Сообщество «На русском направлении» 00:00 6 ноября 2014

Битва за историю

Крест "сочетавает несочетаванное", в том числе Христианство и "язычество". В упоминавшейся (в ч.I) книге "Крест и Круг" Борис Успенский утверждает: "Общеизвестно, что символика креста предшествует христианству: крест — это солярный символ, изображение солнца, по свидетельству Сократа Схоластика ("Церковная история", кн. V, гл. 17), как христиане, так и язычники соотносили эти изображения со своими религиозными представлениями: "При разрушении и очищении Сераписова храма, — сообщает Сократ,—найдены в нем вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие, усвояли их собственной религии".

В рамках нашей колонки был начат разговор о соотношении Православия и "до-владимирова" "Богомировоззрения", условно именуемого "язычеством". Начали мы с выяснения: кого же русы и славяне именовали Даждьбогом… Уже первые выводы оказались довольно любопытны.

Символом Даждьбога был крест. Помимо образа "Трисолнечного Божества" не только у митрополита Илариона и в "Слове о полку Игореве", мы встречаем этот же образ, но и, например, в болгарской "Службе святым обща пророку" XV века. Комментируя все это и связывая с фигурой Даждьбога, М.Л. Серяков пишет: “Идея трехчастного солнца присутствует как в украшениях домов, так и в памятниках древнерусского искусства, носящих явно языческий характер. В первую очередь следует привести в качестве примера спинку кресла, найденную при раскопках средневекового Новгорода, украшенную тремя крестами. Как установили ученые, крест задолго до христианства был языческим символом солнца, что в данном случае подтверждается тем, что в центре всех трех крестов помещен небольшой круг с расходящимися линиями, однозначно символизирующий небесное светило". Сам Серяков довольно резко настроен на противопоставление, но можно делать и иные выводы. О тех же самых "расходящихся линиях "Климент Александрийский (примерно 150—215 гг.) писал, что от Бога, "Сердца Вселенной", исходят бесконечные пространства, которые направлены одно вверх, другое вниз, это вправо, то влево, одно вперед, другое назад; вперяя свой взор в эти шесть пространств, как число всегда равное, Он завершает мир". Крестъ хранитель всей Вселенной, Крест красота церковная, Крестъ Царемъ держава, Крестъ ангеломъ слава и бесомъ язва — поет Церковь на память Воздвижения Честнаго и животворящаго Креста Господня. Этот образ космогоничен и шире конкретно-исторического: "природа в целом есть лишь символ трансцендентных реальностей", — говорит Р.Генон в книге "Символика Креста".

Крест "сочетавает несочетаванное", в том числе Христианство и "язычество". В упоминавшейся (в ч.I) книге "Крест и Круг" Б.А.Успенский утверждает: "Общеизвестно, что символика креста предшествует христианству: крест — это солярный символ, изображение солнца., по свидетельству Сократа Схоластика ("Церковная история", кн. V, гл. 17), как христиане, так и язычники соотносили эти изображения со своими религиозными представлениями: "При разрушении и очищении Сераписова храма, — сообщает Сократ,—найдены в нем вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие, усвояли их собственной религии". Успенский высказывает предположение, что крест могли носить на себе и славяне. Характерным образом у сербов в свое время различался христианский крест ("часни крст") и крест языческий ("пагански крст"). "Надо полагать, — думает Успенский, — что под языческим крестом имеется в виду крест языческого происхождения, принятый в народных обрядах".

Согласно Житию св. Константина Великого перед битвой на Мульвиевом мосту (312 г.), Евсевий Памфил ("Жизнь Константина", кн. I, гл. 28), приводя слова самого Константина, сообщает, что тот увидел лежащее над солнцем знамение креста; аналогично и в анонимном византийском житии Константина. Слова "сим побеждай"(τουτω νίκα), которые, согласно Евсевию, сопутствовали видению креста (анонимное житие указывает, что слова εν τουτω νίκα были написаны "латинскими буквами"), отвечают пониманию солнца как "непобедимого" божества (Deus Sol Invictus). "Надо полагать, что Константин соединил таким образом поклонение солнцу с поклонением кресту", — делает вывод Б.А. Успенский. Скорее несколько иначе: не то чтобы он, так сказать, субъективно соединял — просто Императору было явлено единство прежнего, извечного “крестопоклонян-ния"и как бы нового, открытого в сравнительно недавние (менее трех веков назад) времена в пределах Империи, что крайне важно. И сим — победа.

Важно то, что сам знак Креста, объединяющий Христианство и "язычество", не приемлем для "строгого авраамизма". Для ветхозаветного сознания Крест был знаком отвержения и проклятия, он внушал чувство ужаса и отвращения, июдеом убо соблазн (1 Кор. 1, 23). Также и в Исламе — "пророк Иса"( Исус в историческо-пророческом аспекте) придет еще раз сразиться с "дадджалом", "разрушит крест и прогонит свиней". Не продолжая далее эту тему, заметим, что как июдеи, так и магометане считают христиан "язычниками": "гоим" ("народы", "языки"), и арабское "ширк" объединяет и язычество, и Христианство. Не без основания отношение к символу Креста в "чистом авраамизме" в целом совпадает с отношением к институту Монархии в истории, вообще к наличию Престола. Заметим, что для Ветхого Завета (Книга Судей и Первая Царств) монархия "хуже" теократии, а для изначального Ислама вообще нелегитимна.

Продолжение следует

1.0x