История войн - это не только история противоборства людей, идей и общественных сил, но и противоборство образов и знаков. Казалось бы, в высокотехнологичном XXI веке человечество далеко ушло в своём конкретном мышлении от образного. Но это не так. Древние законы сознания продолжают работать и строить смысловую картину происходящего.
Нынешний вооружённый конфликт уже выдал множество новых колдовских образных и знаковых решений. Подобная работа ведётся с обеих сторон войны, но каждая сторона это делает по-своему.
Нашивки воинов российской армии
Российская сторона в основном применяет исторические образы России и Советского Союза, которые обозначили победные страницы истории, и существенно меньшим числом - волшебные знаки, почерпнутые из народного быта славянских и северогерманских народов.
Военные обозначения Z, V и O, несмотря на то, что уже заняли своё место в истории страны, до сих пор не разъясняются российским военным ведомством, хотя попыток их истолковать множество, в том числе и со стороны военных чинов, и это побуждает людей проявить смекалку в осмыслении этих знаков. Знаки V и Z становятся ключевыми элементами кличей и девизов: «Zа Победу», «Zадача будет выполнена», «Сила V правде».
На уровне личного состава русского воинства в ходу нашивки на форме и надписи на военной технике шуточного и потешного содержания, сюжеты из мультфильмов и кинокомедий, насмешливые и, что важно, самоироничные высказывания, что отражает моральное здоровье, боевой задор и веру в победу.
Новые украинские понятия
Украина же с самого начала противостояния, в 2014-м году, пошла по совершенно иному пути, запустив в оборот образы и обозначения проигравшей в Великой Отечественной войне стороны, но этим не ограничилась. На Украине в течение всей Спецоперации идёт усиленное построение новых знаковых и понятийных явлений, направленных против России, её народа и её вооружённых сил.
Современные знаковые «боевые» построения, созданные на Украине, можно подразделить на несколько видов:
- обереги;
- знаки поведенческой войны;
- признаки ложных почитаний.
Последние два построены на схожих основах, и в отдельных случаях неотличимы друг от друга. Остановимся на каждом из этих видов.
Обереги. Пример первый – использование волшебных приёмов других народов и культур. На воротах завода «Азовсталь», в своё время зачищенного от националистического полка «Азов»*, был начертан доморощенный рунический знак Агисхьяльм - так называемый «Шлем ужаса». Семейство этих знаков представляет собой оберег от самых разных неблагоприятных воздействий и событий, состоит из рунических изображений, собранных на крестообразном основании. Поскольку руническая волшба широко используется бойцами украинских националистических подразделений и знаки из разряда «шлемов ужаса» являются частым видом татуировок, то можно считать данное изображение колдовской попыткой защитить обороняемое здание от наступавших русских войск.
Если попытаться осмыслить этот «Шлем ужаса» с точки зрения основ рунической волшбы, то мы увидим оберег, представляющий собой некое препятствие, обеспечивающее глухую защиту. Очевидно, что азовец, изобразивший знак, не владел достаточным мастерством для того, чтобы придать ему свойство деятельного противодействия. Ну и, как мы видели, данное здание, равно как и весь комбинат «Азовсталь», были полностью захвачены и зачищены русскими бойцами.
Пример второй – использование образов непобедимого оружия в манере традиционного оберега. В вышивках на украинских рубахах традиционного вида используются рисунки, которые являются не художественным изыском, а конкретно оберегом.
Кроме традиционных сюжетов на вышиванках присутствуют, например, изображения турецкого беспилотного разведывательно-ударного летательного аппарата Байрактар ТБ-2. С самого начала СВО Байрактар ТБ-2 активно применялся войсками Украины и на некоторое время снискал репутацию «чудо-оружия», что и послужило поводом для его мифологизации. Однако, как понимает каждый искушённый в технических вопросах специалист, вооружение, построенное по принципу самолёта времён Второй мировой войны, при нынешних средствах противовоздушной обороны «чудо-оружием» быть не может, и эта легенда достаточно быстро была развеяна.
