Авторский блог Сергей Скатов 21:10 25 октября 2017

«Боян» — на закланье?

гонения на всемирно известный русский оркестр близки к финальной «коде»…

Времена нынче такие: или — или! Быть или не быть! И никаких тебе полутонов, усреднений, компромиссов! И не впервой нам, русским, грудью встать на защиту нашей культуры, традиций, ценностей! Вспомним хотя бы, как в середине "нулевых", то есть более десяти лет назад, вступились за Государственный академический русский концертный оркестр "Боян", его создателя и бессменного руководителя Народного артиста СССР Анатолия Ивановича Полетаева!

Мне лично, впрочем, особо вспоминать не надо, поскольку в качестве координатора "Народного Собора" вместе с сопредседателем этого Движения Олегом Кассиным явился непосредственным участником тех событий. Огромную поддержку нам оказал тогда давний друг и соратник Анатолий Степанов, в то время главный редактор информагентства "Русская линия", предтечи "Русской народной линии".

Напомню, что всемирно прославленный оркестр "Боян" еще с советских времен занимал помещение церкви Святого Власия, "памятника архитектуры XVII в.", как писали чиновники, в Староконюшенном пер. Москвы. Храм, богоборцами давно закрытый и полуразрушенный, силами оркестра восстанавливали два года, помогали студенчество, научная и творческая интеллигенция, члены ВООПИК, и была это целая эпопея, достойная отдельного описания. В новейшие времена распоряжением премьера правительства Москвы здание было передано по назначению — приходу Русской православной церкви Московского патриархата. По Федеральному закону "О культуре" власти должны были предоставить "Бояну" равноценное помещение. Однако коллектив "переселили" в три сырых подвала, потом "предоставили" бывший детский садик — здание под снос, в аварийном состоянии…

Годы мытарств. Наконец, в 1999 г. оркестру выделили бывший кинотеатр "Зенит" на ул. Таганской (после переезда оттуда театра "Новая опера" в реконструированное здание на Каретном ряду). Но к середине 2000-х столичный мэр Ю. Лужков решает теперь уже "Зенит" у "Бояна" отобрать. Более того: М. Швыдкой, глава Минкультуры РФ, а позже Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАККа) приговорил "Боян" к… "ликвидации"!

Мы вступились за "Боян", символ Русской культуры! Проводили круглые столы, митинги, пикеты, поднимая на борьбу патриотическую общественность. Не счесть было наших заявлений, обращений в различные инстанции, публикаций в печатных и электронных СМИ, теле- и радиоэфиров… С протестами в адрес первых лиц государства выступили Союз писателей России, Второй Собор славянских народов Белоруссии, России и Украины, российская Общественная палата… В итоге.

2 июня 2006 г. рабочая группа Правительственной комиссии по проведению административной реформы решает "исключить федеральное государственное учреждение "Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"" из перечня 3 (ликвидация), включив указанную организацию в перечень 1 с сохранением в федеральной собственности".

Чуть позже в Минкультуры России поступает письмо за подписью зам. руководителя Администрации Президента РФ В. Суркова (от 10 июня 2006 г.): "При рассмотрении вопроса о деятельности Федерального государственного учреждения "Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"" Президент Российской Федерации В.В. Путин высказал мнение о необходимости его сохранения и поддержки. В связи с чем прошу Вас принять необходимые меры по выполнению данного указания и по итогам проинформировать Администрацию Президента Российской Федерации для подготовки доклада главе государства".

Да, "Боян" тогда сохранили. Но, вопреки мнению и воле Президента… не поддержали!

После изгнания из "Зенита" (Лужков со товарищи таки "победили"!) оркестр нашел пристанище в Доме культуры при одном из московских предприятий. Грантов, то есть дополнительных финансовых дотаций, от госструктур ни разу не получал. "Голая" же зарплата без дотаций, несмотря на федеральный и академический статус "Бояна", такова, что не только столичные, но музыканты "из провинций" не позавидуют. В оркестр "сверху", приказным порядком стали назначать одного директора за другим, наделяя все большими полномочиями. Эти-то директора в конечном счете прибрали к рукам власть в оркестре, отодвинув выдающегося дирижера, композитора и собственно создателя "Бояна" Анатолия Полетаева на "вспомогательные" роли…

