Удивительный в эту субботу выдался телевизионный вечер на Первом канале! Раньше думал, что писатели, претендующие на место в классической литературе, не могут участвовать в шоу Малахова, однако я заблуждался. Могут, да ещё как!
Передача "Сегодня вечером" 3 октября была посвящена Евгению Евтушенко. Посмотрев эту программу, я поразился пошлости, скабрёзности, ненужности и провальности этого шоу. Давно уж у меня с Евгением Александровичем сложные отношения, и не одна критическая статья написана по поводу его творческой и прочей биографии. По большому счёту, мне бы надо радоваться такому скандальному провалу, однако почему-то не до радости…
Безусловно, Евгений Евтушенко — фигура трагическая. У него множество прекрасных стихов — особенно написанных до начала 70-х годов. Одни "Хотят ли русские войны?.." чего стоят! К сожалению, яркое начало и безусловный талант Евтушенко, которые могли вывести его в первый ряд отечественной поэзии, он разменял на блага мира сего, непрерывно подстраиваясь в угоду политической и прочей конъюнктуре. По-настоящему великому поэту всегда нужна какая-то идея, которая была бы "путеводной звездой" его творчества. Не случайно Иосиф Бродский написал "Народ" и "На независимость Украины"; не случайно Николай Рубцов написал "Звезду полей" и "Видения на холме", не случайно Юрий Кузнецов написал "Петрарку" — они, практически наши современники, будучи великими поэтами, жили под светом своих идей…
У Евтушенко такой идеей была "комфортная жизнь" — как у нынешнего премьера. Что "Евтух", что "Медвед" — но что позволено Юпитеру, не позволено быку, что делает политика смешным, то поэта убивает.
Его поклонникам, если такие остались от прежних времён, наверное, страшно было увидеть и поверить, что сегодня за душой Евтушенко — пустота. Но разговор в шоу Малахова шёл исключительно о том, сколько у него было женщин, как он менял их, когда, почему, куда они уходили. В течение передачи — весёлым сюрпризом — эти женщины появлялись перед постаревшим, ностальгирующим Евтушенко. Жалкое зрелище…
К сожалению, о поэзии даже не говорилось. Старость, серость, усталость и былое, былое, былое… Плоские воспоминания, никому не нужные пустые комплименты. Думал дождаться эпатажа, яркого поэтического выступления. Хоть чего-нибудь!.. Но ничего, пусто… Зрителю предлагалось развлечь себя комичными сценами в духе бытовых фельетонов русской классики. Чего стоила, например, сцена с Кларой Новиковой, которая, признавшись, как она обожает поэзию Евгения Евтушенко, сказала, что поступала в театральный институт с чтением его стихотворения. Потом прочитала это стихотворение, думая порадовать этим милым воспоминанием Евгения Александровича. А Евгений Александрович расстроился, сказал, что это не его, а Роберта Рождественского…
Так что прав, наверное, Юрий Кононов, "по горячим следам" этого шоу написавший абсолютно справедливые стихи.
Друзья, попробуем разобраться без ажитации и истерики.
Может ли великий русский поэт проживать в Америке?..
Озеро с пираньями, страстный роман, престарелая любовница из Колумбии.
Доволен дряхлый эротоман: женщины, слава, тугрики, рупии…
Я тут же припомнил Союза развал, сраженье за Дом писателей.
Поэт с либералами там скакал, линчуя коммуняк к такой-то матери…
Тут Анненский Лев воскликнул пафосно: О чём ток-шоу, стихи-то где?!!
Клара Новикова пробубнила радостно строчки Рождественского. Эге-ге!!!
Мэтр буркнул: это не моё, но всё равно спасибо, что вспомнили Боба.
Наумов что-то приплёл про трусы и рейтинг высокий среди народа.
Седой Никитин про друга спел, про того, который не ходит.
Ника Турбина и сына смерть — зритель доволен вроде…
Сидел, хорохорился, зыркал глазками умными гриф.
Иногда презрительно фыркал — и рушился светлый миф…
Смотрел я и думал: зачем старику выставлять на обзор свои мощи?
Не лучше ли мирно тачать строку в далёкой родной Оклахомщине.