Отец Всеволод Чаплин покинул Патриархию и закрыл за собой дверь не совсем бесшумно. Прошли его яркие выступления на "Дожде", на "Эхе Москвы", на радиостанции "Говорит Москва", в которых звучала горечь и раздражение, своего рода обвинение церковной среды во многих грехах, которые вызывают в светских кругах изрядную долю раздражения. Я очень ценю отца Всеволода. Это очень яркий, отважный человек, не боящийся оригинальных суждений. Последнее время мы сблизились с ним в рамках Изборского клуба, его участие в дискуссиях на тему "Православный социализм" чрезвычайно интересно и важно. В этот трудный для него период я бы хотел его всячески поддержать, может быть, приблизить к нашим кругам и сделать его частью нашего интеллектуального сообщества.
Мне кажется, что сегодня в нашей стране начался мучительный период, который, не дай Бог, может опрокинуть и свести насмарку всю огромную работу по становлению Государства Российского. Работу, которую мы все провели после чудовищного 1991 года, когда потеряли Родину и государство, и казалось, что возврат невозможен. Тем не менее, новое Государство Российское появилось, и в его становлении Церковь играет очень важную роль. И не только ту, благодаря которой молящиеся пастыри или монастырская братия прорубают коридоры в небеса, и на землю сквозь эти коридоры проливается Фаворский свет, наполняя им наши гарнизоны, сиротские приюты, научные лаборатории. Церковь играет государствообразующую роль, заменяя подчас собой государственные институты, которые по-прежнему слабы, противоречивы, иногда просто разрушены. Поэтому ослабление Церкви, ослабление церковного авторитета, ослабление авторитета патриарха наносит государству вред.
У личности, особенно у значительной личности, играющей в общественной жизни видную роль, — двоякая судьба. Судьба ординарная, которая измеряется качествами характера, его поступками или проступками. И судьба мифическая, когда вокруг этой личности создаётся миф: либо негативный, разрушающий, либо созидательный, творческий. И в истории важны не конкретные персонажи с той или иной формой лица, цветом глаз или аппетитом, а именно эта мифологическая сущность крупной личности. Если эта личность, например, демонизируется, становится чудовищно отвратительной, — она разрушает среду, в которой развилась и господствует. Или же наоборот, если светоносные начала этой личности с некоторым преувеличением наделяются возвышенными чертами, —эта личность-миф действует созидательно и благотворно. В данном случае мне очень важен именно мифологический аспект такой личности, как патриарх Кирилл. Кроме его огромных и реальных заслуг, дел, которые он осуществил в самый тяжёлый и мучительный период современной русской истории, будучи правой рукой патриарха Алексия II, у него есть и мистическая роль церковного пастыря, и любой урон, который, возможно, нанесён ему, будет отрицательно сказываться и на самой внутрицерковной атмосфере, и на судьбе государства.
Поэтому, почитая Святейшего и очень уважая отца Всеволода Чаплина, мне бы хотелось, чтобы эта распря как можно скорее утихла, и мы бы не давали пищу либеральной среде, которая нынче злорадствует и рукоплещет скандалу. Мне бы хотелось, чтобы наши духовные вороги, которые и так ведут непрерывные нападки на православие, угомонились, а отношения в церковной среде опять обрели бы возвышенную гармоничность.