Авторский блог Игорь Калашников 15:29 6 января 2020

Битва Нотариуса с Купидоном. Часть 1.

Патриархат… Матриархат… Равноправие? (Полемические размышления.)

Патриархат… Матриархат… Равноправие?

или

БИТВА НОТАРИУСА С КУПИДОНОМ

Мир меняется. Меняется прямо на наших глазах уже даже не за десятилетия — за годы. Моё, ещё не старое, поколение, росшее в 70-80-х годах прошлого века, постигало тогда совершенно другую реальность и видело совсем другой образ будущего, чем то, что мы лицезреем сегодня и, тем паче, что ожидаем увидеть завтра.

Чёрно-белые экраны тогдашних «Рубинов» и «Горизонтов» показывали колыхающиеся балахоны и костры Ку-Клус-Клана, курчавые головы Анжелы Дэвис и других, гонимых властями борцов за права женщин и чернокожих. «Пионерская правда» рассказывала о нелёгкой судьбе индейского активиста Леонарда Пелтиера. В Европе задавали тон консервативные и безоговорочно христианско-протестанские политики вроде Маргарет Тэчер или Франца-Йозефа-Штрауса, грозившие нам «крестовым походом». В «прекрасной Франции» 1970-х при Жискар д`Эстене ещё рубили головы гильотиной, а в Великобритании содомитов сажали в тюрьму… Читая в советской прессе про разоблачённых гомосексуалистов (это что за звери ещё такие?) в армии США, кто бы мог подумать, что через три десятилетия назначение открытого(ой) ЛГБТ-шника(цы) на должность министра обороны какой-нибудь НАТО-вской страны станет обычным делом…

Сейчас в парижских или лондонских предместьях, среди идущих в школу ребятишек, заметное большинство — смуглые дети далёкого Юга. Весьма вероятно, что лет через 20 их будет три четверти.

Вместе с тем — пустив процесс замещения коренного населения и его культурно-религиозной ментальности мигрантами (и их обычаями-верованиями) на самотёк, западные государства всё активнее вторгаются правовыми нормами в частную жизнь. Ювенальные технологии, дающие права неким уполномоченным органам решать, как и с кем лучше жить детям, в обход их родителей, обязательные уроки «полового просвещения» с упором на «толерантность к гендерному многообразию», требования «официального согласия» на каждое соитие, даже для зарегистрированных супругов… Заглянув в Сеть каждый может нарыть ещё примеров грубых попыток законодательного регулирования испокон веку закрытой от чужих глаз интимной сферы.

Сдаётся, что ни грамма счастья такой «прогресс» людям не добавляет. Механическое перераспределение брачно-семейных прав и свобод посредством бездушной бюрократической машины отдаёт душком мрачной антиутопии. Однако, на мой взгляд, немногим лучше будет искусственная консервация, тотальная заморозка этой огромной доли в общем потоке живой человеческой истории. Мир развивается, и такая важная сторона жизни, как отношения между мужчиной и женщиной, семья, рождение и воспитание детей, смена поколений никак и нигде не может окаменеть и веками сохранять однажды заданный облик.

Даже в самых закрытых и ортодоксальных обществах, типа Саудовской Аравии, Марокко, других восточных деспотий и теократий, происходят подвижки в сторону расширения прав женщин (в первой дамам недавно разрешили водить машину и ходить без сопровождения мужа, во второй — работать юристами и полицейскими), выравнивания образования, обычаев и законодательных подходов к полам. Остаётся надеяться, что этот процесс у них будет достаточно плавным, постепенным, не приведёт к разрыву традиций в поколениях, потере своеобразия и культурной уникальности жителей.

Вообще, тут надо заметить коренное отличие идущих перемен в странах Юга и Востока от реформ на Западе. В первом случае мы имеем дело с преодолением реальных барьеров и пережитков, вопиющего неравенства и дискриминации, мешающих социальному развитию. Во втором — проблемы на 95% высосаны из пальца. По-русски сказать: их власти и «гражданское общество», более-менее решив задачи благосостояния, зажрались и маются дурью от безделья? Или же тому есть иные, куда более серьёзные причины?

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОПРОСА

Становление привычной для нас патриархально-семейной структуры сложилось далеко не сразу, не везде, и, по историческим меркам, не так давно. Древних людей, по-видимому, мало занимали вопросы отцовства. Все дети принадлежали матерям, как бесспорным родительницам, и далее — племени. Мужчины-отцы были «расходным материалом» в беспрерывных охотах и стычках с соседями. Женщина-мать являлась намного более стабильной и долгоживущей особью, точкой сборки рода. Неудивительно, что и власть в тогдашних племенах, и религиозные культы отталкивались именно от женского начала. Матриархат исповедовал главенство Матери-Сырой Земли в её многочисленных ипостасях: Мать богов, богини, их жрицы, ведьмы, колдуньи, повивальные бабки, просто бабки и матери… Земля давала жизнь и она же её забирала.

