Сообщество «Историческая память» 00:05 21 марта 2022

Благословение святого адмирала

о сражении у острова Змеиный

В своём выступлении на стадионе "Лужники" 18 марта 2022 года Президент и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами России Владимир Путин подчеркнул тот факт, что начало операции на Украине совпало с днём рождения непобедимого флотоводца, святого праведного воина Фёдора Фёдоровича Ушакова.

При этом в сводках новостей проскочил практически незамеченным очень красноречивый факт — о том, как 24 февраля, в самом начале операции (и в день рождения Ушакова) на милость наших моряков сдались 82 украинских военнослужащих на острове Змеиный. Для их перевозки в Севастополь 26 февраля был выделен буксир-спасатель "Шахтёр". Судя по всему, киевские вояки, пронюхав об этом, возбудились возможностью раструбить на весь мир о морской победе. Ну а как же, они захватят или потопят российский корабль! Против безоружного буксира выслали 16 боевых катеров. Они приблизились, маскируясь за гражданскими судами. В соответствии со своей «москитной» тактикой ринулись с разных сторон. Но… поблизости находились наши военные корабли. Бой был решительным, эффективным и скоротечным. Результат: 6 катеров уничтожили, уцелевшие спаслись бегством.

В общем-то – эпизод. Поэтому и проскочил он в СМИ мельком, в мешанине других военных новостей. Однако имеет смысл обратить внимание на два немаловажных обстоятельства. Во-первых, 16 катеров – это и был весь оставшийся военно-морской флот Украины. Его смели одним махом, даже не обращая на стычку особого внимания, между делом. Хотя, по сути, произошла «битва флотов». А во-вторых, остров Змеиный до 1930-х годов носил имя Фидониси! Это название гремело на русском флоте, было знакомо каждому моряку…

В царствование Екатерины Великой на Чёрном море шла уже вторая война с турками. В 1788 году султан Абдул-Хамид послал к Очакову, осаждённому русскими войсками, эскадру своего лучшего адмирала Джезаирли Гази Хасана-паши, которого почтительно величали «крокодилом морских сражений». А нашего Черноморского флота ещё не существовало, он только строился. Одна эскадра стояла на возводившейся базе в Севастополе, отдельные гребная и парусная флотилии действовали в Днепровско-Бугском лимане. Тем не менее эти лиманские флотилии вместе с береговыми батареями Суворова серьёзно побили силы Хасана-паши. С большими потерями он ушёл прочь.

Всесильный наместник Новороссии граф Потёмкин послал приказ Севастопольской эскадре контр-адмирала Марко Войновича: преследовать «крокодила морских сражений», не позволить ему вернуться к Очакову. На поиски вышло всё, что тогда имелось в Севастополе: два линейных корабля, 10 фрегатов, 20 вспомогательных судов. А приказ Потёмкина оказался весьма своевременным: Хасан-паша действительно намеревался возвратиться. Врагов обнаружили совсем недалеко от Очакова, возле Тендровской косы. Наши моряки были уверены, что встретят растрёпанные остатки эскадры Хасана-паши, а к нему уже успела подойти значительная подмога. У него было 15 линейных кораблей, 8 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 20 вспомогательных судов. 1100 орудий против 550 русских, к тому же большего калибра. 10 тысяч турецких моряков против 4 тысяч наших.

Правда, заметив русские паруса, вражеская эскадра снялась с якорей и стала уходить. Войнович взял курс следом за ней. Но «крокодил морских сражений» специально заманивал севастопольские корабли подальше от наших берегов и баз, чтобы и спастись не смогли, когда их будут крушить и топить. И как раз возле острова Фидониси 3 (14) июля неприятель вдруг развернулся и устремился в атаку. А Войнович тем временем разобрался, насколько они сильнее, и смутился, остановился.

Но авангардом из 66-пушечного линейного корабля "Святой Павел" и 4 фрегатов командовал молодой и решительный бригадир Фёдор Фёдорович Ушаков. Он без раздумий бросился навстречу врагу, и тем самым увлёк за собой всю эскадру. В те времена непреложным законом морской войны считалась линейная тактика. За нарушение строя в сражении в Англии даже отдавали адмиралов под суд. По этим правилам и Ушакову следовало бы выстроить свои корабли в кильватерную колонну, соединиться с основной колонной Войновича. Однако Фёдор Фёдорович впервые отбросил устаревшую морскую науку. Он одним своим отрядом врезался в строй противника и сломал его. Причём нацелился прямо на вражеский флагман. Потом даже и авангард разделил. На "Святом Павле" обошёл корабль Хасана-паши с одной стороны, а два фрегата направил с другой. Начали поливать турецкий флагман огнём справа и слева. У него обрушилась мачта, он заполыхал и бросился удирать, стараясь погасить пожар.

В сражение уже вступила вся Севастопольская эскадра. Линейный корабль Войновича "Преображение Господне" схлестнулся сразу с двумя младшими флагманами, кораблями вице-адмирала и контр-адмирала. В ожесточённой перестрелке тоже сумел поджечь их, и они развернулись, чтобы уйти восвояси. Остальные турки увидели, что суда их командиров горят, и обратились в бегство, рванули вслед за ними. Одна вражеская шебека не успела за всеми, пошла на дно, издырявленная ядрами. Задача была выполнена: неприятельский флот к Очакову не пропустили, прогнали.

Это была первая битва, где Ушаков проявил свои исключительные таланты флотоводца. Первая битва, где он применил свои новые тактические приёмы. Первая победа, которую ему благословил Господь – ну а как же иначе, если жесточайшую битву выиграли с ничтожными потерями. Незначительные повреждения на четырёх фрегатах, ни одного убитого, 22 раненых. Это станет закономерным и для всех последующих побед Фёдора Фёдоровича…

Миновало 233 года, и в день рождения Ушакова наш флот подошёл к тому же самому острову Фидониси-Змеиному. Флот стальной, современный, уже совсем не похожий на старинные парусники. Но флот-то российский, под тем же самым Андреевским флагом, под которым сражался святой флотоводец. И на том же самом месте, где он одержал свою первую победу над «крокодилом морских сражений», наши корабли смахнули с лица моря, словно мусор, «флот» нацистов, дерзнувших бросить вызов и угрожать великой России. Такие совпадения не бывают случайными!..

1.0x