Бориса Базурова иногда можно было увидеть по телевизору, но в авторских программах типа "Антропологии" или "Звука" на ОТР. В официозные шоу он после перестроечных вольностей уже не вмещался. Широко известно полотно Вячеслава Назарука "Боян", героя которого художник писал с Базурова, сильно тогда состарив, но с годами Борис Евгеньевич стал совсем походить на живописного Бояна.
На его страничке в контакте профиль был обозначен скромно и с вызовом – кинокомпозитор, стикист. На самом деле, Базурова было много, и это было чудесно.
Композитор, дирижёр, мультиинструменталист, педагог. Бывший солист Ансамбля Дмитрия Покровского, руководитель ансамблей "Круг", "Русичи" и первой русской этно-рок-группы "Народная Опера", автор театральной и киномузыки, признанный в мире исполнитель на чепмен-стике, создатель музыкальной системы «гуслетар», реконструктор типов русской этнической музыки. Он воспитывал, направлял, соратничал. Был учителем и для людей культурного подполья, и для тех, кто попал под софиты шоу-бизнеса.
Базуров это этно-сюита "Эхо языческой Руси", "Рюрик — конунг русский" - «рок-опера с элементами славянского этно и русского классического симфонизма», эталонный этно-прогрессив "Пугачёвщины", "Псалмофония" - цикл из псалмодических песнопений на древнеславянские тексты в стилистике донских казаков.
Он не шёл на компромисс, не заигрывал с аудиторией. В обществе, где за русский мелос постоянно выдаётся гармонический минор – очень серьёзная позиция.
Базуров был уникален, одновременно являя человека культуры и эмиссара природы. Он входил в века русской музыки как в свою вотчину и поступал по-хозяйски. Борис Евгеньевич воплощал естественность, фундаментальность и творческую свободу.
Представление последней пластинки "Мётень" мне посчастливилось услышать вживую. На сцене Базуров выглядел монументально, но не подавляюще. И будто прислушивался к вибрациям, что открывал в себе и в космосе вокруг.
Этника была для Базурова пространством свободы, который нет даже ни в роке, ни в джазе. «Революционером я себя не чувствую, но я создаю новые форматы», - обронил он в одном интервью. Базуров обращался к архаике и созерцал гиперсовременность, разумеется, альтернативную господствующему попсу. Он отстаивал многоцветный и многомерный русский музыкальный язык.
Базуров успел многое, но осталась и некоторая недосказанность. Было какое-то странное убеждение, что Базуров будет всегда. И горько осознавать, что он так безвременно оставил нас. Но оставил с большим наследством, которые нужно открывать и осваивать.
Борис Базуров
«Семь причин и условий, чтобы стать русским этно-прогером
Тезисы. Под снегом
Причина первая:
"Нас мало, избранных"(с) - устами Пушкина. Явно нужно больше.
2. Чтобы моделить аутентичный фолк, тебе теперь не нужно рядиться в зипун, панёву или средневековые шаровары. Традиция у тебя внутри. Храни ее. Не кичись и не отождествляй себя с фольклором. Это удел эстетически ограниченных городских людей и неофитов, провинциальных дилетантов и любителей. Им хорошо вместе и так. Они тебя не поймут, не надейся.
3. Ты хочешь играть прогрессивный фолк, фьюжн или этно-рок? Создать свой жанр? Для начала выкинь из плеера и забудь про матерный рэп, гламурный блатняк, кабак, колхоз и автоматический электромузон для наркоты. Выключай телевизор по праздникам. Не слушай в машине радио. Только новости).
4. Заведи подругу, которая споёт изысканный фольклорный шедевр с тобой на любой вечеринке. Никакой застольный бард не будет вам конкурентом. Вы будете олицетворять семейное счастье. В полной гармонии со своей страной. Ибо вы дома!
5. Изучай виртуозов планеты Земля. Их много в каждом импровизационном жанре на каждом континенте. Они добыли музыкальный нектар для твоей музыки. Они музыкально мыслят также невербально, как и народные кумиры твоей земли. Терзай свой инструмент! Днём и ночью. И он отдаст сторицей.
6. Настоящий аутентичный исполнитель никогда не знал нот. Он выучил террабайты фольклора от своего деда бессознательно, когда слушал его, сидя на коленях. По праздникам или долгими зимними вечерами. Те, кто выучили народные песни по нотам, тебе не должны быть интересны.
Ты сам такой же). Сочиняй новые! Свои.
7. Иди вперёд! Россия - родина прогрессивной музыки. Казаки Верхнего Дона, крестьяне Засечной Полосы, рожечники Владимира, монахи-роспевщики Пути и Демества интуитивно уже делали это веками. Твоя же миссия - не только сохранить культурные коды и архетипы в этом меняющимся мире. А обогатить их. Как некогда сделала это "Могучая кучка", Стравинский и Скрябин. Как сделали африканцы и американцы, родив свой блюз, jazz и рокенролл. Как сделала Европа, родив великую классическую традицию из уличных наигрышей шпильманов и мейстерзингеров.
Все настоящие музыканты - Братья. А не конкуренты. Помни об этом!»