Авторский блог Екатерина Ненашева 15:58 22 апреля 2013

«Библионочь» в Ленинке

«Ленинка». Профессорский зал. Мужчина щетинистый, средних лет в потертой клетчатой рубашке аккуратно присаживается за тяжелый стол из коричневого дуба. Он выпрямляет осанку и принимает позу прилежного школьника, затем, озираясь по сторонам, стеснительно перелистывает в воздухе несуществующую книгу, тут же- интерпретирует на весу усердное письмо... Молодые девушки за соседними столами фотографируются на фоне книжных полок, маленький ребенок позирует у компьютерного монитора...

«Ленинка». Профессорский зал. Мужчина щетинистый, средних лет в потертой клетчатой рубашке аккуратно присаживается за тяжелый стол из коричневого дуба. Он выпрямляет осанку и принимает позу прилежного школьника, затем, озираясь по сторонам, стеснительно перелистывает в воздухе несуществующую книгу, тут же- интерпретирует на весу усердное письмо... Молодые девушки за соседними столами фотографируются на фоне книжных полок, маленький ребенок позирует у компьютерного монитора... Для многих Государственная библиотека- недосягаемая межгалактическая планета, до которой не долететь- не добраться земному существу. Некоторые даже полагают, что попасть в РГБ можно только тем, кто имеет высшее образование. 19 апреля, в «Библионочь» священная книжная обитовальня распахнула свои широкие врата для всех желающих. Оказывается, в залах РГБ работают вовсе не мифические персонажи, а живые люди, в буфете разливают не божественный нектар, а двадцатирублевый пакетиковый кофе, а в курилке ведут душевные беседы о метафизике, Альбере Камю и погоде.

В эту ночь, а точнее, вечер- главным событием в Российской Государственной библиотеке стала экскурсия в знаменитые хранилища. Вход- строго по 10 человек, многочисленные экскурсионные группы сменяют друг друга одна за одной. Желающих заглянуть в знамениты тайники оказалось гораздо больше, чем ожидали организаторы. В этом году в акции «Библионочь» «Ленинка» участвует в первый раз. По словам заведующей общественных связей РГБ Ирины Коваленко, это связано со знаменательной датой- в нынешнем году исполняется 150 лет со дня открытия первой публичной библиотеки в Москве.



...Всего в хранилищах РГБ 19 ярусов. Выйдя из старого советского лифта с черными квадратными кнопками мы оказываемся в просторном кабинете, где в интерьере сквозит добротный советский колорит- выкрашенные светло-голубой краской стены, круглые зеркала с наклейками и многочисленные плакаты- календари и цветки в тяжелых горшках. Двери из кабинета ведут в коридоры хранилищ, где на корешки старинных книг падают одинокие блики заходящего солнца. Все ярусы примерно одинаковые. Здесь пахнет пылью, кожей и сладкой стариной. Именно такой запах имеют библиотечные книги хорошей выдержки- хотя бы начала второй половины 20-го столетия. Блескучая горечь свеженьких конвейерных изданий с прилавка напрочь убивает весь антураж от прочтения. Не то. Свой определенный запах здесь имеет каждая книга...

Журнал «Современник» 1836 года, который редактировал Пушкин, «Камер- фурьерский журнал», выходивший с 1695 года как хроника императорской жизни, первый выпуск «Вокруг света» 1861-го года- все это хранится в фонде «отечественной периодики». Здесь обитают печатные издания от журнала «Столица и усадьба», освещавшем события в Петербурге и публиковавшем фотографии лучших усадьб, до выпуска «ЛЕФа» Маяковского. Поразительно то, что изображения в журналах сохранились в отличном состоянии. Многие издание имеют твердый переплет и прошли не одну реставрацию.

В самой глубине хранилища находится книжная коллекция Императрицы Александры Федоровны, часть которой привезена была из Пруссии. Каждая книга- в богатейшем переплете из кожи, сафьяна и золотого тиснения. В то время переплету уделяли особое внимание - существовали целые мастерские по переплету книг. В коллекции Александры Федоровны множество литературы по педагогике и воспитанию, истории, работы по благотворительности. Учителем Александры Федоровны был Василий Жуковский- именно под его влиянием формировалась библиотека. Каждое издание снабжено экслибрисом- индивидуальным владельческим принтом. Экслибрис Александры Федоровны представлял собой российский и прусский гербы. Разрабатывал эскиз Николай Уткин- крупнейший русский гравер.

