С момента уничтожения СССР у России складывались непростые отношения с бывшими союзными республиками. Однако если некоторые из них окончательно ушли с россиецентричной орбиты, а другие так и остались в поле притяжения РФ, то Грузия до сих пор не определилась в выборе своего вектора внешнеполитического развития, пребывая в некоем пульсирующем состоянии, порой близком к конвульсиям. Причин тут несколько, но основной из них является человеческий фактор. Именно субъективному грузинскому фактору, во многом определяющему текущий статус и перспективы развития российско-грузинских отношений, посвящена настоящая статья.
За нашу многовековую историю было так, что одни грузинские правители налаживали и укрепляли дружбу с Россией, а другие, под влиянием её недругов, выступали против интересов северного соседа. Последствия от действий последних всегда оказывались плачевными и исправить их становилось всё сложнее. За примером далеко ходить не надо: буквально недавно была нарушена территориальная целостность Грузии — от неё откололись Абхазия и Южная Осетия. Восстановить статус-кво возможно либо силой, которой у Грузии нет, либо путём переговоров, которые ведутся в различных форматах, но результат пока нулевой. Причина таких неудач заключается в одном: власти Грузии совершенно не пытаются вести прямой диалог с российскими коллегами. Этим воспользовались некоторые авантюрные персоны и сомнительные структуры, которые, взяв реальное управление процессами в свои руки, сформировали некоторое неформальное сообщество посредников-переговорщиков и, создав разного рода российско-грузинские "союзы", "конгрессы", "ассамблеи" и т.п., прочно обосновались в нише формата "российско-грузинского урегулирования". Понятно, что никакого урегулирования не получилось, так как, во-первых, большинство этих "общественников" оказались заурядными самозванцами, а во-вторых, они усиленно саботировали процессы урегулирования, так как в случае решения проблемы исчезли бы все те финансовые ресурсы, которые выделялись под это благородное дело либо в виде грантов от различных общественных фондов и организаций, либо чёрным налом сомнительного происхождения. В конечном итоге это всё прямо или косвенно отражается на казне России. Складывается картина местечкового заговора, но не в теории, а на практике, когда хорошо организованная многочисленная "банда" остапов бендеров и кис воробьяниновых в течение ряда лет наносила России и Грузии прямой материальный и моральный ущерб.
После смены власти в 2012 году ситуация в Грузии несколько изменилась, и на первых порах практически отпала необходимость в традиционных "регулировщиках", так как все были уверены, что Бидзина Иванишвили большой друг президента России, а потому скоро любые проблемы будут решены на взаимовыгодных условиях. Однако время уходило, проблем становилось больше прежних, а когда выяснилось, что российско-грузинские отношения не то что регулировать, даже "ремонтировать" поздно, двинулись опять ходоки на Москву…
На этот раз ключевым стало слово "НАТО"!
И начались опереточные выступления различных политических и общественных деятелей на заданную тему с оглядкой то на США, то на Москву, а то и на Иванишвили. Однако никто этих импровизаторов не ругал и не хвалил, кроме коллег-общественников, сторонников НАТО.
Российские власти на подобного рода процессы реагировали и продолжают реагировать достаточно вяло, либо даже вовсе не реагируют. Естественно, что главная причина такого отношения — чёткое понимание российской стороной реальных возможностей грузинских "помощников".
Тогда эстафету приняли политики, и примерно за полгода до выборов началась активная риторика против вступления Грузии в НАТО, так что эта тема стала основным предвыборным лозунгом т. н. "пророссийских" партий. На пророссийское поле был выпущен новый игрок, действующий депутат парламента Грузии Тамаз Мечиаури, близкий друг Бидзины Иванишвили (они сокурсники по Тбилисскому университету), недавно покинувший ряды правящей коалиции "Грузинская мечта" и создавший политическую партию под названием "Тамаз Мечиаури — За единую Грузию". Официальной мотивацией состоявшегося "политического развода" стали якобы разногласия относительно партийного курса. Мечиаури публично провозгласил необходимость добрососедства и партнёрства с Россией, резко выступив против сближения Грузии с НАТО. Следует отметить, что партия Мечиаури в политический блок объединила хорошо известных деятелей эпохи Шеварднадзе — в том числе перебравшегося в Москву бывшего губернатора края Квемо-Картли Левана Мамаладзе и других деятелей аналогичного типа. Вскоре этот блок распался, и причиной тому стали разоблачения его руководителей. Дело в том, что на начальном этапе своей "независимой" политической деятельности Мечиаури гостил в Москве по приглашению члена Совета Федерации ФС РФ от исполнительной власти Рязанской области Игоря Морозова. Вскоре Игорь Николаевич нанёс ответный визит в Грузию, после чего в СМИ и политических кулуарах как на на российской, так и на грузинской стороне появились некоторые сомнения в порядочности г-на Мечиаури, который начал вести себя, мягко говоря, несколько странно, как по отношению к некоторым партнёрам, так и в реализации уже намеченных и согласованных проектов и мероприятий. Как выяснилось позже, г-н Мечиаури и шагу не ступал без Иванишвили и посла США в Грузии Яна Келли. Не исключено, что такие политические расклады "оппозиционера" Мечиаури вызвали определённые сомнения со стороны уважаемого российского сенатора.
Все остальные т.н. "пророссийские" силы в Грузии — не только по оценкам экспертов, но и даже по мнению множества пользователей социальных сетей, интересующихся политическими процессами в Грузии, — также демонстрируют "продажность, тупость и несостоятельность". Видимо, нет смысла перечислять здесь конкретные "заслуги" объявивших себя "пророссийскими силами" демагогов, слишком велика честь! Но об одном конкретном и очень важном вопросе, на который негативно повлияли "пророссийские силы", следует упомянуть отдельно. После заявления бывшего министра безопасности Грузии, генерал-лейтенанта Игоря Гиоргадзе о его возможном активном включении в политические процессы Грузии (парламентские выборы 8 октября, в первую очередь) против него началась активная травля, основными рупорами которой оказались как раз "пророссийские" силы. В результате Игорь Гиоргадзе был фактически заблокирован в медийном и предвыборном поле Грузии — не только как политик, намеревающийся баллотироваться в парламент Грузии, но и как гражданин, который не вправе приехать в Грузию из-за уголовного преследования (здесь также всё очень запутано, так как нет даже обвинительного заключения против Гиоргадзе, но это отдельный вопрос). То есть налицо ещё один элемент местечкового заговора якобы "пророссийских" сил. Мы уверены, что как парламентские выборы, так и другие политические процессы в Грузии с участием Игоря Гиоргадзе имели бы совершенно другой, позитивный результат, соответствующий интересам как Грузии, так и России.