В Завещании Царя Иоанна Васильевича Грозного, составленном им перед смертью, есть такие слова: "А что есми учинил опришнину, и то на воле детей моих Ивана и Федора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинен готов".
Стараниями либеральных, а вслед за ними и советских (кроме короткого периода примерно 1943-53 гг.) историков под словом "опричнина" понимается лишь произвол, подавление "свобод" и все подобное. То, что вот уже давным-давно остается "теневым сознанием" "рукопожатной" интеллигенции, ее "экзистенциальным страхом" Именно это в книге "Русская вещь" Александр Дугин иронически назвал "Фашисты приходят в полночь". Что же такое опричнина? Cтрого говоря, существовашее с 1565 по 1572 г., управленческое устроение вне и над "видимым" государственным устройством, которое никак не затрагивало это последнее. Все так или иначе сложившееся ранее сохранялось — от уделов до "белых" и "черных" слобод, все княжеские и боярские титулы, все официальные, обращенные "вовне", в мир дипломатии, регалии. При этом реальное управление страной переходило к иной (не случаен её в известной степени иноческий образ) , "тёмной" (в смысле "полуневидимой") структуре . Её собственно т.н. "репрессивный" характер был далеко не главным. Главным было поддержание единства стремительно расширявшегося по континенту Русского государства. Опричнина — управление "большим пространством".
На самом деле, никакой "отмены" опричнины не было. Пятитысячное опричное войско всё целиком полегло во время битвы при Молодях (29 июля-2 августа 1572 г.), сражении масштаба Куликовского, но замалчиваемом официальной историографией
Уже общеизвестные факты: опричнина унесла за 6 лет около 5 тысяч жизней ( ровно столько, сколько при Молодях погибло опричников). Одна Варфоломеевская ночь (24 авг. 1572г) — до 30 тысяч. 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни всех жителей Нидерландов, в ходе подавления восстаний в Нидерландах Филиппом II (1556-1598) за два года казнено более ста тысяч, 4 ноября 1576 года при подавлении восстания в Антверпене казнено 8 тысяч, в т.ч. из многих аристократических арагонских родов.
Конечно, в известном смысле "второе управление" было продолжением геополитической традиции Чингизидов, принадлежавших на самом деле вместе с Рюриковичами к единому Царскому роду Руси-ариев (в т.ч. Джиоева З.Э. "Чингисхан. Аланский след"). В т.н.ордынский период князья возглавляли и реально управляли княжествами, но поставлялись "темной", "невидимой рукой" Кара-Корума (пер. "Черные Горы"), точное географическое положение которого не было и до сих пор точно не определено. Такая система позволила создать всеконтинентальную систему единого управления — дорог, "ям", налогов и т.д. После распада Орды "великая геополитика" Континента вновь перешла к Рюриковичам, наследникам Святослава.
Наиболее "выдержанную", объективную оценку опричнины дает С.Ф.Платонов: "В учреждении опричнины вовсе не было "удаления главы государства от государства"; напротив, опричнина забирала в свои руки все государство в его коренной части, оставив "земскому" управлению рубежи, и даже стремилась к государственным преобразованиям, ибо вносила существенные перемены в состав служилого землевладения… Она действовала не "против лиц", как говорит В. О. Ключевский, а именно против порядка, и потому была гораздо более орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений." Важнейшим обстоятельством было и то, что опричнина никак не нарушала и, тем более, не разрушала основ предыдущего государственного устройства, получившего совершенно новые черты в ходе т.н. земских и губных преобразований того же Иоанна Грозного, создаших подлинную "местную демократию" с участием крестьян.
Важнейший признак опричнины — ее принципиальная юридическая незакрепленность.Она "юридически темна", причем, это не "хорошо" и не "плохо" — это так. Когда иностранцы спрашивали у самого Государя, что такое опричнина, он отвечал: "Опричнины у нас нет". И был прав.
Опричнина — возможно, не главная, но очень важная часть русской политической традиции как таковой. Это проявилось и в советское время. Опричниной была в СССР правящая "партия" (а вовсе не ЧК/НКВД/КГБ), в то время, как "земщиной" — вся обращенная вовне политическая система, установленная в Советских Конституциях. Но реальной Конституцией страны был на самом деле Устав КПСС, о котором ни в одном учебнике "Советского государственного права" не говорилось ничего. Реальной политической властью была власть, передаваемая по партийной вертикали, заменившей вертикаль монархическую и "державшей" единство страны. Как бы ни относиться к этому, такая система была жизнеспособной. Именно поэтому с 60-х годов диссиденты требовали "Соблюдайте свою Конституцию". Положение попытались "исправить" в 1976-77 гг, введя в Конституции Союза (ст.6) и республик положения о "руководящей роли партии". Это было отступлением от Завещания Царя Иоанна: "Опричнины у нас нет". Когда отменили "статью шестую", рухнуло всё. Как любят писать в блогах, надо "учить матчасть".