Фантастический боевик «Хроники хищных городов» должен особенно понравиться китайским зрителям
Мир британского фантаста Филиппа Рива столь мрачен и жесток, что показ всех его красот сделал бы фильм запретным для подростков. Продюсеру Питеру Джексону и режиссёру Кристиану Риверсу пришлось изрядно порезать роман «Смертные машины» при экранизации. Но читать его не менее интересно, чем смотреть картину от создателя «Хоббита».
...Хотя мировая война длилась всего час, ядерное, лучевое и сейсмическое оружие успело истребить почти всё человечество и жестоко изуродовать Землю. Часть её поверхности превратилась в радиоактивные пустыни, а уцелевшие куски страдают от постоянных землетрясений. Чтобы спасти от них последние города, гениальный учёный Куирк изобрёл двигатели, позволяющие им передвигаться на колёсах и гусеницах, плавать и летать.
Жестокая борьба за остатки ресурсов породила законы муниципального дарвинизма. Любой город имеет право захватить и утилизировать конкурента, включив его жителей в свои низшие касты. Тяжела жизнь таких неудачников, ещё страшнее участь рабов, а некоторых от мучений не спасает и смерть. Их превращают в сталкеров – лишённые памяти и чувств человеко-машины. Мэру Лондона Магнусу Крому и его правой руке – авантюристу Таддеусу Валентайну сталкеров мало. Они хотят восстановить довоенное оружие массового поражения и с его помощью уничтожить всех конкурентов.
Хищным городам вроде Лондона, Марселя и Архангельска противостоит засевшая в Тибете и Гималаях Лига противников движения. Столицу миролюбивой Лиги – Батманкх-Гомпу прикрывает мощная стена, но захватившая в ней власть экстремистская группировка «Зелёная гроза» не желает прозябать в горах. Гремучая смесь самураев и радикальных экологов объявляет войну городам до их полного уничтожения. В хаос битвы всех против всех попадают девушка-бродяга Эстер Шоу и юный лондонский историк Том Нэтсуорти. Эстер и Том поневоле запускают цепь событий, которые снова изменят мир, но погубят их самих...
Автор серии романов о движущихся городах Филипп Рив стал единственным писателем в мировой истории, предсказавшим судьбу своей героини в массовой культуре. Получив в детстве тесаком по голове от Валентайна, мисс Шоу лишилась глаза и половины носа, а её рот навсегда перекосился в жуткой гримасе. Однако в бульварном романе местного прохвоста Эстер – гламурная куколка с аккуратным шрамчиком на щёчке. В экранизации первой части «Хроники хищных городов» шутка Рива стала реальностью. Нос, рот и глаза исландской актрисы Геры Хилмар сохранены в первозданном виде, а царапина лишь придаёт пикантности милому, но невыразительному личику. Отличный от оригинала образ тянет за собой перемену характера. Злобная молчаливая оторва становится плаксивой и болтливой, а главное – лишается жесточайшего комплекса неполноценности от своего уродства, который постепенно съедает её изнутри.
Продюсера фильма Питера Джексона трудно осуждать. Ранее ему пришлось вырезать 23 минуты из финального сражения фильма «Хоббит. Битва пяти воинств», чтобы подросткам разрешили показывать картину. Одноглазое, косоротое страшилище в качестве главного персонажа цензура не допустила бы, да и старшеклассников таким не возбудить. Пришлось девицу пригламурить, а заодно и прочим героям добавить сахарного сиропа. Безжалостный сталкер Шрайк духовно просветляется. Не менее свирепый мэр Кроум гибнет, пытаясь предотвратить применение древнего супер-оружия. Главная диверсантка Лиги Анна Фанг не пускает на дно Марсель со всем населением. Исчезли сцены издевательств над заключёнными в Лондоне и рабами в пиратском городе Танбридж-Уэллсе (реальный район британского графства Кент).
