Авторский блог Роман Раскольников 22:11 21 ноября 2019

Дать последний бой Сатане!

"Русский Орден" Николая Боголюбова

Николай Боголюбов. Русский Орден (стихи). – М.: Издательство «Долой Зло!», 2019. – 352 стр.

В своей знаменитой книге «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) Н.В.Гоголь в главе «О лиризме наших поэтов», утверждает: «В лиризме наших поэтов есть что-то такое, чего нет у поэтов других наций, именно - что-то близкое к библейскому»… Чрез поэзию Русские поняли, кто они, осознали свою судьбу и своё историческое предназначение. Русские Поэты, согласно Гоголю, - глашатаи Вышней Воли, дающие народу самосознание и язык. А та поэзия, коя обошла бы молчанием это переживание призвания, умалчивала бы завет, исходящий из внутренности Храма, и превратила бы вдохновение Свыше в игру на потеху праздной толпы: поэзия вне этого момента была бы хуже всякого молчания, гневя Бога, Который нагрянул бы не Спасителем, а Мстителем, чтобы покарать оскорбившего его неправедными делами певца… Не станем «морочить» достопочтенного читателя: мы незаметно «смешали» цитацию Гоголя с цитацией знаковой (не менее знаковой в своём роде, нежели «Выбранные места…») книги поэтоведа-«георгеанца» Макса Коммереля «Поэт как Вождь…» (1928). Ибо Немцы, как и Русские – есть такой Народ, что осознал свою Судьбу и Предназначение посредством Поэзии. С чем, кстати, соглашался и Гоголь, отмечая благотворное влияние Немецкой поэзии (с её мистицизмом, профетизмом, «чем-то близким к библейскому») на поэзию Русскую: «Но не могла долго оставаться наша поэзия на этой поверхностной светской верхушке (французистости – Р.Р.)… Вдруг приметила она, что от французов, кроме ловкости, ничего не переймёт в своё воспитание и обратилась к немцам… Её собственные славянские начала напомнили ей вдруг о чём-то и у неё похожем» («В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность» (1846)).

Обращаясь, вооружёнными гоголевским «критериумом», к творчеству Николая Боголюбова, поэта акцентированно-Русского и акцентированно-Православного, мы зрим в нём и «существо» и «особенность» Русской Поэзии… В числе сих особенностей Гоголь указывает на особливый «профетический» тон нашей Поэзии, «что-то более, нежели обыкновенная любовь к Отечеству», ибо Русь «сильнее других слышит Божью руку на всём, что ни сбывается в ней», ибо «Верховный Промысл так явно слышен в судьбе нашего Отечества»… Слышит сей Верховный Промысл и Николай Боголюбов: «Так мало крестившихся в Правду, / Безудержно тлеет Содом… / Дорога к Небесному Граду / Лежит через битву со Злом!»… «Нельзя понести этой боли, / Пылает пророческий стих… / Повстанческой армией Воли / Господь окликает живых»… «Зреет пламя в распятой расе, / Не погаснет свеча в окне! / Ей, гряди, Иисусе Спасе, / Дать последний бой Сатане!»… Свойственна поэзии Боголюбова и такая «особенность», как острое чувство, что поэт должен говорить то, о чём «просто нельзя не сказать». А говорение «не о том», по преждереченному, «хуже всякого молчания, гневящее Бога, Который нагрянул бы не Спасителем, а Мстителем». Образ Христа-Карателя, Бога-Отмстителя – проходит огненною «строкою» чрез всё поэтическое творчество Николая… Сам «корпус» своих стихов поэт понимает как крестоносный, бесогонный «Орден русских стихов-диверсантов», коий «пробивается сквозь железобетон вселенской лжи к живым сердцам, на передовую духовной брани, где решаются судьбы мiра» (в сих словах – своеобразная «расшифровка» заглавия представляемой книги).

Наконец, имеется и ещё одна «особенность» Русской поэзии, отмеченная Гоголем: «Высшее значенье Монарха прозрели у нас поэты, а не законоведцы, - оттого и звуки их становятся библейскими всякий раз, как только вылетает из уст их слово Царь». Свой «Царизм» присущ в полной мере и поэзии Николая Боголюбова… Но се – особый, опричный, апокалиптического накала «Царизм», коий единственный, пожалуй, в современном мiре всех и всяческих подмен да антихристовых симулякров и заслуживает именования истинного: «Будет новый Царизм, не поверите, / Не измерите старой клюкой… / На сжигание демонской челяди / Бог Свой Полк отрядит неземной. / В новых формах, всё так же существенна – / Провозвестница Судного Дня, / Самовластна, прекрасна, Божественна – / Сердцевина родного Огня»… «Прочь с дороги, гадёныши серые, / Всё нечистое, лживое – в печь!/ В силе Духа, Апостольской верою / Богословствует Орденский меч»… «Кровенозна земля гекатомбами, / Как всегда – кому верх, кому – низ… / Нераскольная Русь катакомбная / Обретёт свой сакральный Царизм». Русский поэт вышел к своему народу во главе Ордена крестоносных стихов – но движение поэта к народу предполагает и движение самого народа к духовному и героическому началу, возвещаемому поэтом. «Народ, в котором пример силы духа и величия не пробуждает больше ни величия, ни силы духа, не имеет ничего общего с теми, кои ещё остались людьми, он потерял все свои права» (М.Коммерель). Дай Бог нам, последним Русским, «остаться людьми», не «потерять свои права» и не уподобиться «безвольному трупу», дабы Верховный Промысл и Русская Поэзия не «разочаровались» в нас…

двойной клик - редактировать изображение

1.0x