Авторский блог Николай Потемкин 16:34 13 июня 2015

Больше российских фильмов в кинопрокат

В условиях ведущейся гибридной войны против России культура и идеология - важные направления противостояния

В последние месяцы ведется дискуссия вокруг инициативы Министерства культуры обязать российские телевизионные компании увеличить прокат российских фильмов или же переносить премьеру зарубежных фильмов на более поздний срок, если одновременно в прокат выходят российские фильмы. В 2014 году министр культуры Владимир Мединский заявил, что доля российских фильмов должна быть доведена минимум до 25 процентов. Критики идеи утверждают, что это нарушает честные условия конкуренции и приведет к пиратству, будто бы до этого его не существовало.

Недавно режиссер Юрий Грымов попытался предречь отставку Мединского, указав, что снимается 5 некачественных фильмов в год по воле государства. При этом нестыковка заключается в том, что именно в последнее время в прокат стали выходить действительно качественные и интересные отечественные ленты. За 2014 год российские фильмы получили 30 премий на международных конкурсах.

Основная претензия режиссера Грымова, известного по съемкам рекламы водки Белый орел и музыкальных клипов, в адрес Мединского заключается в том, что министерство культуры занимается идеологией вместо культуры. Однако в этом вопросе возможны две противоположные точки зрения. Первая – в том, что министерство должно поддерживать культуру по всем направлениям, не допускать политических моментов в свою деятельность. Впрочем, министерство при Мединском различными направлениями и занимается, работа ведется системно и активно, происходит развитие культуры в регионах, люди стали больше интересоваться музеями, фестивалями, в целом российской культурой. Вторая точка зрения – что отстаивание государственных интересов, стремление отсечь антироссийские универсалистские тренды – это новый тренд, наметившийся при Мединском, интересная и нужная его находка.

Против России ведется информационная война, если реально смотреть на вещи. Количество и подача материалов, направленных на очернение имиджа России за рубежом, беспрецедентно за последние тридцать лет, будто бы западное общество готовят к расчленению России. Пятая колонна невидимо работает внутри страны. У самой границы, в 600 км от Москвы идет война. В этих условиях отсутствие идеологии внутри страны было бы халатным и недальновидным. Идеология присутствует во всех крупных государствах. Казалось, что в советское время было засилье идеологии, но наследие аморфных восьмидесятых и девяностых, эпохи безвременья, наживы, отсутствия ориентиров, не удается до конца преодолеть до сих пор. Неужели недавно вышедшие фильмы "А зори здесь тихие", "Молодая гвардия", "Битва за Севастополь" – менее востребованы, чем очередная версия «Терминатора». Или же следует испытывать ностальгию по транквилизирующе-успокоительным сантам-барбарам?

Голливуд и Дисней – это ведь тоже определенная идеология. Когда российские дети в начале 1990-х неожиданно стали использовать новые непривычные ругательства, психологи не сразу выяснили, что все они взяты из мультфильмов. В России фильмы про Рембо продвигались намного более активно, чем на Западе, но это ведь тоже определенная идеология – в одной из частей трилогии он воевал в Афганистане. Так как без государственной поддержки и следования государственным интересам может развиваться культура? Получится как с советской промышленностью, которую якобы нужно было всю разрушить, потому что она была неэффективной. Но без промышленности оказалось, как ни странно, еще хуже.

Культурное влияние на население – это мощнейшее оргоружие. Индийцы создали Болливуд – казалось бы, исходя из названия, это следование в американском тренде – но благодаря этому им удалось развить свой самобытный кинематограф. Когда Шарль де Голль в 1966 году приезжал в Москву, переговоры наряду с экономическими и политическими темами затрагивали в том числе культурные вопросы, и после этого визита активизировались гастроли советских коллективов в Европе. Американское «искусство» до 1970-х было в Европу не вхоже, а затем американская культурная экспансия стала способствовать и распространению геополитического влияния. Семь миллиардов населения Земли, находясь под внушением со стороны западных СМИ, считают, что глобализация и универсализм – это естественные процессы, при этом пять из семи миллиардов человек теряют больше, чем получают в результате этих процессов. Ответ на вопрос о том, нужно ли России безоглядно копировать все западное – очевиден.

Личные обиды модного в 1990-е годы режиссера рекламы и клипов – не повод для огульного критиканства. Или же Юрий Грымов, являющийся генеральным продюсером телеканала «Дождь», обслуживает чьи-то интересы?

1.0x