Пока весь мир затаил дыхание, опасаясь мировой войны после убийства Соединенными Штатами главного генерала Ирана и других провокаций, Израиль решил подписать соглашение с Грецией и Кипром о строительстве газопровода, что равносильно тому, чтобы бросить в регион повышенной напряженности гранату.
Еще несколько месяцев назад было сомнительно, состоится ли давно объявленная сделка Израиля с Кипром и Грецией по Восточно-Средиземноморскому газопроводу (EastMed). Несмотря на то, что его поддерживали США и ЕС как альтернативу российскому газу, EastMed, как известно, по многим причинам является сомнительным предприятием, не в последнюю очередь из-за своей высокой стоимости по сравнению с альтернативами. Подписание соглашения правительствами Израиля, Греции и Кипра 2 января напрямую связано с провокационными действиями Эрдогана по заключению соглашения с Ливией и незаконному объявлению почти всех вод Восточного Средиземноморья турецкой, а теперь еще и ливийской исключительной экономической зоной.
Если напряженность на Ближнем Востоке еще не достигла критической точки, действия Израиля подливают масла в огонь и без того проблемной геополитики региона.
Совсем недавно, в декабре 2019 года, израильские компании, вовлеченные в разработку расположенного в море газового месторождения Левиафан, открыто обсуждали дальнейшие варианты экспорта газа после заключения экспортного соглашения с Египтом и Иорданией. Трубопровод EastMed не упоминался израильскими СМИ.
Что изменило ситуацию, так это заявление президента Турции Эрдогана о том, что он посылает турецкие войска для защиты поддерживаемого ООН Правительства национального согласия (GNA) Фаиза ас-Сарраджа в Триполи, для противодействия силам Ливийской армии во главе с генералом Халифой Хафтаром.
Ливия может стать новом очагом взрыва на стремительно теряющем стабильность Ближнем Востоке. Хафтара поддерживают Россия, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия и, представьте себе, Франция. А с 2017 года к ним тайно присоединился и Израиль. С апреля 2019 года Хафтар пытается взять Триполи, расположенный на богатом нефтью востоке. В свою очередь, GNA в Триполи поддерживают Турция, Катар и Италия. ЕС отчаянно пытается стать посредником между GNA и Хафтаром после того, как Путину несколько дней назад это не удалось.