Авторский блог Владимир Карпец 00:00 29 августа 2013

Битва за историю

Одним из безусловных героев "Третьего Пути" в прошедшем веке был, безусловно, "нетаджи" (вождь) индийского народа в борьбе с англо-данитским господством Субхас Чандра Бос (1897-?), чье место в мартирологе совершенно не по праву занято "кланом Ганди". Субхас Чандра Бос родился в Бенгалии и принадлежал к древнему кшатрийскому (воинско-аристократическому) роду. "Дхарма" (судьба и при этом религиозное и правовое предписание) кшатриев предполагает активное, прежде всего военное и политическое, действие

Одним из безусловных героев "Третьего Пути" в прошедшем веке был, безусловно, "нетаджи" (вождь) индийского народа в борьбе с англо-данитским господством Субхас Чандра Бос (1897-?), чье место в мартирологе совершенно не по праву занято "кланом Ганди".
Субхас Чандра Бос родился в Бенгалии и принадлежал к древнему кшатрийскому (воинско-аристократическому) роду. "Дхарма" (судьба и при этом религиозное и правовое предписание) кшатриев предполагает активное, прежде всего военное и политическое, действие.
В 1924 г. Бос был впервые арестован британскими властями, в 1927 г. выходит из тюрьмы и становится главой молодежного освободительного движения Индии. В это время он знакомится с Ганди и его кланом — будущим руководством партии Индийский национальный конгресс (ИНК)
"Махатма" (Мохандас Карамчанд) Ганди вообще не принадлежал к брахманам или кшатриям, он был вайшьей, происходил из торговой касты модбаниа. Бос сотрудничал с кланом Ганди, но этика "непротивления", близкая к нашему толстовству и предполагавшую путь "гражданского сопротивления", была ему чужда. Не удовлетворяла его и идея демократической парламентской республики. Бос считал, что для огромной Индии подходит только власть орденского типа, хотя и социалистической (в экономике) ориентации. В 30-е его интересует опыт одновременно СССР, Германии и Италии. В тридцатые годы он посещает Европу, где сближается с классиком геополитики Карлом Хаусхофером. Затем, несмотря на постоянные аресты и притеснения британских властей, возвращается домой. Из-за разногласий с гандистским руководством ИНК он переносит свою резиденцию в Бенгалию.
Влияние Европы на Боса оказалось, однако, двойственным. Притягиваемый к Германии идеей "арийского единства", он под влиянием идеологии национал-социализма (во многом "модернистской") провозглашает отказ для будущей Индии от варнового деления — а, значит, и от ведической традиции. И то же самое делают гандисты (в том числе Неру) — под влиянием коммунизма. А, если не идти до конца, по пути собственной традиции, увы, поражение становится неизбежным. Так было в ХХ веке и с Россией, и с Германией, и с Францией…
В 1941 году Бос перебирается через Ташкент и Москву — в условиях действия советско-германского пакта — в Берлин и провозглашает общенациональное сопротивление и формирование Индийской освободительной армии. В качестве национального символа "Азад Хинд" был принят тигр в прыжке на врага. Священная война провозглашалась во имя богини Кали.
Гитлер так и не решился до конца поддержать Индию. 27 мая 1942 г. он в первый (и единственный) раз принял Боса, но принять совместное заявление стран "Оси" о свободе Индии отказался. В самом начале следующего, 1943 г. Бос переехал в Японию, которая, напротив, его полностью поддержала. Только после этого правительство Боса было признано Германией, Италией и их союзниками по "Антикоминтерновскому пакту" и объявило от имени Индии войну Великобритании и США. Началась мобилизация и вербовка добровольцев. 7 января 1944 г. императорская штаб-квартира отдала союзным Японии индийским сухопутным силам приказ о вторжении в Индию. Однако всеобщего "похода на Дели" не получилось. Cказалась пропаганда "ненасильственных действий" гандистов и "антифашистская" — левых. 8 июля 1944 г. военные действия были прекращены. Именно тогда Бос начинает искать поддержку у СССР. В октябре 1944 он читает свою знаменитую "просоветскую лекцию" в Токийском университете, а затем посылает письмо советскому послу в Токио. Секретарь посольства вернул курьеру письмо нераспечатанным. Тем не менее, в день, когда американцы сбросили атомную бомбу на Японию, Бос и его сингапурское Временное правительство принимают решение бежать на самолете в Советский Союз. По слухам, перед вылетом Бос сказал: "Я готов стать русским пленником. Одна надежда сегодня на русских. Я уверен, что они еще столкнутся с англичанами. А это принесет свободу Индии".
Самолет Боса совершает посадку на Тайване, а при вылете оттуда разбивается. Согласно официальной японской версии, 18 августа 1945 г. Субхас Чандра Бос скончался от ожогов. Однако заключение о его смерти отсутствует. Распространялись слухи, что сообщения японского радио — блеф, и Бос находится в СССР. Слухи были немедленно опровергнуты англичанами. Говорили о Босе также как о жертве ГУЛАГа. В Индии создавались две комиссии по этому вопросу — в 1945 и в 1974 г. г. Работа их завершилась безрезультатно. В 1973 году во время визита в Дели Брежнев получил официальный запрос по этому поводу от Социалистической партии Индии. Аналогичные получали Горбачев и — в 1992г. — Ельцин. Ответов ни от кого из них не было. Многие в Индии считают, что "нетаджи" вернулся и продолжает странствовать как "садху" — "святой".
"Нетаджи" означает "вождь". Исследователь Вольфганг (Владимир) Акунов напоминает: "Частица "джи", имеющая очень давнюю историю, происходит напрямую от санскритского слова "ария", или "арья" (arya=аристократ, благородный), со временем превратившегося в "аджа" (aya, aja), а затем — в упрощенный вариант "джи". Таким образом, "джи" означает не что иное, как "ариец", "арий". Это главное..

1.0x