Сообщество «Философия истории» 00:00 17 декабря 2015

Битва за историю

Когда либерализм в полном тупике, а "советское", при все большем к нему народном сочувствии, выказывает внутренние противоречия, приходит пора обратиться к древним непротиворечивым образцам, среди которых и так называемое "копное право" — древнейшая правовая система славян, которая не противоречила (как опрометчиво начинают заявлять и марксисты, и "националисты-уменьшители") "правдам" русов (князей) и русичей (дружин), но логически их дополняла в рамках сословного деления (не этнического, о чем надо напоминать все время!). Историческая и юридическая науки XIX века очевидным образом "не вмещали" копное праао, а в советское время эта тема была просто табуирована — вопреки реальности единогласия, часто мнимого, на всех уровнях.

"Правовая реформа", точнее "рецепция", начавшаяся в конце прошлого века, конечно, была навязана России не на пустом месте. Отказ от "сродности" "духа законов" уходит в многовековую глубину и в целом совпадает с переходом к эпохе модерна, начавшейся в России несколько позже, чем в соседней Европе. Однако и в Европе средиземноморские (римско-июдейские) безальтернативные нормы вот уже много веков как вытеснили древнеарийские традиции многообразия и много-О-бразия, в том числе и в праве. Исключение составляет common law Британсвких островов, однако это не совсем Европа, как, впрочем, и Россия

Современные учебники о многих ветвях древнего русского права не говорят ничего, ограничиваясь обрывочными памятниками княжеско-дружинного или церковного законодательства. И оказывается, например, совершенно непонятным древний принцип "одиначества" (единогласия), действовавший в общегосударственном пространстве — от Советов всей земли (Земских Соборов) и Государева верха (Боярской думы) до сельского схода. Как всегда при сломах и смутах, древнее приходит на место нового, но в искаженном виде. "Единогласие" вновь возникло в советское время на партсъездах, но умерло вместе с ними, уступив место манипулируемой демократии. И оно будет возникать не раз — дай Бог, чтобы однажды — подлинно и навсегда.

Рассказывая о настоящем древнерусском праве, мы надеемся в рамках слагающейся сегодня теории русского социал-монархизма открыть путь к решению (М.Хайдегер) о сродности (Г.Сковорода) права, путь к его "аутентичному экзистированию"

Когда либерализм в полном тупике, а "советское", при все большем к нему народном сочувствии, выказывает внутренние противоречия, приходит пора обратиться к древним непротиворечивым образцам, среди которых и так называемое "копное право" — древнейшая правовая система славян, которая не противоречила (как опрометчиво начинают заявлять и марксисты, и "националисты-уменьшители") "правдам" русов (князей) и русичей (дружин), но логически их дополняла в рамках сословного деления (не этнического, о чем надо напоминать все время!). Историческая и юридическая науки XIX века очевидным образом "не вмещали" копное праао, а в советское время эта тема была просто табуирована — вопреки реальности единогласия, часто мнимого, на всех уровнях.

Исследованием копного права занимался в середине XIX века Николай Дмитриевич Иванишев (1811—1874), ректор Киевского университета им. св. Вла­ди­ми­ра, автор книги "О древних сельских общинах юга России".

"Копное" можно переводить как "общее" ( сходство с древлеанглосаксонским очевидно). Купа — сгусток, связка, куст, вообще единомногое, греч. en polla — Купала и (сово)куп(ление)(ность). Также Кобь — волхвование, гадание (по птичьему полету), предсказание, колдовство, Колпь — птица сирин, колбяг = знаток тайных наук. Аналогичная связь есть и в европейских языках — от лат. — fascis; fascinulus; = пучок, связка, Fascinare — чаровать, околдовывать. С "противоположного конца" в древнерусском языке скоп — заговор. По мере распространения Христианства "магическое измерение" копного права исчезало (или уходило в поддонье), но само оно сохранялось, теряя, однако, древнейшую всеобъемлемость. Сословное право, в частности, "Русские правды" — уже "вторая стадия". Оно тоже еще традиционно: отход от традиции происходит только после "Указа о вольности дворянства" 1762 г. Тогда же изучение копных начал и табуируется. Но мы помним: "феодализм" в России. поздний и искусственный, вопреки Н. П. Павлову-Сильванскому ("Феодализм в Древней Руси" — СПб.: 1907), жестко противопоставлявшему с самого начало общинное (копное) право и княжеско-дружинное. Столь же неорганичен и наследующий феодализму капитализм.

На самом деле копное право шире общинного: оно охватывало и городскую, и общегосударственную жизнь. В первом случае вече (собрание для споров о "вещи") в городах было частным случаем копы, во втором — на "копных началах" строилось единогласное принятие решений и Земским Собором и Боярской Думой. Вопрос обсуждался до тех пор, пока все не приходили к одному мнению. Права большинства и меньшинства не признавались. То же самое происходило и много ранее — на Совете князя со дружиной (как "старшей", так и "младшей"). В случае непримиримых расхождений участников вопрос решал Князь, позже — Царь. Этот же принцип сохранялся в кровно родственной (пусть и враждебной) Польше под латинским названием liberum veto. Он был общеславянским.

Второе главное начало — круговая порука. На скопище (собрании) вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества как своих, так и пришельцев.

В целом это сохранялось вплоть до реформ П.А.Столыпина.

Наш разговор о копном праве мы продолжим.

Cообщество
«Философия истории»
Cообщество
«Философия истории»
Cообщество
«Философия истории»
1.0x