"Белый тигр" (Россия, 2012, режиссёр — Карен Шахназаров, в ролях: Алексей Вертков, Виталий Кищенко, Валерий Гришко, Дмитрий Быковский-Ромашов, Герасим Архипов, Александр Вахов, Виталий Дорджиев, Владимир Ильин, Карл Кранцковски, Кристиан Редль).
Близок конец Второй мировой войны. Противник терпит большие потери. Но не сдаётся. После ожесточённого боя под Вислой в живых остаётся только один советский танкист (Алексей Вертков). Практически полностью обгоревший, он не только чудом продолжает дышать, но и восстанавливается в рекордно быстрые сроки. Единственная проблема — ретроградная амнезия. Парень не помнит, кто он и откуда, но сохраняет все навыки умелого танкиста и возвращается в строй.
Боец, получивший новое имя Иван Найденов, обнаруживает в себе способность разговаривать с боевой техникой. Более того — вдруг рассказывает начальству об инфернальном немецком "тигре", выкрашенном в белый цвет. Машина смерти разъезжает по лесам и болотам без экипажа, практически не оставляет следов, и разит противника без промаха. Допросы пленных немцев подтверждают слова Найденова — фашисты и сами всерьёз напуганы механическим монстром. Заместитель начальника советской контрразведки должен как можно быстрее обнаружить загадочный танк и уничтожить его. Но здесь его материалистический разум сталкивается с вещами, неподвластными куцему жизненному опыту атеиста.
Пока советское командование создаёт особый танк — специальную модификацию Т-34, Найденов твердит о том, что может общаться с танковым богом, который ездит по облакам на "золотистой тридцатьчетверке". А "Белый тигр" вновь выходит на тропу войны и блокирует одно из наступлений советских войск. Дуэль между Найденовым и немецким танком, способным появляться из дремучих болот и лесов подобно живым мертвецам Жана Ролена, неминуема.
Все последние двадцать лет российский кинематограф по инерции продолжал следовать советской кинотрадиции и снимать ленты, посвящённые войне. Но очень быстро выдохся, расписался в собственной беспомощности. В итоге — за исключением действительно выдающегося фильма режиссёра Лебедева "Звезда" — в памяти потомков останется только "великое кино о великой войне" Никиты Михалкова, но уже по причинам совершенно иного свойства. Если сын создателя Дяди Стёпы творил свой мир, индивидуальное пространство столь же непотопляемого комдива Котова, то Шахназаров шагнул в совершенно другие сферы. Впервые в России всерьёз соединив суровый реализм формы с мистической подоплёкой содержания (поделки вроде картины "Мы из будущего" не в счёт).
В основу фильма лёг фантастический роман Ильи Бояшова, вышедшего в печать в 2008 году. Сочетание старой советской школы (в манере изложения материала) и чёрной магии порождения ада (в виде танка-зомби), создают и интригу, и саспенс — всё то, чего были лишены многочисленные попытки отечественных кинематографистов найти новые средства для рассказа о главной вехе нашей истории.
Любителям реконструированных военных действий и популярной компьютерной игры "Мир танков" в новой работе Шахназарова есть на что посмотреть. Батальные съёмки — фоном, как всегда, звучит музыка Вагнера — срежиссированы мощно, захватывающе. Танковый экшн плавно перетекает в напряженную сцену поединка, действие которого разворачивается в декорациях заброшенной деревни, мистической и жуткой. До поры до времени кажется, что наконец-то у нас появился фильм, за который действительно не стыдно перед ветеранами прошлых битв. А исполнитель главной роли, очень похожий на молодого Мальком Макдауэлла актёр Алексей Вертков, придаёт фильму особое измерение нервной глубины.
Новая версия "Моби Дика" Германа Мелвилла могла бы стать настоящей жемчужиной в мутных водах отечественного кино. Но Шахназаров предпочёл оборвать историю, лишив её закономерного в рамках данного жанра финала. Выглядит это так, словно капитан Ахав, долго и мучительно преследовавший белого кита, в кульминационный момент уходит в отпуск. И на самом интересном месте появляется "бог из машины", который навсегда примиряет людей и животных — именно такое впечатление производит неожиданно возникающее ближе к концу подробное изложение на тему капитуляции немецких войск. Далее следуют вариации сюжета "перед казнью заключенный плотно поужинал", неоправданно длинные прогоны пленных по улицам, за счёт чего авторы просто тянут хронометраж ленты, превращая её в очередной клон европейского "кино не для всех". Триллером больше не пахнет. Если не принимать в расчёт то, что венчает происходящее крайне неполиткорректное "интервью" Гитлера. Данное — по всей видимости — самому Люциферу. Великий диктатор оправдывает действия Германии тем, что именно этого бешенства всегда хотела Европа. Хотела, да только не могла сама на это решиться. Такой сценарный пассаж — своего рода "сочувствие к дьяволу" — вновь формирует параллель с "Моби Диком". Слишком явную, заставляющую всерьёз задуматься о том, на какой стороне космической светотени бороздит моря личная позиция режиссёра.
Что же касается Найденова и "белого тигра", то после взятия Берлина нам дают понять, что их дуэль будет продолжена в мифической вселенной. Эта мысль даёт неограниченные возможности для продолжения. Например, легко представить, как персонажи будут выслеживать друг друга в будущем, перемещаться по горячим точкам планеты, пока смерть не разлучит их. Жаль только, что мы об этом ничего не узнаем.