Шло время, совершенствовались «добытческие», затем — трудовые, организационные навыки и приёмы жизни человеческих сообществ. Снижались неоправданные потери. Постепенно, но неуклонно возрастала роль мужчины как кормильца, основного работника, строителя жилища, защитника… Объективно разные способности: физические, умственные, моральные (сейчас это бы назвали «харизмой»), неизбежно вели к расслоению племени (вначале — статусному, а затем и материальному). Человек отделялся от Природы, от Матери-Земли с её дикой, неразборчивой, уравнивающей всех любовью и, одновременно, неумолимой жестокостью, неминуемой смертью… Приходило время Верховных божеств. Время Неба, время вождей и жрецов. Земля рождает и вновь забирает всех. Небо-Отец оплодотворяет, судит и отбирает лучших. Худшие уходят даже не в Землю, а под-Землю, в перевёрнутый инфернальный мир. Разделяй и властвуй, одним словом.

А здесь, в мире живущих, самые сильные и способные мужчины начали обзаводиться вещественным подтверждением своего статуса: лучшим оружием, лучшим скотом, лучшими наделами, лучшими жилищами, лучшими женщинами… И не только лучшим всем этим, но и многим. Прибарахляться, так сказать. И всё бы ничего — сделал-заслужил-заработал — твоё, пользуйся на здоровье! Но все мы смертны… А раз так, то немедленно во весь рост встал вопрос: «Кому достанется всё это добро, «нажитое непосильным трудом»?»

Детям. Чьим детям? Если матери, по большому счёту, всё равно, от кого ребёнок — он в любом случае — её, то отец, чья роль в социальном положении протосемьи теперь главенствует — как ему быть уверенным, что это его кровь течёт в жилах наследников? Посадить своих женщин под замок? Голое насилие всегда малоэффективно. И тогда было решено (предрешено Промыслом) новый уклад освятить. Подкрепив «право сильного» высшим, божественным авторитетом. Хотя уже древние, «олимпийские» боги делились на семьи, это не сильно мешало им плодить потомство направо и налево… То следующий этап развития религиозности стал поворотным. Моногамия провозглашалась единственно угодной небесам формой семейной жизни. Для женщин. К мужикам новые боги не были столь категорично-строги.

Параллельно (а, вернее, во взаимодействии) с внешними изменениями, с Человеком Разумным происходили некие внутренние, душевно-духовные трансформации. Похоже, что на неком рубеже в сердца некой части человеческого рода некто вдохнул такую эфемерную, а на деле — мироустроительную субстанцию, как Любовь. Любовь к супругам, к детям, к Родине, к Богу… И средство, необходимое для передачи этой новой сложной эмоции друг другу — совершенный (в современном понимании) язык. Средство, оказавшееся крайне полезным во всех отношениях. Появился источник новой незримой, но мощной энергии, двинувший человечество вперёд и вверх.

Мы не можем сейчас сказать, каким образом искры этого божественного дара попали в души людские. То ли мы — дети богов и героев, согласно древним мифам, то ли «ангелы входили к дочерям человеческим», порождая исполинов, как говорит Библия, то ли волны Благодати проникли в сердца наших пращуров иным, менее вещественным способом… Ясно одно — этот дар обладал способностью передаваться потомкам, не ослабевая, но умножаясь с каждым поколением. И ясно другое — племена, «заряженные» сим пламенем, имели однозначное конкурентное преимущество над прочими: настоящий язык и веру в бессмертную душу. (Если провести грубую техническую аналогию — это как теперешняя атомная подлодка с неограниченной дальностью плавания в сравнении с дизель-аккумуляторкой времён Войны...) Все качества, присущие современному человеку являются их производными. Соответственно, люди данного типа со временем вытеснили (ассимилировали) первобытные племена и расы. До конца ли — трудно судить, т. к. биологический вид — один, а душу не просканируешь…

Беда, что рука об руку с Любовью в человеческих сердцах появилась Ревность. Изделие совсем других сил. Бессмысленное, разрушительное состояние, принесшее неисчислимые страдания миллиардам людей…

Продолжу. Ну так вот, получив подкрепление в виде сильнейшего чувства, тут же подхваченного зарождающейся культурой в виде красивых легенд, мифов, сказок, песен — жрецы новых религий моментально развернули трактовку любви в угоду формирующемуся товарно-денежному (мамоническому) типу существования и его заправилам. Быстро и жёстко регламентировали весь брачно-семейный уклад, по-сути объявив женщин и детей собственностью хозяина дома. Патриарха. Отца-дарителя жизни со всеми её благами и строгого ревнивого судьи, вызывающего трепет. Которого надлежит верно любить и боготворить, словно воплощение Вышней силы — раз и навсегда. ….В угоду, так сказать, простоте и бесспорности делёжки имущества в случае смерти последнего. Фигурально выражаясь, жадность к барахлишку получила режим наибольшего благоприятствования, санкционированный «самой высшей инстанцией», победив все прочие человеческие стремления и поставила себе на службу (к счастью, лишь отчасти) и супружескую и родительскую, и сыновнюю любовь.