Пример третий: имя как оберег и признак кумирства. На карточке, выданной в родильном доме с присвоенным именем младенцу, значится: «Бойко Джавелина Химарсовна». Обратим внимание не только на то, что имя девочки «Джевелина» взято от американского противотанкового оружия, но и придумано несуществующее отчество «Химарсовна», поскольку в настоящий момент имени Химарс у зрелого мужчины быть не может - оно выдумано из названия другого «чудо-оружия» – реактивной системы залпового огня HIMARS американского производства. По этому поводу можно вспомнить выражение: «Как лодку назовёте, так она и поплывёт». Стать одноразовым средством поражения, честно говоря, незавидная участь.
Знаки поведенческой войны
Это направляющие образы, знаки и построения, которые используются в управлении реакцией и поведением человека. Поведенческое оружие связано с разрушением существующих привычек, образов, обычаев, правил и подменой их другими, нужными воюющей стороне. Это сложное и многоплановое явление, которое в настоящее время только в начале своего развития, но уже находит отражение в военном противостоянии на Украине. Рассмотрим некоторые примеры.
Первый. Создание информационных «духовных» сущностей. Бавовнятко – духовная сущность разрушения, порождённая в кабинетах Министерства обороны Украины и презентованная 27 августа сего года. Бавовнятко — животное-призрак наподобие американского гремлина. Ночью Бавовнятко незаметно приходит на русские военные и гражданские объекты, где много горючих материалов, и начинает там играть с огнём.
Возникновение названия зверька тоже любопытно, оно имеет признаки культурного зеркаления. Бавовнятко - это форма украинского слова бавовна – хло́пок. Но в русском языке это же слово с ударением на другом слоге – хлопо́к — часто обозначает взрыв.
Самое интересное в этом явлении то, что в отличие от многих знаковых и символьных новшеств, оно идёт не снизу, из народных масс, а сверху. Бавовнятко - это результат работы кадровых военных специалистов, что вовсе не говорит о том, что они впали в детство. Бавовнятко — это так называемый мем, то есть самовоспроизводящийся и самораспространяющийся смысловой ключ, который запускает в массовом сознании образец, а он так или иначе, рано или поздно, при достижении некоего значения выходит за пределы мыслительной плоскости. Достоинство этого вирусного смыслового ключа в том, что он не работает на низших, тяжёлых и затратных уровнях. Нет, это ключ весёлый и лёгкий. Тем более, что он перекликается с темами устного народного творчества, способен к самовоспроизведению и самоизменению, а значит, начинает жить своей жизнью и в процессе насыщения пространства меняет свои состояния и качества вплоть до нужного результата, то есть до достижения совокупного состояния с грубой вещественной силой.
Пример второй: Ролевая игра как народная забава. Уже много сказано об использовании немецко-фашистской образности в украинском обществе, но до какого-то момента это не выходило за рамки городских общественных явлений. Природа этого феномена очень проста: в результате многолетней государственной пропаганды общество настроено на создание понятийного пространства, в корне противоположного предыдущему историческому пути. Несмотря на то, что эти явления не только лишены простого здравого смысла, лишены понимания итогов и уроков прошлого, разрушают духовную связь поколений, но ещё и стали новой смысловой основой различных слоёв общества. Это ролевая игра на пространстве целой страны, игра сложная, действующая по принципу «от противного».
Примеры подражания немецко-фашистской Германии в войсках Украины и её президентом
Это использование нацистских знаков и понятий не только националистическими вооружёнными подразделениями, а также среди рядовых военных ВСУ в виде знаков отличия на военной форме и военной технике, что особенно заметно среди участников Харьковского контрнаступления. Люди считают военные знаки и облик техники государства, потерпевшего военное поражение в Мировой войне, способными помочь в своих, опять же, военных целях. И конечно, совершенно удивительный пример - книга нынешнего президента Украины, повторяющая в названии и внешнем облике книгу Адольфа Гитлера. Это тоже ролевая игра.
Второй пример - это насаждение бранной речи в СМИ, рекламе и даже в дорожных знаках. Примечательно, что, начиная с 2014 года, в украинском обществе главенствовала точка зрения в отношении грубых бранных слов как на исконно дикарскую черту русского народа.
