Авторский блог Иван Ленцев 00:00 9 июля 2015

Нано, Лёня, нано!

Похоже, ещё в одной государственной конторе народилось своё "дело Евгении Васильевой" — речь о корпорации "Роснано". На сей раз "Васильеву" зовут Леонид Меламед, 54 года, женат, не привлекался, всё ещё миллионер, бывший гендиректор указанной корпорации, близкий друг и соратник очередного "Толика" — непотопляемого Анатолия Чубайса. Пока непотопляемого.

Похоже, ещё в одной государственной конторе народилось своё "дело Евгении Васильевой" — речь о корпорации "Роснано". На сей раз "Васильеву" зовут Леонид Меламед, 54 года, женат, не привлекался, всё ещё миллионер, бывший гендиректор указанной корпорации, близкий друг и соратник очередного "Толика" — непотопляемого Анатолия Чубайса. Пока непотопляемого.

Следствие обвиняет Меламеда, а также его заместителя Андрея Малышева и финдиректора Святослава Понурова в растрате имущества "Роснано" (когда оно ещё называлось "Роснанотех") в особо крупном размере с использованием своего служебного положения. Объявленный ущерб — свыше 220 млн рублей. 3 июля Меламед, вопреки мольбам заступникам, был взят под домашний арест.

Судя по версии СКР, схема растраты была простой и циничной. Во второй половине 2000-х гендир Меламед, являясь одновременно одним из собственников частной компании "Алемар", якобы организовал договор между нею и "Роснано" об оказании "консультационных услуг" для госкорпорации. Под который двое упомянутых подчинённых Меламеда полгода перечисляли на счёт фирмы сотни миллионов казённых рублей. При этом, по данным следствия, гендир прекрасно знал, что "Алемар" тут лишний, никаких "консультаций" от него не требовалось и в его платных услугах "Роснано" не нуждалось.

Иными словами, всё творилось в открытую — дерзко и как-то совсем без страха божьего. Чтобы перетащить государственные двести миллионов в частные карманы, злоумышленники даже не стали создавать фирму-прокладку. А ведь казалось, время "чотких посонов" прошло лет пятнадцать назад.

Но сам по себе Меламед вряд ли сильно интересен следствию. Его могут теперь показательно мурыжить, но по большом счёту арест бывшего гендира через несколько лет после предполагаемого преступления — это всегда немного "про другое". Например, про ловлю на живца. Или про очень ясный сигнал кому надо: не дерзи, вернись в берега и ходи ровно — не то одной "Женечкой Васильевой" дело не закончится.

Кому же это сигнал, интересно? Экономист Никита Кричевский, к примеру, полагает, что "чёрная метка" была послана вовсе не Чубайсу, как многие могли подумать, а очень даже Михаилу Абызову, главе невнятного "Открытого правительства", нынешнему министру в медведевском кабмине, а в прошлом — председателю совета директоров "Группы Е4", в которой одно время подвизался президентом и г-н Меламед. Более того, по данным "Известий", правоохранительные органы имеют к г-ну Абызову ряд вопросов — якобы по предполагаемому мошенничеству со стороны руководства "Группы Е4". Версия, конечно, интересная — особенно если учесть, что до всяких "групп" Абызов прошёл суровую "школу жизни" в небезызвестном учреждении РАО "ЕЭС России", служению на высоких должностях в котором, так уж совпало, отдали годы своей жизни и Чубайс, и Меламед. Вот как всё у людей переплелось.

И всё же стоит заметить, что если Абызов ограничился весьма сдержанным комментарием по ситуации, то Чубайс повёл себя в день меламедова ареста несколько странно. Он не только выразил готовность пойти свидетелем по делу Меламеда, но и заявил, разом от лица корпорации и от себя лично, следующее: "У "Роснано" нет никаких оснований полагать, что известным договором с "Алемар" ей нанесён ущерб". И более того, по словам Чубайса, "Роснано" считает, что Меламед, Малышев и Понуров "действовали строго в соответствии с законом и своими служебными полномочиями".

Так ли уж осмотрительно со стороны Чубайса вписываться за подозреваемых? А если завтра следствие всё-таки докажет, что государственные деньги были незаконно растрачены? Как тогда будут выглядеть заверения главы "Роснано" об отсутствии ущерба?

Впрочем, спикер СКР Владимир Маркин уже прозрачно намекнул Анатолию Борисовичу, что шуметь не нужно, а нужно пока стоять в сторонке и ждать, когда тебя вызовут: "По меньшей мере странно, когда заинтересованные лица, в том числе пресс-служба "Роснано", незнакомые с материалами уголовного дела, озвучивают позицию следствия и свои контраргументы, заявляя при этом о намерении сотрудничать со следствием, — назидательно, словно приговор, зачитал свою бумагу Маркин. — Хорошее начало для сотрудничества! Что касается следствия, то мы пока никого не обвиняем, а говорим лишь о возбуждении уголовного дела и наличии подозреваемых. И попросил бы лиц, неявляющихся участниками уголовного процесса, воздержаться от комментариев. А что касается заявленного предложения о сотрудничестве со следствием, мы это примем к сведению. Но пока нам достаточно тех материалов и доказательств, которые собраны высокопрофессиональными сотрудниками МВД и ФСБ под руководством следователей СК России. Работа в этом направлении успешно продолжается и, причём, уже не один месяц".

О пенитенциарных перспективах в жизни г-на Чубайса говорить ещё слишком рано — хотя и зарекаться, как известно, не стоит. Однако в связи с открывшимися обстоятельствами хотелось бы уточнить: нет ли связи между нынешним преследованием боевого чубайсова товарища и недавним "расчехлением" оппозиционного политика Алексея Навального, который сперва проехался асфальтовым катком по "Роснано" и её руководителю на радио "Свобода", а затем зачем-то ещё и потащился на публичную дуэль с бывшим "младореформатором"?

"Совпадение? Не думаем".

1.0x