцевиной которой является каждый человек. В различных описаниях такая активность именуется по-разному (чистая субъектность, высшее Я, самадхи).

Сознание как отражение и реакция должно быть дополнено активным сознанием, порождающим и развёртывающим новые смыслы.

В этой задаче, философия, наука и технологии соприкасаются с психотехниками работы с сознанием. Существующие формы мыслительных операций при этом не будут отвергнуты, но дополнены новыми формами, расширяющими понимание и деятельность.

Светлана Кройцер, исследователь ведической культуры, астролог, выступила с темой доклада «Как работает предсказательная астрология».

Изучая археологические раскопки языковых древностей, Светлана Александровна пришла к выводу, что предсказание будущего, хотя и пересекается с астрологией, но является отдельным направлением.

Со второго тысячелетия до нашей эры, в горные перевалы на северо-западе Индостана стали вторгаться племена ариев. Именно они принесли в Индию санскрит и различные науки, включая астрономию, астрологию и философию. Тем не менее, в Индии, астрология также пришла и через Авесту. Таким образом, астрология является синтезом мифа и астрономии.

Существует такое понятие у ариев как «цикл времени» или Кальпа – это сутки, которые состоят из 24 частей, которые могут фрактально захватывать любые периоды времени, от часа до многих тысяч и миллионов лет.

Кальпа - круговорот четырёх юг согласно «Святой науке» Шри Юктешвара

Каждая Кальпа делится на две части по 12: светлая часть «Маха-юга», которая, в свою очередь, делится на 4 части (Сатья-, Трета-, Двапара- и Кали-югу) и Пралайя, которая также делится на 4 части, но выпадает из феномена времени подобно тому, как человек спит и не понимает, сколько времени прошло (безвременье).

Маха-юга же – это время. Сатья-юга делится на 4,8 долей, Трета- 3,6 долей, Двапара-2,4 и Кали-1,2. По всем расчётам мы живём в глобальном веке Кали.

Существует дух или Пуруша, из которого всё создано. При этом, Земля является живым существом, которая имеет свой характер, свои привычки и эволюцию. Она также может совершать ошибки, исправляться, поэтому рассматривается как воспитываемый богами ребёнок.

На четыре части делятся не только времена года, но и самскары, впечатления от этого мира, деятельность Пурушартха — 4 цели человеческой жизни (Дхарма, Артха, Кама и Мокша), которыми также руководствуется и Земля. На основе всего этого и строится предсказательная наука, когда математика и философия тесно переплетаются с религией.

Ряд схожих астрономических петроглифов можно встретить на Алтае, в Бурятии, Тыве, Хакасии, Воронеже, Карелии, Италии, Германии, Греции, Эстонии, Иране, Индии и в других странах, что доказывает существования единого древнего календаря.

Несмотря на то, что эти периоды времени кальпы весьма длительны (сотни тысяч лет), индийские астрологи для удобства разделяют их на микропериоды. Так, есть традиция прогнозирования Харивамши - делить каждый период на несколько микропериодов.

Если рассматривать Кали-Югу ("железный век", самый тяжёлый), в эпоху которой мы живём, то мы находимся в микроцикле Трета-юги. Интересно, что при этом цивилизация заканчивается там, где она начинается – в её колыбели, на лоне природы.

Этапы деградации общества в Кали-Югу подробно описаны в Ведах, причём многие из них соответствуют нашему времени. Среди них, потакание вредным привычкам и страстям, винопитие, неправедная семейная жизнь, несоблюдение своей дхармы во всех варнах (кастах), за исключением шудр, несоблюдение благодарственных молитв, неуважение к матери и отцу, и многие другие грехи.

Светлый век придёт лишь тогда, когда люди начнут прислушиваться к своей дхарме, вести образ жизни, достойный сынов Божиих.

По словам Светланы, ведические тексты очень похожи на откровения Нового Завета, в которых описано развёртывание Чистилища перед неправедными людьми.

"Во всех культурах и религиях, в том числе, в Коране, зороастризме и буддизме, всё это повторяется, наблюдается эта тенденция людей в душевном развитии сначала расти, затем падать, исчезать, затем вновь рождаться и расти".

Так, согласно традиции викрама-сарватсара мы находимся в конце Трета-юги, поэтому ожидается много интересных событий.

Важно понимать, что человек в своей жизни может управлять этими измерениями. Чем больше человек достигает праведности и смирения, тем ближе он становится к Трета-юге и к Сатья-Юге, и начинает жить как будто в раю, даже несмотря на внешние катаклизмы. Или же он завершает жизненный цикл и перемещается в другие, более благостные измерения. Вот почему Кали-Юга считается лучшим веком для накопления заслуг.

На вопрос о том, каким будет пост-информационное общество, Светлана Кройцер ответила, что информация всё больше будет переходить от буквы - к фильмам и звуку, к таким вещам, которые проще воспринимать. Люди деградируют, становятся глупее и им сложнее воспринимать текст.

Отвечая на вопрос о том, как изменится образование, астролог предположила, что наука и образование будут более ориентированы на рыночные отношения.

Говоря о том, какими инструментами пользоваться, управляя своим будущим, астролог призвала всех думать головой, использовать разум и стегать свои эмоции, не распыляться слишком сильно на эмоции, потому что эмоциональность приводит человека к несобранности, и он теряет контроль над ситуацией.

Мудрецы - софисты . Им нет необходимости ни физически работать, ни нести какие - либо общественные повинности. Они совершают жертвоприношения богам за всю общину. Только софисты у индийцев сведущи в мантике, и давать предсказания разрешается только имодним. Предсказания их относятся в основном к погоде , к тому , не случится ли чего. Относительно же частных дело ни предсказаний не дают, ибо полагают, что предсказание не должно опускаться до мелких и недостойных дел. Если же какой-нибудь предсказатель трижды ошибется, ему не причиняют никакого зла, но он должен в дальнейшем хранить молчание, и нельзя тог о, кто осужден молчать, заставить издать хотя бы звук.

Светлана Александровна уверена: прежде, чем лезть в общество, необходимо развить себя, своих близких, навести порядок у себя в жизни и лишь потом - учить кого-то жить.

По словам астролога, в этом мире всё портится, и для того, чтобы подготовиться к тяжёлым временам, а также к следующей жизни, следует накапливать благочестие и хорошую карму. Поэтому, если же мы говорим о счастье людей в будущем, то необходимо стремиться к соблюдению нравственных норм. И в том, и в другом случае, важно соблюдать баланс, не слишком печалиться в тяжёлое время, но и не радоваться в хорошие времена, воспринимать всё по-философски.

Гергенов Алексей Юрьевич, директор Бурятского отделения РОДРФ, выступил с темой доклада «Искусство как описание состояния мира в будущем».

По словам философа, будущее не поддаётся описанию научными методами. Высокая доля несбывшихся прогнозов заставляет нас обращаться к искусству - литературе, театру, кино. Однако они с трудом поддаются рациональному исследованию, тем более, что чистота эксперимента не соблюдается, когда человек исследует самого себя.

Задача учёных и философов – научиться определять произведения искусства, которые описывают картину мира, близкую к реальной. Многие отвлечённые понятия предстают нам в виде визуальных образов (дни недели в виде таблицы с квадратами, и т.д.), поэтому в информационный век большое значение придаётся визуализации информации. Вот почему новые понятийные мысленные формы должны быть светлыми и конструктивными, и за таким кинематографом большое будущее.

Благодарим всех участников за жизнеутверждающие доклады!

Купно заедино! Вместе заодно!

1.0x