Добрая половина погибших главных героев остаётся жива. Среди них влюблённый в дочь Валентайна подмастерье Бивис Под и сама Кэтрин, которая даже заменяет убитого мэра. Скорее всего, выживает и Таддеус, ну а финал картины столь благостный, что аж экран от сиропчика сочится. Только что аплодировавшие разрушению оборонительной стены Тибета жители подбитого Лондона смиренно просят о пристанище жертв агрессии и, разумеется, его получают!
Превращая мрачноватую антиутопию в добрую сказку, команда Джексона второпях не успевает свести концы с концами. Персонажи регулярно поминают «Великого Куирка», но кто это такой, зрители так и не узнают. Анна Фанг приказывает Тому и Эстер бежать «на Дженни», не удосужившись разъяснить, что «Дженни Ганивер» – её воздушный корабль. Скромный музейный работник Том неожиданно прыгает, как ниндзя, а затем снова превращается в неуклюжего домашнего мальчика. Кэтрин Валентайн становится врагом властей Лондона, не удосужившись убедиться в их зловредности, потому что не может этого сделать. Ужасы местного Освенцима и уничтожение немецкого города древним мега-лазером из сценария выкинуты.
Отсылы к «Звёздным войнам», особенно к знаменитой сцене «я твой отец», скорее раздражают, чем умиляют. Понимаю: жанр обязывает, но постмодернистские приколы Рива куда изящнее. Начиная со второй книжки, он обыгрывает Библию (намекая, что Христос давно покинул этот мир), скандинавскую мифологию и сказки Андерсена (маркграфиня Анкориджа не зря носит имя богини любви Фрейи, а Эстер обзывает её Снежной Королевой), и сюжеты своего земляка Чарльза Диккенса (хозяин подводного города малолетних воришек, коварный Дядюшка очень похож на злодея Фейгина из «Оливера Твиста»). Надеюсь, во второй части Фрейя и Дядюшка появятся. Даже если оценят немногие, оба хороши и без подтекста.
Пока же ценители неоднозначных и ярких героев скорее разочарованы. Хорош только Хьюго Уивинг в роли Валентайна, хотя его образ и примитивнее, чем в книге. Звезде сериала «Отбросы» Роберту Шиэну пришлось ещё хуже. Том Нэтсуорти засахарен до предела. Его неоднозначные поступки – прежде всего убийство только что пощадившего юношу Шрайка – вырезаны. Стивен Лэнг, играющий Шрайка, настолько загримирован, что его собственного лица зрители так и не увидят.
Особо пострадала от перелицовки первоисточника Анна Фанг. У Рива она талантливая разведчица и безжалостная убийца, но, сверх того, успешно очаровывает объекты разработки, да и в свободное от работы время – милая добрая девушка. Звезда «Убить Билла» Тияки Курияма или её напарница по «Королевской битве» Ко Сибасаки сыграли бы такую с блеском, но Джексон решил, что школоте надо попроще. Его Анна решает проблемы исключительно стрельбой и мордобоем, а в перерывах толкает пафосные речи. Тут сойдёт и южнокорейская певица Джихе, в экзотической, но неприятной физиономии которой обаяния меньше, чем в маске папуасского идола.
Стоит ли, зная всё это, смотреть «Хроники хищных городов»? Без сомнения, стоит, причём исключительно в аймаксе или, в крайнем случае, в 3D. Их видеоряд по красоте сравним с «Аватаром», и можно просто отключить мозги, наслаждаясь каждым кадром прекрасного и безумного мира. Ну, а чтобы фильм с гарантией окупился и подвиг Джексона на продолжение, ему просто обязан помочь китайский лидер Си Цзиньпин. Идеология фильма самая на то подходящая: преисполненная добротой и мудростью Батманх-Гомпа против злобного жадного Лондона, бьющего по ней адской машиной с клеймом «Made in USA»! Товарищ Си должен закупить картину для проката, а от партийных комитетов потребовать организовать массовый просмотр школьниками и солдатами. Чтобы знали, где расположен мировой центр цивилизации, а где – рвущиеся уничтожить его западные варвары.