Недавно на страницах "Русской народной линии" я презентовал книгу "Анатолий Полетаев. Слово и дело…", выпущенную к 80-летию маэстро. Являясь одним из авторов-составителей этого редкого издания, писал: "Специфика… в том, что Анатолий Полетаев здесь говорит, а может, и вещает. Вещает порой так, что — мурашки по коже…. В книге собраны интервью Анатолия Ивановича, исследования его творчества со стороны известнейших специалистов, рецензии и отзывы о нем и об оркестре, в том числе зарубежные, в общем, колоссальный объем информации, где прежде всего звучит его слово! Слово Анатолия Полетаева!". Кроме того, книга получилась дорогая в исполнении, ограниченным тиражом, и мы, издатели, составители, решили эту книгу ценителям Русской музыки подготовив электронный вариант.

И еще писал: "Может быть, впервые за всю духовную историю нашего народа мы дали русскому композитору не только исполнить свои произведения (к книге прилагаются записи "Бояна"), но высказать всё, что у гения на душе. А на душе у него…".

Численность оркестрантов, например, сокращена… до 35 человек!

— Но что есть подобный состав? Это не оркестр, но ансамбль. В лучшие времена штат оркестра доходил до 102 единиц, а состав инструменталистов — до 70 человек инструменталистов "Бояна" на сцену выходило… — с горечью делится переживаниями Анатолий Иванович.

Горечь понятна: Анатолий Полетаев, несмотря на возраст, полон творческих замыслов, жизненных сил, но чисто "технические", исполнительские возможности коллектива резко ограничены. Тенденция очевидна — вообще их, возможности, свести "к нулю"!

5 сентября появилось письмо, подписанное директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России А.В. Малышевым на имя И.А. Толмачева, очередного директора ФГУБК "Государственный академический русский концертный оркестр "Боян"". И вот что указано директору нижестоящей организации: "…в целях повышения художественного уровня коллектива… внести изменения в устав учреждения в части наименования коллектива и новой редакции с учетом камерного академического состава, предложить кандидатуры нового художественного руководителя и главного дирижера оркестра, провести аттестацию коллектива". Сроки установлены сжатые — "до 15.09.2017".

При этом А.В. Малышев ссылается на "единогласное мнение" некой "экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры", заседавшей 20 июня 2017 г. Спешность в указаниях, по-видимому, определена тем, что "изменения", новые "редакции", "кандидатуры" и прочие тонкости согласованы, необходимо лишь соблюсти формальности. Формальности же заключены в том, что Анатолия Полетаева из его детища оркестра "Боян" окончательно изгоняют, название коллектива меняют, в самом коллективе, сведенном предыдущими вышестоящими "указаниями" к "академическому" минимуму, ожидается "чистка".

Подлость ситуации еще и в том, что о существовании данного письма, о его содержании Анатолий Иванович до последнего времени не знал — все делается за его спиною! Равно как не знал о "единогласном мнении" упомянутой "экспертной комиссии", прослушавшей "Боян" в июне.

Прослушивание состоялось в пустом зале Московской филармонии (зал Чайковского) и носило сверхзакрытый характер: не впустили никого, кто хотел присутствовать со стороны ценителей творчества Анатолия Полетаева и оркестра "Боян", назвав их посторонними лицами, запретили какую-либо видеозапись. К чему была такая закрытость, по сути — секретность? Где итоговый документ "заседания" комиссии? Что это за комиссия, кто из "ведущих деятелей российской культуры" в нее входит, в зале Чайковского присутствовал и "решение" подписал? Остается гадать, потому что от Минкультуры России ни одного официального сообщения на сей счет…

Однако я поговорил с очевидцами события, "просеял" интернет, и кое-что прояснилось…

На прослушивании среди "ведущих" был "замечен" все тот же директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России А.В. Малышев, его подчиненная по департаменту начальник отдела музыкального искусства Е.В. Емельянова, А.А. Шалашов, в прошлом глава этого же департамента, а ныне ген. директор Московской филармонии, а также А.А. Пермякова, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, Д.С. Дмитриенко, директор и художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля "Россия" им. Л.Г. Зыкиной, Ю.А. Башмет, худрук и главный дирижер Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" и Камерного ансамбля "Солисты Москвы"…

