Авторский блог Екатерина Глушик 00:07 29 ноября 2024

Болотова

красота силы и сила красоты

Иногда и наше телевидение, не радующее ни новостными сюжетами, ни познавательными программами, ни достойными кинокартинами, может преподнести приятный сюрприз. В буквальном смысле этих слов: и сюрприз, и приятный.

В желании прослушать новости включила телевизор, и вдруг — крупный план, лицо Жанны Болотовой. Передача о работе над фильмами её мужа Николая Губенко, который снимал Жанну почти во всех своих картинах. Настоящая муза, которая и вдохновляет, и ведёт, и не подведёт. Многие работы Николая Губенко в театре и кино состоялись потому, что Жанна Андреевна находила темы, материалы, была тем критиком, который точно подскажет, что делать.

Заслушалась, засмотрелась.

Счастье — это когда тебя понимают. И когда ты понимаешь: именно красота спасает мир. Если бы не красота отношений, помыслов, не красота окружающего мира, то чем дорожить, к чему стремиться? Передача о работе Жанны Болотовой и Николая Губенко была наполнена красотой: кадры из кинокартин, где продуманы даже самые незначительные детали, и от того каждый из этих кадров — то самое остановленное мгновение, которое прекрасно. Сами герои передачи, передающие через экран любовь к делу, которым занимаются, к коллегам, которые помогают творить. Эти коллеги, кои, и это видно, любят не себя в искусстве, а искусство в себе.

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины…", — само понимание, что в нашей стране есть такие люди, которых не сломили времена, которых не поглотила вода, не спалил огонь, не оглушили медные трубы, — это и поддержка, и опора.

Жанну Андреевну связывает с нашей газетой любовь: мы любим её, она любит нас. Чувство это давнее, искреннее, скреплённое общими радостями, общими болями, общими надеждами. Сблизили нас именно трудности, сблизила трагедия — уничтожение нашей советской Родины. Это глубокое переживание сплотило, помогло преодолеть мучительную боль утраты, буквально выстоять — и физически, и морально.

Странным образом после распада Советского Союза бросать в него камни стали самые избалованные, самые лелеемые советской властью персонажи — творческая интеллигенция: изощрялись актёры, режиссёры, демонстративно жгущие свои партбилеты в стенах театров, руководство которыми им обеспечила та самая власть. Пнуть, оклеветать, унизить поверженную Родину стало хорошим тоном в творческой среде. И требовалось мужество, чтобы даже просто не присягнуть предательству. Слово "элита" едва ли не превратилось в синоним неблагодарности и беспринципности. А уж чтобы громко заявлять: "Я — гражданин Советского Союза", — для этого нужно было быть борцом и стоиком. Жанна Андреевна заявляла. Она подчёркивает, что её сибирский характер — это и врождённое, унаследованное качество от мамы и папы, и воспитанное всей её сибирской роднёй.

Жанна Болотова — та самая золотая молодёжь, о которой много говорится. Но что это такое, мало кто знает. То, что нам подают как эту элиту, — не более, чем пародия. Дочь Героя Советского Союза, получившего это звание за форсирование Днепра, ставшего после войны дипломатом, она росла в условиях и достатка, и возможностей, превышающих положение многих других. Но это не сделало её изнеженной, высокомерной, требовательной ко всем, кроме себя. И когда "крылья чёрные" либерализма стали над Родиной летать, у неё не было колебаний, по какую сторону баррикад её место. Она — советский человек, дочь советского героя. Её Родина навсегда — Советский Союз.

Человек со знаком качества во всём. Прекрасная актриса, прекрасный друг, истинный гражданин страны, который со своей Родиной и в радости, и в горести. Вообще в пережитые нами десятилетия тотального диктата либералов повсеместно, и в культуре в том числе, остаться и в своей профессии, и просто человеком с принципами могли только люди, из которых можно "делать гвозди", профессионалы "высокого передела".

Именно такова Жанна Болотова — профессионал, признанный кинематографическим сообществом, любимый зрителем.

Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии. Она безупречна в любой роли. Точно передаёт мироощущение девочки, мечтающей играть на сцене, берущей уроки у старой актрисы, но уходящей в другой театр — военных действий в фильме "Дом, в котором я живу". Она, чуждая любому проявлению мещанства, точно играет разнузданную беспринципную тряпичницу Юлю в "Судьбе резидента". Она тонко проигрывает интеллигентную Надежду Андреевну в "Из жизни отдыхающих". Она органична, словно это и не роль, в образе врача Варвары Дмитриевны, ставшей дочерью-матерью своим подопечным в Доме престарелых…

В последние годы она не снимается в кино, не толкается, подобно многим товарищам по цеху, в оголтелых ток-шоу. Не потому, что не предлагают роли, а потому, что не хочет участвовать в тех проектах, которые по недоразумению называют киноискусством.

Редкое свойство человека, когда он не переигрывает где бы то ни было и не недоигрывает, очень требовательно относясь к себе в любом деле, за которое берётся.

У многих получилось выжить в подлые девяностые. Не всем удалось выжить и при этом сохранить достоинство, свет в душе, стать тем светочем, который помогает выстоять во мраке тёмных времён.

1.0x