Все эти примеры имеют одно интересное свойство: они несут в себе признаки сходства с обычаем «переодевания в нечистую силу» с целью обмана или одоления враждебного духовного воздействия.
Примеры смыслового людоедства на Украине
Следующий пример можно отнести как к образам поведенческой войны, так и к признакам псевдопочитаний. Уже говорилось о наделении иностранных вооружений сверхъестественными возможностями. Названия вооружений становятся именами, которые дают детям, появляются ложные кумиры вроде «святой Джавелины», названной по американскому противотанковому оружию.
Стоит заметить, что с самого начала СВО на Украине пошли в рост различные колдовские и ведьминские сообщества (в частности, киевский «Ведьминский котёл»), которые начали усиленную колдовскую деятельность, направленную против России, её руководства и вооружённых сил. О мероприятиях и «радениях» подобных сообществ неоднократно сообщалось в СМИ.
Многим известна социальная реклама, распространявшаяся в украинских СМИ в конце весны 2022 года, на которой женщина в украинской народной одежде посреди поля перерезает серпом горло «русскому оккупанту». Главную роль в этом зрелище исполнила львовская актриса Адрианна Курилец. Если опустить то, что само зрелище полностью повторяет подобное у запрещённого в России «Исламского государства», можно отметить любопытную особенность.
Образ, сыгранный Адрианной Курилец, во многом соответствует нынешнему прочтению языческой богини смерти Морены, которая является важным образом почитания нынешних городских славянских язычников. То есть в зрелище запечатлено кровавое жертвоприношение. Не будем говорить об общественных последствиях для нынешнего славянского язычества в России, но отметим следующее. На Украине поднимается новое поклонение: благоговение перед насилием, жестокостью и радость от созерцания мучений и смерти.
Добавим к этому многочисленные свидетельства смыслового и обрядового людоедства среди военнослужащих ВСУ и гражданского населения в так называемых серых зонах боевых действий: таких как Киевская, Черниговская и Сумская области. Кроме непосредственного употребления в пищу человеческого мяса есть признаки изготовления обрядовой утвари из человеческих останков.
Всё это возникло далеко не сразу, мода на употребление в пищу продуктов и блюд, имеющих человекообразные названия или названия, связанные с актами жестокого убийства безоружных людей («жареный колорад», «шашлык по-одесски», «шаурма из русских младенцев», «сепар в масле», торты в виде русских детей и т. д.), бытовала уже 8 лет, и подобные продукты питания пользовались неизменным спросом.
Приведённые выше эпизоды нельзя рассматривать как планомерную и целостную «реставрацию» древних, глубинных пластов человеческого мышления или древних представлений о мире. Всё это в достаточной степени случайный и побочный результат большого общественного эксперимента, который проводился на Украине в течение 30 предыдущих лет, по построению общественных отношений и мировоззрения, основанных на отрицании и огульном неприятии своей истории и своих исконных обычаев. Всё вышеперечисленное, безусловно, будет представлять интерес для общественных наук, но в данный момент это очень опасные общественные явления, и не только для самой Украины.
Хочется отметить: всё, что создаётся не по насущной необходимости и внутренней созидательной потребности, а исключительно как форма протеста, отрицания и выражения ненависти, – не жизнеспособно. Это в полной мере касается тех явлений и тех целей, ради которых создаются знаки отрицания, неприятия и ненависти, хотя бы потому, что они не самодостаточны, вторичны и в смысловом отношении зависимы от того, что они отрицают или ненавидят.
Противостояние на уровне смысловых основ между Россией и Украиной перешло из скрытого состояния в проявленное. За неполный год этого противостояния стали заметны главные его особенности: если Россия в основном использует приёмы системного (целостного) и созидательного рода, основанные на положительном историческом опыте, и лишь в отдельных и второстепенных случаях проявляются попытки потешного свойства дополнить их, то Украина идёт по пути вскрытия основ взаимодействия с разрушительными началами.
* Запрещённая в РФ террористическая организация