Библиотека Петра Чаадаева насчитывает около 700 книг. Эта коллекция перешла в РГБ от родственника поэта. Силами библиотекарей из собрания были выделены личные книги философа- их можно распознать по многочисленным пометкам- звездочкам или же крестикам, которые Чаадаев довольно часто ставил на полях книги при чтении. Экслибрис чаадаевских книг так и остался неизвестным.

Самая крупная и значительная коллекция в запасниках- библиотека Николая Рубакина. Главная особенность собрания в том, что оно систематизировано. .Начинается коллекция со справочников, далее следует история, научная и художественная литература, после- труды самого Рубакина. Мало кто знает о том, что в 1948-ом году в тайниках «Ленинки» стоял прах книговеда. Установили его только через год на Новодевичьем кладбище. В рубакинской библиотеке множество книг имеют особый толстый переплет, технология которого была разработана в РГБ. Собрание Рубакина хотели купить многие знаменитые библиотеки мира- например конгресса США. Но собиратель остался истинным патриотом и передал свою коллекцию в «Ленинку». Библиотека Рубакина пользуется особым спросом, однако книги из нее выдают читателям в самую последнюю очередь.

Самый древний и старый фонд- это собрание Петра Александровича Румянцева. Им было собрано около 30 тысяч томов. Но письменно библиотеке он их не завещал — коллекция была передана в РГБ позже его братом, когда было принято решение о создании первой публичной библиотеки в Москве. Книги в этом запаснике распределены по определенной системе- на первых полках находятся частные собрания, за ними- книги из фондов публичной петербуржской библиотеки и Эрмитажа, далее экземпляры с 1869 года. Экслибрис Румянцева сразу же узнаваем- это фамилия государственного деятеля.

Один из самых загадочных фондов- так называемый «спецхран». В этом отделе хранятся издания, которые не рекомендовались для широкой публики по идеологическим соображениям. Каждая книга отмечена знаком цензора и определенным штампом. Двумя штампами обозначились книги, относимые к категории «Совершенно секретно». Здесь можно увидеть «Новый завет Господа нашего Иисуса Христа», солженицынский «Архипелаг ГУЛАГ», роман Тургенева «Дворянское гнездо», книгу «Кремль за решеткой подолья России» и даже гигантский том о жизни Сталина.

В сказочном царстве книжного хранилища ко всему прочему обитают еще и машины. Металлические советские механизмы бурлят с каждый день с 9 утра до 6 вечера. Своеобразный лифт для книг переносит издание с одного яруса на другой ярус- в кабинку библиотекарь вкладывает книгу и машина поднимает ее наверх. При помощи специального прибора кабинка останавливается, машина сигнализирует о том, что книги доставлены, сотрудник фонда открывает кабинку и на тележках развозит издания по хранилищу. В процессе передвижения книги часто травмируются, самое важное чтобы они не упали вниз, под конвейер.

Сухановский цепной конвейер рядом с лифтом связывает все читальные залы, а машина поменьше, называемая работниками РГБ «малой розой» распределяет книги по читальным залам на платформах, где сотрудниками они снимаются вручную и кладутся на широкие столы для дальнейшего распределения.
Требования читателей РГБ собираются в диспетчерской и передаются в фонд с помощью пневмопочты. Закрытые контейнеры перемещаются по системе трубопроводов, под действием сжатого воздуха переносят заявки. Работает почта с 60-х годов, по словам сотрудников, крупных аварий пока не случалось...

Пока экскурсионные группы исследовали глубины книжного хранилища, на потолке у мраморной лестницы проецировались работы учеников Школы им. Родченко- «5 x 5” Дмитрия Кавко и «НЕБО» Протея Темена. Концептуальные инсталляции молодых художников представляли собой циклические фотокомпозиции. Изображения московских собак, бабочек, авто и людей с одной стороны и фиксированный процесс наблюдения существа на мир с разных ракурсов- с другой.

После 9-ти вечера войти в «Ленинку» можно было без предварительной регистрации- у входа собралась большая очередь, а в залах толпилось сотни людей. Через час стартовал спектакль театра «Практика», на который хлынул бесконечный поток публики. Молодые люди, словно бы с конвейера запечатанные в стильномодные лощеные обертки всеми возможными и не очень способами пытались продвинуться ближе к сцене- некоторые даже залезали на читательские столы, дабы разглядеть актеров получше.

Толпа потихоньку расползалась - айда кататься на креслах, выдвигать ящики и листать формуляры с непонятными кодами!...

P.S
А того самого мужчину, который так воодушевленно представлял себя читателем «Ленинки» в профессорском зале, я встретила под конец вечера в курилке. На спектакль он не пошел - сидел один и о чем-то отрешенно раздумывал.

Фото Виктора Новикова

1.0x