Авторский блог Олег Щукин 18:22 Сегодня

Быстро или медленно?

Предварительные экономические итоги 2025 года: попытка политической оценки

Согласно первой оценке результатов отечественной экономики за прошлый год, объём её внутреннего валового продукта (ВВП) составил 213,516 трлн рублей, что, по утверждению главного органа национальной статистики, соответствует реальному (с учётом инфляции) росту на 1%. Если принимать показатель ВВП предыдущего года за 201,15 трлн рублей (данные того же Росстата), то такой рост по номиналу на 6,14% не вполне соответствует официальному показателю инфляции в 5,59%, но это несоответствие наверняка будет каким-то образом исправлено в ходе последующих корректировок. Казалось бы, эффект «охлаждения» российской экономики, прежде всего за счёт высокой ключевой ставки ЦБ, налицо (по итогам 2024 года Росстат давал увеличение ВВП России на 4,3%), но при переходе на долларовый показатель картина выглядит уже принципиально иной: вследствие снижения среднегодового обменного курса национальной валюты (86,1 вместо 92,4 рублей за доллар) номинальный ВВП РФ-2025 составил 2,48 трлн долл., превзойдя показатель 2024 года (2,174 трлн долл.) сразу на 14%. Наверное, это годовой рекорд среди первой десятки ведущих экономик мира.

Так какую же цифру роста: 1% или 14%, — стоит считать в большей мере соответствующей действительности, раз методики определения и той, и другой опираются если не на бесспорные, то на вполне доступные для проверки цифры? Или речь идёт о критическом расхождении в самих методиках расчёта и поэтому необходимо дождаться обычно публикуемых к апрелю данных Всемирного банка (WB) и Международного валютного фонда (IMF) национального ВВП по паритету покупательной способности? Последний по времени такой прогноз ВВП ППС-2025 для России от IMF, сделанный в июле прошлого года, составлял 7,143 трлн международных долларов, что соответствовало росту национальной экономики на 3,2% по сравнению с аналогичным показателем 2024 года (6,92 трлн долл.). Учитывая, что октябрьский прогноз от IMF для России в национальной валюте был снижен с 0,9 до 0,6%, и это как раз хорошо соответствует цифре Росстата по объёму отечественного ВВП за 2025 год с учётом официального уровня инфляции, можно было бы записать ушедший год в экономический пассив и рецессию нашей стране, но за время СВО мы уже не раз становились свидетелями того, как реальный потенциал нашей страны намеренно занижался специализированными «статистическими» институтами коллективного Запада, в итоге же она была признана сначала пятой, а затем и четвёртой по объёму ВВП ППС экономикой мира, обойдя в 2023 году Германию, а в 2024 году — и Японию, институтам же этим приходилось не раз и не два «корректировать» свои вроде бы объективные оценки и прогнозы, чтобы объяснить каким образом «2% мировой экономики» в лице России успешно противостоят в противоборстве «50% мировой экономики», под которыми подразумевался не столько неонацистский киевский режим, сколько полностью выступившие в его поддержку страны всё того же коллективного Запада.

Пресловутый «туман войны» распространяется далеко за линию боестолкновений и пока не спешит полностью рассеиваться. Наши потери в этом тумане тоже далеко не минимальны и вполне ощутимы. В том числе — потери темпа экономического развития за уже подходящий к своему завершению четвёртый год проведения СВО. Но не мы начинали эту «гибридную войну» — нам придётся её завершать. Победой, с устранением первопричин конфликта, как об этом постоянно заявляло высшее политическое руководство нашей страны. Кажется, ещё Клаузевиц заявил, что война — это продолжение политики иными средствами. Ленин называл политику концентрированным выражением экономики. А Сталин наглядно показал, как то и другое воплощается в реальности. СВО уже изменила всю экономическую картину современного мира. Изменения его политической картины, в том числе отражённых через политические карты, ещё предстоит зафиксировать.

Фото: Егор Алеев/ТАСС. Сборка литий-ионных аккумуляторных батарей в цеху завода "Батареон" в Татарстане.

1.0x