Авторский блог Станислав Тарасов 00:02 24 июля 2025

Близится час икс

Сохранит ли аль-Джулани свою власть в Сирии?

Когда появились первые сообщения о секретных переговорах между новым сирийским лидером Ахмедом аш-Шараа (Абу Мухаммад аль-Джулани) и представителями служб безопасности Израиля, в частности "Моссада", многие эксперты заявили, что "это завершение сложного многоходового переговорного процесса между Тель-Авивом и Дамаском с подключением ряда арабских стран и Азербайджана по урегулированию отношений не только между Израилем и Сирией, "но и успокоения внутри сирийской ситуации". При этом новые власти Дамаска одновременно вели закрытые переговоры с духовным лидером друзской общины в Сирии шейхом Хикматом аль-Хиджри по "ограничению друзского конфликта через политическое решение". Было подготовлено даже трёхэтапное соглашение, которое на первом этапе предусматривало ввод сил внутренней безопасности в большинство западных и северных сельских районов, на втором — открытие гуманитарных контрольно-пропускных пунктов между Дараа и Эс-Сувейдой для обеспечения безопасности друзов. Третий этап связывался с началом восстановления в этих зонах государственных институтов и "постепенным развёртыванием сил внутренней безопасности". Теоретически такой сценарий имел шансы на успех, ведь Дамаск рассчитывал на закулисную поддержку президента США Дональда Трампа. Но премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху "продавил" его и на сей раз. И выставил аш-Шараа ряд жёстких условий.

В общем контексте Израиль хотел бы видеть Сирию не в статусе протектората Турции, а арабским государством с федеративным устройством по примеру Ирака. Одновременно Сирия должна перестать быть мостом между Ираном и организацией "Хезболла" в Ливане. По сведениям источников, принятие таких условий связывалось с признанием легитимности Дамаска, с военной и экономической помощью от США. Это — контуры так называемого американского плана по стабилизации Сирии, координацией которого занимаются спецпосланник Вашингтона Стив Уиткофф и посол в Турции Томас Баррак. Также утверждалось, что "уже до конца 2025 года может быть подписан даже мирный договор", в котором будет содержаться пункт и о признании израильского контроля над Голанскими высотами, а также поэтапном выводе войск ЦАХАЛ с занятых территорий на юге Сирии.

Но после того как Дамаск отклонил такие условия, в Сирии неизвестная группа "вооружённых бедуинов" совершила нападение на друзов. В ответ Израиль, который заявлял, что не бросит друзов, начал серию налётов на объекты в провинциях Эс-Сувейда и Дараа и в Дамаске, где израильские ВВС нанесли удары по зданию Генерального штаба, Министерству обороны и окрестностям президентского дворца. При этом США публично не призвали Израиль прекратить свои атаки. В этой связи британская газета "Файненшиал таймс" считает, что "Израиль толкнул Сирию к поворотному моменту на пути президента аш-Шараа", отметив, что ожесточённые стычки там представляют собой "самую серьёзную проблему, вставшую перед ним с момента прихода к власти".

В Эс-Сувейде произошли кровавые столкновения, в результате которых погибли сотни людей, и сирийские силы вмешались в попытке контролировать ситуацию. Но они подверглись нападениям со стороны местных группировок и израильским ударам, вынудившим их уйти из провинции, прежде чем было достигнуто новое соглашение, которое предусматривало повторное размещение сил безопасности в Эс-Сувейде. По мнению газеты, "Шараа оказывается перед двумя горькими выборами: либо отказаться от своего стремления навязать государственное влияние на юге Сирии, что ослабляет его проект по воссоединению страны, либо вступить в возможную конфронтацию с Израилем, которая может принять опасный эскалационный оборот". В том же контексте газета процитировала сирийского политолога Малика аль-Абда, базирующегося в Лондоне. Он заявил, что происходящее в Эс-Сувейде представляет собой "самый опасный момент переходного периода в Сирии и может быть первой крупной стратегической ошибкой, совершённой Дамаском". К тому же Сирия сегодня не является централизованным государством в традиционном смысле этого слова, но она ближе к истощённому, административно и в военном отношении дезинтегрированному государству, страдающему от множества центров силы и влияния на своей территории. Напомним, что прежде аш-Шараа смог добиться успехов на внешнеполитическом уровне, в первую очередь — отмены некоторых санкций и улучшения отношений с Вашингтоном, однако именно последние события могут стать решающими в определении судьбы его президентства. Не случайно уже арабские эксперты стали говорить о "разделе Сирии". "Разговоры о планах раздела Сирии не затихают, — пишет ливанский сайт "Аль-Ахбар". — Продвигаемые схемы часто приписываются внешним партиям, региональным или международным, которые работают над их освещением посредством беспорядков, служа своим интересам".

В этой связи вспоминают французский раздел Сирии 20-х годов прошлого века, неудавшуюся попытку друзов основать своё государство в Эс-Сувейде. Хотя все официальные политические дискурсы в Сирии, исходящие от режима и даже от его противников, по-прежнему настаивают на разговорах о "единой Сирии" и приверженности единой родине, тем не менее реальность на местах указывает на разделение, а Дамаск "пытается управлять кризисом раздела вместо того, чтобы бороться с ним".

