Сообщество «Философия истории» 00:00 18 апреля 2013

Битва за историю

Начиная с середины XIX века идеи объединения славянских народов всё более овладевают умами людей не только в России, но и в славянских странах Восточной Европы. Эта идея оказывается не просто политической, но цивилизационной и религиозной. В числе предсказаний преподобного Серафима Саровского известно и такое: "Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых…" Однако осуществиться этому в то время было не суждено: Русское Самодержавие пало ( или "сокрылось")

Начиная с середины XIX века идеи объединения славянских народов всё более овладевают умами людей не только в России, но и в славянских странах Восточной Европы. Эта идея оказывается не просто политической, но цивилизационной и религиозной. В числе предсказаний преподобного Серафима Саровского известно и такое: "Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых…" Однако осуществиться этому в то время было не суждено: Русское Самодержавие пало ( или "сокрылось").
Ветеран советской разведки генерал-лейтенант Н.С.Леонов пишет: "Шанс для возрождения вековой мечты славян появился в результате Второй мировой войны… Какое-то время И.Сталин, по-видимому, задумывался над возможностью использования идеи панславизма. За полтора месяца до конца войны, 28 марта 1945 года, он заявил в одном из своих выступлений: "Мы, новые славянофилы-большевики, стоим за союз славянских народов". Далее же Н.С.Леонов указывает, что идея была "похоронена", а "вехами" "похорон" стали разрыв между СССР и Югославией в конце 40-х, события в Чехословакии в 1968 и в Польше в конце 80-х гг., конец Варшавского договора в 1990 г. Далее — везде.
При этом, как пишет напомнивший ("мало кто знает, а тем более, помнит") в 2011 году об этих событиях Алексей Балиев: "После Сталина ни один политический деятель СССР никогда публично не использовал термина "славяне", не говоря уже о "союзе славянских народов", потому, что политика послесталинского руководства была, по сути, антиславянской".
В годы войны и сразу после нее планировалось создать "Славянское союзное конфедеративное государство" (ССКГ). К 1953-1954 годам — в составе СССР, Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии или (второй вариант проекта) — Украины, Белоруссии и упомянутых государств со столицей в Белграде, Минске, Софии или Варшаве, причем вступление Украины и Белоруссии в ООН в 1945-м стало первым шагом в этом направлении. Проект этот не предусматривал ни обязательного руководства субъектами конфедерации коммунистическими партиями, ни обязательного господства "социалистической собственности". Характерно, что в Латинской Америке его активно поддерживал и помогал осуществлению сторонник "Третьего пути", президент Аргентины Хуан Доминго Перон, бывший в годы войны в одном лагере со странами Оси.
Координацией создания общеславянского государства занимался Славянский комитет СССР, созданный в марте 1947 года, председателем которого был генерал-лейтенант А. С. Гундоров (1894-1973). Среди членов Президиума были маршал Ф.И. Толбухин, писатели Н.С. Тихонов, Якуб Колас, А.Е. Корнейчук, Н.А. Вознесенский (председатель Госплана СССР до осени 1948 г.), ученые Б.Д. Греков, Н.С. Державин, Т.Д. Лысенко, композитор Б.В. Асафьев, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Печатным органом комитета в 1947-м стал ежемесячный журнал "Славяне".
При этом марксистское ядро КПСС (Н.С. Хрущев, Г.М. Маленков, Л.П.Берия, А.И.Микоян пытались убедить Сталина в том, что создание ССКГ быстро ухудшит и без того напряженные взаимоотношения с США и НАТО. Вклад в эту "работу" внес и Иосип Броз Тито, хорошо известный своей антисербской и антиправославной политикой. А.Балиев пишет: "Отметим также, что наиболее активные и влиятельные сторонники проекта ССКГ скоропостижно умирали, опять-таки в те же годы: А.А. Жданов (фактический преемник Сталина) — в 1948-м, Жикица Иованович (лидер антититовской оппозиции) и Б.В. Асафьев — в 1949-м, Васил Коларов (руководитель Болгарии) — в 1950-м, Клемент Готвальд (руководитель Чехословакии) — в 1953-м. Дольше всех "продержался" Болеслав Берут: он скоропостижно скончался в 1956-м, причем в Москве". Можно добавить, что позже был подвергнут научному шельмованию и фактическому остракизму академик Т.Д.Лысенко.
После ХХ съезда КПСС, с его "возвратом к Ленину", "славянский проект" был свернут. С 1957 года журнал "Славяне" стал выходить раз в квартал, а с 1958-го его вообще прекратили издавать. В 1962 г. Славянский комитет был расформирован по обвинению в "пропаганде национальной исключительности, игнорировании решений ХХ и ХХII съездов КПСС и низкопоклонстве перед культом личности". Именно тогда, при Хрущеве, и был взят окончательный курс на марксистско-ленинское интернациональное единообразие "братских стран" при одновременном "цивилизационным" единообразии с "прогрессивным человечеством". Тогда же в СССР началась и антиправославная кампания.
Но были всему этому и иные причины. Ведь еще в 1876 г. Константин Леонтьев в статье "Византизм и Славянство" писал: "Краледворская Рукопись", "Суд Любуши" и т. п. — прекрасные вещи, но эти археологические драгоценности мало приложимы теперь к стране, в которой уже давно тесно, которая обработана по-европейски… духом страны правит вполне и до крайности современно, по-западному правит ученая буржуазия. Где же Любуше найти себе тут живое место?" В этом, кстати, и причина бунта 1968 г. за "социализм с человеческим лицом"…
"Ничто, которое ничтожит"…

1.0x