Если судить по наименованию департамента (поддержки искусства и народного творчества), по именам, приведенным выше, и некоторым приказам, опубликованным ранее на сайте Минкультуры России, это были в основном члены Экспертного совета по дополнительной государственной поддержке (грантам) Правительства Российской Федерации, предоставляемой творческим коллективам и организациям, осуществляющим деятельность в области профессионального искусства при Министерстве культуры Российской Федерации. И кому, как не этим членам и возглавляемым ими коллективам доподлинно известно, что без "дополнительной государственной поддержки" они обречены на элементарное выживание. Тем паче, что вышеназванные учреждения культуры гранты от государства регулярно получают.

К тому же, Д.С. Дмитриенко некогда директорствовал в "Бояне" (до перехода худ­руком и директором в ансамбль "Россия" им. Л.Г. Зыкиной). И вот вопрос бывшему директору: "Дмитрий Сергеевич! Как так случилось, что симфонический по составу оркестр "Боян" вдруг превратился в камерный?! И по какой причине создатель и многолетний руководитель "Бояна" Анатолий Полетаев сейчас числится в собственном же оркестре рядовым дирижером по договору?!".

Будет вопрос и к Ю.А. Башмету: "Юрий Абрамович! А не кажется ли Вам, что эстетические предпочтения Анатолия Ивановича Полетаева и его "Бояна", пусть на сегодня и "камерного академического состава", могут в чем-то расходиться с тем, что исповедует руководимый Вами Камерный ансамбль "Солисты Москвы"?".

Анатолий Полетаев многие десятилетия, всю свою творческую жизнь пропагандирует русскую, славянскую музыку. На базе бывшего кинотеатра "Зенит" создал в свое время первый и единственный в России и мире Центр славянской музыки. Отсюда и эстетика (в широком понимании этого слова), в том числе — включение в инструментальный ряд симфонического звучания русских народных инструментов… Сейчас эти новаторские открытия, находки решено окончательно угробить!

К А.А. Пермяковой вопросов нет. Многоуважаемая Александра Андреевна руководит одним из последних в России профессиональных русских народных хоров, как бы ей и коллективу лишними вопросами не навредить.

Нет вопросов и к чиновникам, посетившим "прослушивание" (беру уже в кавычки, так как "заказной" характер, ангажированность решений созванной ими комиссии очевидны). Их, чиновников, в исполнении "Бояна" не вдохновила ни "Бурлацкая" С. Рахманинова, ни "Славянский танец" А. Дворжака, ни "Вечерний звон" А. Мосолова и Л. Гаврилова, или "Ода Богородице" С. Коломенского и А. Полетаева, или "Романс" и "Военный марш" Г. Свиридова по повести "Метель" А. Пушкина… Что же вдохновляет?

"Повышение качества услуг хозяйствующих субъектов сферы культуры" — так называлась диссертация кандидата экономических наук А.В. Малышева. "Услуги", их "качество", "хозяйствующие субъекты", а культуры как таковой нет, есть ее "сфера" — вот, по-видимому, вокруг чего возглавляемый им департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России "закручен".

А почитателей "Бояна" и Анатолия Полетаева, не попавших на выступление оркестра 20 июня, искренне жаль. Выступления эти в силу понятных причин чрезвычайно редки, но если проходят, то неизменно с оглушительным успехом!

Совершенно очевидно, что шабаш вокруг лживой "Матильды" и очередная попытка уничтожить русский оркестр "Боян" — звенья одной цепи! Русский — державообразующий народ России целенаправленно лишают его героев, святых, родной истории, культуры. Огромные деньги отряжаются на богомерзкие цели за счет государства! Целые министерства, ведомства, якобы благотворительные "фонды", всякие "экспертные комиссии", "советы", теле- и радиоканалы "во имя" (чье?!) методично "работают", расплодившись, как грибы после дождя! Но терпение народа тоже не беспредельно: все возрастающее противостояние "Матильде", новоявленному Учителю от кинематографии, его "кураторам" в стране и за рубежом тому свидетельство.

Беспокоюсь, правда: как бы в "баталиях" супротив "Матильды", "матильдовцев" не потерять знаменитый русский оркестр "Боян"! Уж больно скоро и втихаря действует неприятель.

1.0x