На заседании совета директоров Федеральной резервной системы (ФРС) США, которое прошло 16 декабря, впервые за последние 9 лет была повышена учетная ставка — на 0,25%. При этом прозвучало заявление о том, что ситуация в американской экономике позволит повышать ставку и дальше, с исторического минимума в 0-0,25% до более "адекватного уровня".
Вопреки ожиданиям (а может быть, так и было задумано) это "историческое" решение привело только к новому падению цен на нефть и другие энергоносители, а вот заметного роста курса доллара относительно других валют не произошло. Связано это с наступившими рождественскими каникулами или с заявленным катастрофическим сокращением золотовалютных резервов США: более чем в три раза, с 431,4 до 118,9 млрд. долл., при странном сохранении официальной "золотой позиции" на уровне 8133,5 тонн, или с какими-то еще, менее доступными стороннему глазу факторами, — бог весть.
Но понятно, что такое повышение учетной ставки ФРС приведет к значительному увеличению стоимости обслуживания всех номинированных в долларах долгов: и частных, и государственных. Помочь перекредитованной американской экономике обойтись без катастрофических последствий такого решения может только чудо. А вернее — запуск "в реале" новой, еще более масштабной программы "количественного смягчения", QE-4, триллионов эдак на 5-6 долларов, если не больше. Разумеется, без всякого официального объявления об этом.
Если же такой "эмиссионной инъекции" не состоится, начнется даже не "волна", а целое цунами банкротств. Судя по всему, ФРС намерена "спрятать" QE-4 за более-менее массовым притоком долларов на американский финансовый рынок из рынков "развивающихся стран" вследствие повышения процентов по кредитам. Но как долго удастся это делать и с каким успехом — поскольку вполне возможен ответный сброс долларовых инструментов странами БРИКС с переходом на альтернативную расчетную валюту — вопрос более чем открытый.
Тем более, что параллельно США пришлось "дать добро" на реформу МВФ, где с 1 июля 2016 года страны БРИКС, если с ними ничего не случится (в данной связи весьма интересен, например, исход процесса импичмента президента Бразилии Дилмы Русефф), получат фактическое право вето. Иными словами, данное решение ФРС явно не ведет к повышению стабильности глобальной финансово-экономической ситуации, которая и без того характеризуется словами "гонка девальваций" и "валютная война".
Конечно, России придётся в течение нескольких ближайших месяцев пережить новую волну девальвации национальной валюты по отношению к доллару — вплоть до преодоления "сакральной" отметки в сто "деревянных" за один "вечнозелёный". Но в данной связи, наверное, стоит отметить, что за последний год курс рубля к доллару снизился на 72,2%, а рост потребительских цен составил около 26%. Очень много, но почти в три раза ниже, чем "долларовая" девальвация рубля. Как вы думаете, какими окажутся последствия еще 50%-ной девальвации, которой нам в виде "ста рублей за доллар" грозят либеральные "доброжелатели"? Процентов двадцать?
Но, конечно, определяющей в данном случае будет степень управляемости отечественной экономики и российского общества в целом. Что, при сохранении нынешнего либерал-монетаристского курса правительства и Центробанка, отрицающих необходимость перехода к мобилизационному проекту, вызывает серьёзные и растущие параллельно обменному курсу доллара к рублю сомнения.