Тугие, густо налитые разными реальностями симфонии; духовная музыка, мессы, псалмы…
Первое значительное произведение А. Брукнер написал поздно, около сорока, известность получил к 60…
Его произведения требовали зрелого возраста: учитывая их своеобразные пространственно-временные объёмы, тотальность звука, стремление вобрать в симфонии всю музыку мира.
Он происходил из небольшой деревушки; первым учителем стал отец; семья была многодетной.
Рассмотрев в сыне музыкальную одарённость, отец решает отправить Брукнера в Хёршингскую школу, директор который был славным органистом…
Органистом становится и религиозный Брукнер: органистом-виртуозом, владеющим всем спектром величия органа, этого живого музыкального леса; сего небесного простора звука, заключённого в мистические и такие конкретные трубы.
Он должен был стать учителем: и без конца учился сам, совершенствуясь внутренне, готовясь к грядущим симфоническим свершениям.
Первое крупное сочинение – Реквием, посвящённый памяти монастырского нотариуса, поддерживавшего его занятия музыкой.
Вена открывается – уже старше тридцати Брукнер начинает всерьёз заниматься контрапунктом; выиграв конкурс, он занимает место городского органиста в Линце.
Месса ре минор, написанная в сорокалетнем возрасте, считается первым зрелым сочинением Брукнера.
…в некоторых мессах он опускал традиционные части, как бы сгущая их, стремясь к предельной выразительности, и –словно к прямому обращению к небесам, раскрывающимся искренне горящему сердцу.
Вена даёт возможности полностью раскрыться феноменальному дарованию Брукнера…
Симфонии его, при жизни считавшиеся дикими или бессмысленными, открывали новую музыку – и новый подход к ней…
Мелодия словно распылялась на всё пространства музыкального действа.
Кульминаций было много.
Звук густел предельно.
Как органист и духовный композитор он пользуется широкой известностью, продолжая многое вкладывать в симфонии…
Сумма его творчества: величественная и своеобразная, словно плотнее соединяет слушателей с теми пределами… откуда исходит вся великая музыка, и в которые… уходим все мы, часто плохо понимающие её.