Сообщество «Оборонное сознание» 00:00 17 декабря 2015

Если снова война...

В настоящее время перевооружение Черноморского флота еще не закончено, но в то же время практически вся территория Турции находится под прицелом ракетных комплексов "Калибр" Каспийской военной флотилии. Также уязвим возможный противник России и для крылатых ракет воздушного базирования Х-101 и Х-555, дальность которых позволяет запускать их бомбардировщиками Ту-160 и Ту-95МС фактически из глубины территории России. Также можно рассмотреть и вариант, хотя и достаточно маловероятный, нанесения массированного удара оперативно-тактическими ракетными комплексами "Искандер" с территории Армении, где находится российская 102‑я военная база. Новейшие ОТРК хотя и могут поражать цели с высокой точностью как аэробаллистическими, так и крылатыми ракетами на дальность до 500 километров, но с территории России накрывают достаточно малую часть турецкой территории.

После атаки турецкого истребителя F-16 на российский фронтовой бомбардировщик Су-24 в результате которой погиб не только его пилот — подполковник Олег Пешков, но и морской пехотинец Александр Позынич из поисково-спасательного отряда, отправленного на место падения российского самолета, тема возможных ответных силовых ударов по Турции стала одной из самых обсуждаемых в российском обществе.

В первые дни после происшествия в сирийском небе общественность требовала как минимум сбить в ответ турецкий самолёт, подлетевший к границе Сирии, а как максимум — нанести массированный удар всеми доступными средствами поражения по стране-агрессору. В то же время, российское военно-политическое руководство, хотя и заняло жесткую позицию, введя экономические санкции, но ответные силовые действия ограничились усилением противовоздушной обороны авиабазы "Хмеймим" новейшими зенитно-ракетными системами С-400, а также нанесением массированных ударов по отрядам боевиков, расстрелявших спускавшегося на парашюте после катапультирования из сбитой боевой машины Олега Пешкова.

Но если руководство Североатлантического альянса, а также официальные представители американского внешнеполитического и военного ведомств в своих выступлениях все же попытались свести турецкую атаку только на российско-турецкие отношения, то в случае более агрессивных действий Москвы, США и НАТО однозначно начали бы действовать. Поэтому рассматривать некие удары российских сил по территории Турции можно только учитывая возможные ответные действия Североатлантического альянса, выполняющего свои партнерские обязательства по отношения к одной из стран‑участниц.

Но все же попытаемся рассмотреть возможные сценарии российско-турецкого вооруженного противостояния.

Если говорить о возможном российско-турецком конфликте, то сразу надо отметить: о сухопутных боях, между странами, не имеющими общую границу, не может быть и речи. Маловероятно, что Армения и Грузия пропустят через свою территорию группировки сухопутных войск Турции и России.

После возвращения Крыма в состав Российской Федерации, буквально за один год, российское военно-политическое руководство превратило его в так называемый "непотопляемый" авианосец. На территории автономной республики уже сейчас развернута не только серьезная группировка сухопутных войск, но и части и соединения воздушно-космической обороны, вооруженные ЗРС С-300 и ЗРПК "Панцирь-С", а также дивизионы противокорабельных ракет "Бастион" и "Бал". Но главное — создана серьезная аэродромная инфраструктура, позволяющая за короткое время перебросить на полуостров не только дополнительные средства ПВО, но и береговые ракетные комплексы, и оперативно‑тактические ракеты.

В настоящее время перевооружение Черноморского флота еще не закончено, но в то же время практически вся территория Турции находится под прицелом ракетных комплексов "Калибр" Каспийской военной флотилии. Также уязвим возможный противник России и для крылатых ракет воздушного базирования Х-101 и Х-555, дальность которых позволяет запускать их бомбардировщиками Ту-160 и Ту-95МС фактически из глубины территории России.

Также можно рассмотреть и вариант, хотя и достаточно маловероятный, нанесения массированного удара оперативно-тактическими ракетными комплексами "Искандер" с территории Армении, где находится российская 102‑я военная база. Новейшие ОТРК хотя и могут поражать цели с высокой точностью как аэробаллистическими, так и крылатыми ракетами на дальность до 500 километров, но с территории России накрывают достаточно малую часть турецкой территории.

Итак, первый массированный удар по Турции будет нанесен крылатыми ракетами как воздушного, так и морского базирования. Целями будут, скорее всего, пункты управления, аэродромы, склады и другие стратегические объекты противника. Помочь сделать удар максимально-эффективным, а также дезорганизовать вражескую авиацию и затруднить управление войсками сможет недавно развернутый в Крыму Центр радиоэлектронной борьбы Черноморского флота, оснащенный новейшими комплексами РЭБ, в частности "Мурманск", "Красуха-2", "Красуха-4" и т. д.

Но если турецкому ПВО практически нечего противопоставить массированному удару российских крылатых ракет, то вот истребители турецких ВВС, управляемые недавно закупленными самолетами ДРЛО, вероятнее всего, не только смогут нанести потери ударным самолетам ВКС России, но и сорвать некоторые авиаудары.

В то же время батареи береговых ракетных комплексов "Бал" и "Бастион", размещенные в Крыму, а также действующие из района Сочи с большой долей вероятности парализуют надводные корабли турецких ВМС и, если даже не потопят их, то точно заставят оставаться в военно-морских базах.

Установленные на турецких кораблях комплексы ПВО теоретически справятся с ракетами Х-35 комплекса "Бал", но сверхзвуковые "Яхонты" "Бастиона" им явно не по зубам. Правда, слабым местом российских ВМФ пока остаются средства целеуказания как воздушного, так и космического базирования.

Но новейшие БРК всё же малоэффективны против 14 турецких дизельных ПЛ, которые достаточно опасны для еще не получившего все заказанные корабли Черноморского флота. Можно предположить, что и российским морякам также придется держаться вблизи своих берегов. Но, если военно-политическое руководство не поставит задачу на высадку морского десанта, то для ВМФ России турецкие ПЛ могут создать только определенные трудности.

Чем может ответить Турция? Ответ очевиден: массированными авиационными ударами с использованием новейших средств авиационного поражения, в том числе и закупленными в США крылатыми ракетами воздушного базирования AGM-154 с дальностью действия 200 километров, а также ударами по целям в районе Сочи с использованием уже упомянутых выше MGM-140 ATACMS.

Размещенная в Крыму, а также в районе Сочи группировка российских средств ПВО, особенно если она будет усилена новейшими С-400, а также самолетами ДРЛО, перехватчиками Миг-31 и Су-30 сможет нанести серьёзные потери ВВС Турции, но сорвать все запланированные удары вряд ли получится. Надо учитывать, что прошедшие модернизацию F-16 — это истребители, способные не только эффективно вести воздушный бой, но и наносить удары высокоточным оружием, а бортовые средства РЭБ, хотя и не ослепят, но всё же создадут определенные трудности российским системам ПВО, самолетам ДРЛО и истребителям-перехватчикам.

Понятно, что при достаточной подготовке Россия нанесет не только серьезные потери вооруженным силам Турции, но "выбьет" часть стратегически важных объектов инфраструктуры. В то же время — это не будет игра в одни ворота: Турция также сможет, хотя и не в критическом масштабе, нанести потери российской стороне.

1.0x