Карта контроля в Сирии сегодня отражает не единство государства, а мозаику фактических властей и отдельных, напуганных и изолированных друг от друга сообществ: северо-восток страны находится в руках курдской автономной администрации, юг в Эс-Сувейде — под властью друзов, что было подтверждено после событий последних двух дней. И, несмотря на контроль за безопасностью со стороны шариатского правительства, по-прежнему раздаются призывы с требованием международной защиты. Центр и партии номинально контролируются правительством, в то время как фактический контроль находится у лидеров некоторых фракций и вождей, особенно в сельской местности. Каждый из этих регионов имеет и провозглашает собственные законы и религиозные отсылки. В то же время ясно и то, что вмешательство Израиля в дело Эс-Сувейды под предлогом "защиты друзов" невозможно отделить от израильской заинтересованности в создании независимого или полунезависимого друзского образования, формирующего "пояс безопасности" на границах Голан, а также способствующего ослаблению авторитета Дамаска, чтобы у него не было никаких козырей в переговорах, которые велись и будут проходить под контролем США. Не говоря уже о региональном конфликте между Израилем и Турцией, которая стала спонсором нового режима в Дамаске и рассматривает Израиль как угрозу своей власти в регионе. Так что раскол в Сирии сегодня — это не просто теоретический сценарий или теории заговора, но реальность, которая мало-помалу консолидируется с учётом географии, сект, региональных и международных интересов. Но если власть продолжит управлять расколом по-сектантски (вместо того чтобы противостоять ему), подпитывая сектантскую милитаризацию с помощью слов о безопасности и военных решений, не контролируя и криминализируя сектантский дискурс, а также не контролируя безопасность, настаивая на исключительности власти и не внося радикальных политических изменений в переходный период, призывы к расколу будут углубляться.

Пока МВД Сирии объявило о прекращении столкновений в Эс-Сувейде и эвакуации оттуда боевиков. Но на момент подготовки этой статьи в западных кварталах города возобновились перестрелки между вооружёнными представителями племён с одной стороны и местными боевиками из друзской общины — с другой.

Более того, в соседнем Ливане также опасаются перехода сирийского кризиса на его территорию. Служба безопасности Ливана докладывает о множестве инцидентов и напряжённости в горах, в Бейруте и некоторых районах Бекаа. С другой стороны, между друзскими и суннитскими лидерами проводились интенсивные контакты, чтобы подчеркнуть прочность отношений, и был контакт между шейхом Сами Аби аль-Муна и муфтием Ливанской Республики шейхом Абдулом Латифом Дерианом, а также контакты между арабскими кланами в Халде и Алии и друзскими шейхами, в ходе которых они подчёркивали наилучшие отношения и неприятие вражды. В президентском дворце также было проведено совещание по вопросам безопасности, посвящённое отслеживанию событий в Сирии и предотвращению каких-либо внутренних последствий после наиболее жестоких сектантских атак на социальные сети. Внеочередное заседание религиозного совета друзов также состоялось в доме общины друзов в Бейруте, где шейх Сами Аби аль-Муна призвал "к здравому смыслу и прекращению реакций", призвав государство поддержать друзов, отвергнув израильскую "защиту" и потребовав вмешательства арабских государств.

В то время Израиль "принял решение бомбить только для защиты своих интересов, а не для того, чтобы помочь друзам". Он проинформировал Дамаск, что "территория, простирающаяся от Голан до Дараа, является зоной, свободной от оружия, и сирийская армия должна уйти из Дараа, в противном случае Израиль вскоре войдёт в неё". Это — только первый этап. Второй этап включает расширение буферной зоны до Хасбайи и Шебы, третий этап — от Шебы и Аркуба до Накуры, а четвёртый — строительство дороги, соединяющей друзский и курдский районы.

Согласно сообщениям и утечкам информации, посол США в Турции Том Баррак и американская администрация хотят быстрого решения сирийской проблемы "до конца года", а Израиль действует по сценарию "хаоса, фрагментации геополитического пространства".

В этой связи аш-Шараа выступил с обращением к нации. Он признал, что "события, произошедшие в Эс-Сувейде в последнее время, представляют собой опасный поворотный момент для страны". Более того, по его словам, нападения Израиля, "нацеленные на южные районы и государственные учреждения в Дамаске, привели страну к опасной стадии, угрожающей стабильности". Он также поблагодарил "США, Европейский союз, Россию и Китай за твёрдую позицию".

Одновременно возобновились иордано-сирийско-американские переговоры по "стабилизации режима прекращения огня в Эс-Сувейде". Министр иностранных дел Иордании Айман Сафади, его сирийский коллега Асаад аш-Шайбани и посланник США в Сирии Том Баррак провели в Аммане трёхсторонние переговоры по ситуации в Сирии. Стороны приветствовали приверженность сирийского правительства привлечению "к ответственности всех виновных в злоупотреблениях и поддержке целенаправленных усилий по отказу от насилия, сектантства и попыток посеять рознь, подстрекательство и ненависть". Но это пока только одни слова.

1.0x