Наиболее авторитетным документом той эпохи является, без сомнения, Ветхий Завет (Исх. 20:2-17) и, дублирующее его Втор. 5:6-21, где в Седьмой Заповеди говорится: Не прелюбодействуй [в оригинале слово прелюбодеяние (не путать с блудом) относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её законным мужем, а также все запреты кровосмешения, включает муже- и скотоложство.]. Соответственно, в ортодоксальной, что иудейской, что Православной традиции, все прочие (нормальные) виды до-и-внебрачных гетеросексуальных связей (блуд) особым грехом никогда не считались и не считаются (см. напр. «Основы искусства святости», епископ Варнава (Беляев), Том 2 , стр.164).

Седьмая Заповедь подкрепляется Десятой: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. То есть «жена ближнего» перечисляется в списке движимого и недвижимого имущества как живой инвентарь наряду с волами и ослами, на коих завидовать — нехорошо. Про «мужа ближней», заметьте — ничего. Женские желания в расчёт не принимаются.

Это в идеале. В Заповедях. Реальная жизнь «избранного» народа шла своим чередом. Чтимые ветхозаветные герои и праведники, «цари и судьи иудейские» не отказывали себе в удовольствиях полигамии, окружали себя многочисленными гаремами и порождали бессчётное потомство. К примеру: Исав — 42 жены, Давид — 8 жён и «множество наложниц», Соломон — 700 жён и (мало ему было!) 300 наложниц… Простой народ, понятное дело, позволить себе такого не мог, но, хочешь-не хочешь, старался брать пример с вождей. И успешно накапливал собственность, которую теперь стало относительно легко (не без помощи «крапивного семени», конечно — куда ж без него), делить и передавать по наследникам.

Так кто же в схватке нотариуса с Купидоном одержит верх? Расчёт и выгода, дух стяжательства, стремление всё упростить и упорядочить, свойственные набиравшей разбег материальной цивилизации? Или животворное дыхание Благодати, пронизывающее всю Вселенную, породившее и порождающее всё сущее до скончания века? Попытка навечно затолкать бесконечное разнообразие человеческих характеров, талантов, темпераментов, состояний, капризов судьбы... в единое «прокрустово ложе» (на сей раз — брачное), была (как этап развития человечества) необходима, но в долгосрочной перспективе обречена. Внедрённые правила, безусловно, сыграли громадную роль в пресечении неуёмной вакханалии Древнейшего Мира, где от жутких кровесмесительных оргий рождались сатиры, кентавры, русалки и прочие сфинксы…, а, чуть позже, на заре истории, пили кровь, имели всё, что шевелится и обжирались человечиной…

Людские сообщества начали обретать какие-то моральные рамки и общие правила поведения. Когда процесс дошёл до полудиких скотоводческих племён Аравии — явился Ислам. Пророк Мухаммад (мир ему) со своими соратниками железной рукой навёл порядок среди своих соотечественников, а затем — и в окрестных землях. Наиважнейшим нововведением, обеспечивающим и по сию пору устойчивость мусульманской семьи (и, по возрастающей — вплоть до государств) стал принцип «хиджаба», на котором я остановлюсь позже.

НРАВЫ ХОЗЯЕВ ЖИЗНИ...

В Европе и на Руси в ту пору ещё господствовали дохристианские порядки. Князья и бояре, а с ними и народ попроще, не скупясь, вершили дело увеличения народонаселения на своих землях. Князь Святослав Игоревич, победитель хазар, имел трёх жён, число и имена наложниц — неизвестны. Его сын — Владимир, Креститель Руси располагал, по разным источникам, пятемью - восемью законными жёнами и до 800 наложницами. После принятия Православия (а на Западе - католицизма) ситуация с княжескими, а затем — царскими и королевскими гаремами изменилась, но не принципиально.

