Сообщество «Изборский клуб» 00:00 8 октября 2015

Битва за историю

С самого начала вопрос о правиль- ном прославлении Государя Николая Второго и его семьи был подменён. Кто они? Страстотерпцы — это святые, принявшие смерть от своих сродников или единоплеменников, мученики — непосредственно за Имя Христово или за хранение девства. Здесь — ни то, ни другое. Святость — новая.

В предыдущей колонке автор этих строк обещал поговорить о "церковных реформаторах в духе культуры". Однако есть тема, которую обойти невозможно. Разумеется, это тема предполагаемых Царских останков.

Самого вопроса об их подлинности или неподлинности обсуждать я бы не стал. И вот почему. Все забыли явленное даже ещё праведному Иоанну Кронштадтскому завещание государя: "Могилы моей не ищите". Есть, правда, предание, что Государь добавил: "Пока не возродится Россия".

Вопрос о мощах святых вообще труднопостижим для любого "позитивного" человеческого опыта. Мощи — видимый знак перекрестия безконечного множества миров. Одни и те же мощи могут быть обретаемы, поклонямы и чудотворны в разных точках видимого нами пространства. Наиболее известный пример — мощи святой Марии Магдалыни единовременно (правильнее — единоименно) на Крите и в Южной Франции, в Сент-Боме. Здесь речь о синергии, но это тайна.

С самого начала вопрос о правильном прославлении государя Николая Второго и его семьи был подменён. Кто они? Страстотерпцы — это святые, принявшие смерть от своих сродников или единоплеменников, мученики — непосредственно за Имя Христово или за хранение девства. Здесь — ни то ни другое. Святость — новая.

Блаженной памяти старец Николай Псковоезерский (1909—2002) говорил так: "Святой Царь не отрекался, на Нём нет греха отречения…Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш русский Царь Николай…".

Здесь можно напомнить записанный "тонкий сон" митрополита Московского Макария (Невского, 1835—1926): "Видел я поле. По тропинке идёт Спаситель. Я за Ним и всё твержу: "Господи, иду за Тобой!". А Он, оборачиваясь ко мне, всё отвечает: "Иди за Мной!"… И вошёл в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся.

Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: "Видишь в Моих руках две чаши: вот это горькая для твоего народа, а другая сладкая для тебя". Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашается, а Государь всё неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскалённый уголь и положил Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся. Заснув вновь, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окружённый множеством народа, и своими руками раздаёт ему манну. Незримый голос в это время говорит: "Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен…" ("Благодатный Царь над Россией". Из статьи о. Серафима [Роуза]).

Осознание царского подвига как искупительного в либерально-клерикальных кругах именуют "царебожной ересью". Это клевета. Ересь есть искажение Символа Веры, здесь же — Христоподражательный подвиг искупления русского народа и своего рода (а не всего мира, как это делает Исус Христос). Никакой "царебожной ереси" не существует вообще.

Что же касается самих останков, равно как и тех "новых", что хранятся в Госархиве, то, наверное, следовало бы захоронить их прямо на месте обретения и предоставить всё Божьему суду. Такова древняя традиция. Исследования же мощей любыми "естественнонаучными" методами всегда по существу кощунственны. Равно как и вообще расследование царского дела светской республиканской администрацией. А время захоронить на Урале — по чину "именахе их ты, Господи, веси" — еще есть.

Еще один подвижник нашего времени игумен-схиимник Иероним Санаксарский (1932—2001) из двух эсхатологических версий Последнего Царства (о "Царе-Победителе" и "О Царе, отдающем Царство") осторожно склонялся к первой и приводил слова: "За правду прибавлю, за кривду убавлю". И о том, что "Ещё будет Царь в России…", и что "Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия…".

И снова старец Николай Псковоезерский: "Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью. Должно быть духовное осознание… Господь дарует России Царя только после глубокого всеобщего покаяния… Русь Святая никогда не умирала и не умрёт!"

Вот этому — сегодня "в сокровенном неведении пребывающему" — царю и будет, очевидно, и может быть вменено подлинное и духовное, и криминолого-криминалистическое расследование царского дела, как это в своё время сделала по делу о Древе Крестном святая, равная апостолам царица Елена. Равно как, наверное, вместе с царским — также и "дело о трупе на Красной площади", отодвинутое от "многомятежного человеческого хотения". А пока всё должно остаться как есть. Россия ещё в пути.

1.0x