пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 02 июня 2025
Авторский блог Андрей Школьников 01:40 14 мая 2025

Будет ли СВО в Закавказье

позиция России и Ирана проста: ведите себя пристойно, не мешайте и не тащите сюда никого лишнего

Понятие лимитрофа в русском языке обрело негативную, пренебрежительную, можно даже сказать презрительную коннотацию, во многом благодаря политике Прибалтики и Польши, уж очень мелочно, недостойно и неадекватно они себя проявили. Однако, концепция промежуточных, граничных стран, расположенных между большими и сильными державами, является достаточно удобной и жизнеспособной. Если бы между Индией и Китаем располагался хотя бы «независимый» Тибет, напряжения было бы в разы меньше.

Через пограничные малые страны очень удобно дружить, избегая прямых столкновений, смягчать напряжение, недопонимание, находить за их счёт общую выгоду, отрабатывать совместные действия против внешних сил, играть, меняя баланс сил и влияния внутри лимитрофов, избегая глупых обид, демонстрировать решительность «на манекенах», действовать чужими руками, защищать своё приграничье (пока не решён вопрос первой линии соприкосновения, тылы не трогают) и многое другое.

Если две крупные державы понимают, что ни одна из них не заинтересована и не планирует поглощение промежуточных малых стран, то может сформироваться устойчивый и долгосрочный баланс интересов, плавный переход, без жёстких линий разломов. Именно такова ситуация у России и Ирана, которые имеют все шансы стать союзниками на несколько поколений: транспортный проект «Север – Юг», стратегия «Новый ковчег», совместное противостояние салафизму и пантюркизму, противодействие интересам третьих стран и др.

Наличие буферных территорий в Закавказье и Средней Азии / Западном Туркестане, полностью соответствует долгосрочным интересам русских и иранцев. Обеим имперским нациям совершенно не нужна строгая и четкая граница между собой, их вполне устраивает плавный культурный градиент, без вкрапления иных влияний. Если сохранить буферные государства не получится, то раздел Закавказья нужно будет вести по этно-религиозным границам, закрепляя обиды, амбиции, долгосрочные линии напряжения и/или организуя обмен населением, с переселением народов, что создаёт лишние проблемы.

С точки зрения географии, стратегическая значимость региона давно ушла в прошлое, после утраты долгосрочных перспектив у проекта «Запад – Восток» (Китай переориентирован на экспансию в Юго-Восточную Азию, а Европа погружается катастрофу), основная ценность – транзит, коридор для проекта «Север – Юг», но он не требует контроля всего Закавказья, лишь полосы. Путь может проходить по Каспийскому морю, восточному, туркестанскому берегу или по западному берегу. Последнее можно осуществить, отторгнув часть территории и/или создав там марионеточное, «пацифистское государство», как в своё время США поступили в отношении Панамы.

Подобные решения требуют дополнительных действий, плодят лишние сущности, требуя высоких затрат и ответственности. Позиция России и Ирана в отношении Закавказья проста: ведите себя пристойно, не мешайте и не тащите сюда никого лишнего, вроде Турции, Израиля или Франции. Судя по всему, Грузия поняла и приняла эти правила игры, а вот Азербайджан и Армения соревнуются в неадекватности подросткового бунта, активно нарушая и считая себя бессмертными.

Ни для России, ни для Ирана территории и население Закавказья не являются стратегическими и важными, без транспортного маршрута их погрузили бы в Дикие земли не думая. Фокус экспансии русских в ближайшие 10-15 лет – Восточная Европа и/или Дальний Восток, персов – шиитские республики по всему Ближнему Востоку, контроль Персидского залива, выхода из Красного моря и транзитных морских путей. Два закавказских народа - братья по разуму и «Неуловимые Джо», словно стремятся доказать свою значимость и заставить обратить на себя внимание, активно наполняя чаши терпений, вместе и по отдельности.

Пока ситуация обратима даже для текущих руководителей, нужно лишь повиниться и не допускать подобного впредь. Следующим шагом Россия и Иран будут требовать от элит ротации руководства страны, а после перестанут разговаривать, поместив всех в «чёрный список». Как вы думаете, если в отстаивании своих стратегических интересов Россия пошла на войну с Западом, а Иран живёт в блокаде 45 лет, сможет ли кто-нибудь в современном мире помешать им политически зачистить Закавказье, если решение будет принято? Оптимальным для России будет предварительное завершение противостояния на бУкраине и согласование основных контуров «пакта о безопасности» в Европе с США, назовём это так.

Пока сроки заключения соглашений видятся не ранее конца 2025 г., если только Дональд Трамп не передумает и не начнёт форсировать противостояние с Китаем. Последнее США аккуратно перевели в формат классической, затяжной торгово-экономической войны, заходя на срок 2-2,5 года. С Ираном ситуация схожа, только в центре внимания вопросы блокировки Персидского залива, переформатирования Ближнего Востока и выживания Израиля, ядерная программа по важности примерно там же, где хоккейный матч Россия – США, о котором все забыли. Ориентировочный срок – не раньше 2026 г., прекращение поставок нефти и газа в Китай, с охваченного войной Залива, нужно будет Дональду Трампу ближе к 2027 г.

Решение относительно наведения порядка в Закавказье будет приниматься по совокупности геополитических и психологических факторов. Первые будут зависеть от необходимости форсировать создание и наращивание пропускной способности коридора «Север – Юг», как вынужденная мера на турецкие проблемы и проливы, т.е. в диапазоне 2026-2029 гг. С точки зрения психологии, терпение может лопнуть в любой момент, ибо степень хамства зашкаливает, после чего изменение отношений будут необратимы.

И, да, через несколько лет начнётся смена поколений на высших постах в России, у вновь пришедших не будет никакой ностальгии по временам советской дружбы народов, с отколовшихся окраин начнут спрашивать в разы жёстче, в рамках парадигмы realpolitik…

Источник

1.0x