Ставший «притчей во языцех», Иван Грозный, дюже охочий до женской красоты, был скорее правилом, чем исключением. Его старший современник, Генрих VIII Тюдор, великий английский монарх, только официально женился 6 раз, не считая многочисленных «мимолётных связей». Людовик XIV, Пётр I, Август Сильный (одних внебрачных детей историки насчитали у него 365, словно дней в году...), Наполеон… Нескончаемая чреда фавориток, то одариваемых дворцами и замками, то заключённых в темницы и кельи, лишённых состояния, чести, а то и голов… Безгласные и безвольные игрушки в руках всесильных властителей?... Церковные власти, строго блюдящие за нравственностью простонародья, скромно (за редким исключением) помалкивали при виде «художеств» венценосных особ…

Если в Средневековой Руси первые лица государства ещё иной раз и являли собой образцы благочестия и живой христианской веры-морали (некоторые даже в лике святых прославлены), то в Новое Время… Ни единый представитель царствовавшего дома Романовых не мог (или не очень-то хотел) совладать со своими страстями. История правления цариц-императриц от Софьи и Анны Иоановны до Екатерины Второй — это история их фаворитов. Своеобразный женский реванш в три четверти века за долгие столетия заточения в покоях великокняжеских теремов…

И она же — история угасания веры, духовного пламени, согревавшего души первопроходцев в коронах и без оных среди моря дикости, дебрей полуживотных нравов окрестных народов. Утверждалась государственная машина империи, и вместе с ней превращалась в бюрократический механизм, в часть державной машины, Церковь. И выраставшие раньше из собственного духовного опыта истины, теперь становились пустой схоластикой утверждённых кем-то правил… Кои для простых смертных — писаны, а для непростых… - сами понимаете… Эстафету от «шальных императриц» охотно приняли «шальные императоры».

Взбалмошный Павел Первый из-за непродолжительности своего правления успел одарить любовью лишь трёх-четырёх придворных красоток. А вот его августейшие сыновья — Александр и Николай, императорствавшие более полувека, дали богатую пищу для великосветских сплетен. Блистательный Александр I, победитель Наполеона, побеждал женские сердца легко и непринуждённо. Актрисы и графини, княжны и купчихи, жёны своих вельмож и супруги иноземных королей, даже собственная сестра… - вкусы царя были на редкость разнообразны, а нрав — снисходителен. Неверность собственной жены и фавориток мало смущала широкую натуру русского Государя…

Куда более основательный Николай, в отличие от старшего брата, развлекавшегося у всех на виду, и оставшегося в итоге без наследника (все его дети, законные и не очень, умерли), оформил себе пару проверенных фавориток, родивших ему, в довесок к семерым официальным, ещё одиннадцать(!) отпрысков. Почему «проверенных»? Одна была племянницей фаворитки его отца, Павла, вторая — племяшкой Григория Орлова, любовника его бабки, Екатерины II… Понятно, что помимо этих многолетних (но неафишируемых) связей красавец-император не пропускал возможностей ненавязчиво отвлечься от тяжести государственных дел, называя такие случаи «васильковыми дурачествами» ;-)))

Ещё дальше пошёл Александр II: помимо общепринятых «шалостей» с фрейлинами (одна из которых, правда, едва не закончилась морганатическим браком и отречением от престола) и «дежурных» фавориток из княжеских родов, в открытую поселил у себя свою возлюбленную, добавившую к восьмерым детям Государыни ещё троих. Пробыв в фактическом двойном браке больше десяти лет, он после смерти супруги тут же обвенчался со своей пассией, но, не прожив с ней и года, был убит в результате покушения.

Нельзя не заметить, что детей наши Помазанники очень любили. Если начать с Екатерины Великой, то незаконных потомков Романовых разные исследователи насчитывают от 25 до 45 душ. И жёстко карали за «изведение» царских младенцев. Так, одна из фавориток Петра I, Мария Гамильтон, была за такое злодейство обезглавлена. (По некоторым сведениям — самим Петром). Запомним этот факт.

Необузданный темперамент династии пошёл на спад лишь при последних Романовых. В заслугу Государю-труженнику Александру III ставят прерывание традиции превращения царских покоев в проходной двор для родовитых сласто-и-често-любцев(любиц). На фоне предшественников он слыл образцовым семьянином, а связи «на стороне» были по отзывам современников редки, мимолётны и исключительно с девушками из простонародья. Ну а любовные интриги, приписываемые семье последнего русского Императора — в большинстве своём являются плодами неуёмной фантазии его политических противников или откровенной пропагандой советских, западных и нынешних российских псевдоисследователей, охочих до дешёвых сенсаций. С другой стороны — если о влиянии на политику женщин, окружавших всю пятёрку предыдущих русских царей (от Павла до Александра III) говорить особо не приходится, то с Николаем II картина иная. Последняя Императрица вовсе не была бессловесной тенью своего мужа. Хорошо это было или плохо — судить сложно, но результат правления данной венценосной четы известен всем…

(Продолжение следует)

Игорь Калашников, 2019 г.

1.0x