В предыдущем очерке я отметил, что между революциями 5-го и 17-го годов Россия заводского люда стала страной с одним из самых коротких рабочих дней; грамотность среди фабричных преодолела экватор. В целом по стране, вопреки расхожему мнению о «полной безграмотности народа», более трети населения могло читать. Издатель Сытин из-за гроба подтвердит. По мне, он заслуживает большего доверия, чем Луначарский и Крупская. Перепись населения 1897 года (за 20 лет до Октябрьского захвата власти большевиками) выявила следующую картину грамотности:
Европ. Россия – 43%,
Привисленские губернии – 46%,
Кавказ 26%,
Сибирь 25%.
Ср.Аз., Казахстан – 10%
Средний показатель -- 40%.
Эти цифры внушают доверие и по тому факту, что удивительным кажутся объявленная в конце 30-х годов ликвидация в СССР «полной безграмотности», якобы доставшейся просветителям с партбилетами от «старого режима». Что касается нашей «полной грамотности», вспоминаю свои студенческие годы в самом начале 60-х. Тогда Хрущёв велел, понимая цену просвещения ВПШ, провести по кругам высшего специального образования уже немолодую номенклатуру, возглавлявшую хозяйственные предприятия и их отделы. Ради истины надо признаться, что, как правило, это были хорошие практики от народа, самородки, как зовётся на Руси, непосредственное своё дело они знали. Но как узок был их кругозор, как далеки они были от минимальных знаний о мире за окнами предприятий, где они руководили. Около меня, недавнего выпускника горного техникума, на геофаке ЛГУ пытались учиться партхозруководители геологических структур, некогда закончивших семилетку, реже 10 классов, курсы коллекторов... Одни из них действительно грызли науки с разной степенью успеха, другие приезжали два раза в год в университет с грузом редкостных даров для преподавателей, обменивали их на «троечки» в зачётках с жалобными ужимками, вызывая к себе сочувствие. Аж слезу вышибало. Нередко ещё можно было встретить не знавших грамоты среди тех, чьи школьные годы выпадали на 20-30 годы. Но вернёмся во мрак царизма.
Повторюсь, перед «империалистической войной» квалифицированный, грамотный рабочий, не будучи «гегемоном», на свой заработок содержал семью. Когда он увидел, что теряет свой налаженный, уютный, пребывающий в довольстве, сытый угол ради «красного знамени труда» и… пули, которой грозил Вождь Мирового Пролетариата каждому, кто в Николин день не выйдет в цех, то отчаянно поднялся на Ленина и ленинцев с оружием, как это случалось в гражданку в индустриальных городах. Достаточно сказать, что в армии белого героя Гражданской войны Александра Колчака доблестно сражался под красными знамёнами корпус, состоявший из рабочих-добровольцев СПб, Москвы, Воткинска, Ижевска, уральских заводов. Это их победная штыковая атака на пулемёты красных сыграна в к/ф «Адмирал». Мой дед Никанор Сокуров, сибирский жестянщик, книгочей, выслуживший погоны поручика на ЮЗ фронте, без колебаний ушёл умереть за Россию против «земношарного обмана». Об этом, о массовом Зелёном движении крестьян против большевистского гнёта в 1922-23 гг. раньше упоминали вскользь, с осуждением, называя бунтарей в лучшем случае заблудшими, чаще – орудием иностранных разведок. Как тех – в Новочеркасске при голодном бунте 1962(!!!) года, когда до коммунизма (судя по лапше на наших ушах) оставалось всего-то 18 лет…
О былом быте, самочувствии, самосознании интеллигенции много говорить не буду. О том правдиво и образно рассказала русская литература до 17-го года и часто проговаривалась после 17-го. Раскройте хотя бы классику нашего детства (подсказала мне одна публицистка) - «Белеет парус одинокий» В. Катаева. На страницах повести отец одного из юных героев живет, нам может показаться, на доходы «нового русского» средней руки, тогда как, в самом деле, он всего лишь преподаватель в реальном училище (нам понятнее ФЗУ, ПТУ). Уверен, большинство советских и нынешних российских бюджетников не отказались бы поменяться местами с разночинцами того «мерзопакостного» времени. К слову, «прослойка» с наибольшим единодушием поддержала идеи перестройки и переход советского общества от псевдосоциализма в заманчивый капитализм, хотя мало кто из советских интеллигентов имел генетические корни; абсолютное большинство произросло из пролетарских семей, отчего во втором поколении горожан узнавались выходцы из деревень и рабочих посёлков по образу и приёмам жизни.
Пожалуй, на судьбе России сказались демографические потери. Воплотись в жизнь проект Лорис-Меликова, поддержанный Александром Освободителем, продлись реформы Столыпина 20 лет в условиях мира на границах и внутри страны, то (при приросте населения России минимум 2 миллиона в год) простые арифметические расчеты позволяют предположить, что на шестой части земной суши, именуемой древним словом Русь, сегодня проживало бы за 400 миллионов человек. Ведь не было бы павших в 2-х отечественных войнах, в «гражданку», не бежали бы миллионы за кордон и неведомо сколько (но много, очень много) не осталось бы в безымянных могилах заведений типа СЛОН.
Бомба, брошенная народовольцем под ноги царя 1 марта 1881 года, убила сразу несколько человек. А на сегодня счёт убитых от этого взрыва перевалил за 250 000 000 душ, в основном, не рождённых.
P.S.
Справка:
К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них:
- 80801 ведомства МНП,
- 40530 ведомства православного исповедания
- 2414 других ведомств.
Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1 % (в городах — 46,6 %, в сельской местности — 28,3 %).
Однако, в европейской части России ситуация была гораздо лучше: исследователь ИИЕТ РАН Д. Л. Сапрыкин пришёл к выводам, что, цитирую: «данные полной школьной переписи января 1911 года и частичной переписи января 1915 года говорят о том, что на тот момент в центральных великорусских и малороссийских губерниях было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Иначе обстояло дело с обучением девочек (даже в Европейской России в школах обучалось не более 50 % девочек в начальных школах)».
Средние учебные заведения МНП на 1913 г. были представлены мужскими и женскими учебными заведениями. Мужские: гимназий − 441, прогимназий — 29, реальных училищ — 284, 32 и 27 технических училищ. Женские: гимназии 873, прогимназии 92.
Высшее образование в 1913/1914 гг было представлено 63 казенных, общественных, частных и ведомственных учебных заведений высшей школы. По данным А.Е.Иванова в 1913/1914 году в государственных, общественных и частных высших школах обучалось 123532 студента (из них 71379 - в государственных вузах). В 1917 в российской высшей школе училось 135065 студентов (Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. Таблица №28, с.254)
В государственных высших учебных заведениях училось:
- Университеты −10 (35 695 учащихся);
- Юридические — 4 (1036 учащихся);
- Востоковедение — 3 (270 учащихся);
- Медицинские — 2 (2592 учащихся);
- Педагогические — 4 (894 учащихся);
- Военные и военно-морские — 8 (1182 учащихся);
- Богословские — 6 (1085 учащихся);
- Инженерно-промышленные — 15 (23329 учащихся);
- Земледельческие — 6 (3307 учащихся);
- Ветеринарные — 4 (1729 учащихся);
- Художественные — 1 (260 учащихся).
(https://studopedia.ru/9_115456_usilenie-politicheskoy-reaktsii.html)