Авторский блог Кирилл Курбатов 16:20 21 августа 2014

Проблема ХХI века

Под словом «беженцы» принято понимать лиц, покинувших страну, в которой они постоянно проживали, в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств. (Экономические причины, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, вследствие которых лицо покинуло место жительства, такими обстоятельствами не являются). Как правило, эти люди не могут или не хотят пользоваться защитой своей страны из-за страха быть обманутыми и пострадать еще больше и, как следствие, не имеют возможности туда вернуться. Именно поэтому беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

Когда появились первые беженцы

Проблема беженцев в том, виде, в котором мы её понимаем сейчас возникла именно в начале XX века. Однако, как писал в своей статье «Беженцы - глобальная проблема XXI века сотрудник Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Белоруссии Юрий Моргун, история человечества полна трагических страниц, связанных с беженцами. «Еще в 695 г. до н. э. 50 тыс. человек бежали в Египет, спасаясь от ассирийской армии царя Сеннахериба, вступившей в Иудею. В начале новой эры около 300 тыс. готов бежали от нашествия кочевников-гуннов на земли Рима. Процесс распада под ударами варваров Великой Римской империи (410) сопровождался беспрецедентным до того исходом масс людей ("великое переселение народов"). В VIII—IX вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40 тыс. островитян бежали во Францию. Первый крестовый поход (1096—1099) вызвал массовый исход мусульман со "святых мест", захваченных рыцарями. Более 500 тыс. арабов и турок стали беженцами. Волны беженцев порождались не только войнами. Тысячи людей в Европе и Азии бежали от частых эпидемий чумы. Настоящее массовое бегство началось в первой половине XIII в., когда монгольские орды, сея смерть и разрушения, прошли от Тихого океана до Средиземного моря. Сотни и сотни тысяч китайцев, арабов, русичей, персов, поляков, венгров бежали в соседние страны, пытаясь спастись от страшного нашествия. В 1492 г. после вердикта короля и королевы Испании беженцами стали более 200 тыс. человек, не принявших христианство».

По словам известного российского политолога Федора Шелова-Коведяева, именно в международном праве термин «беженец» появился после Первой Мировой войны, когда в результате обращения, которому подвергалось мирное население со стороны, прежде всего, германских войск, сотни тысяч жителей Франции и других европейских стран были вынуждены покинуть свои дома. В дальнейшем проблема беженцев не раз обострялась, начиная с 1930-х гг. Например, в результате политики нацистов и фашистов в гитлеровской Германии, франкистской Испании и Италии при Муссолини. Также классическими считаются случаи восточно- и западноевропейских беженцев во время и после Второй мировой войны, афганских и еврейских (в Израиль, из исламских стран по причине преследований и арабо-израильских войн) беженцев, иракских курдов, спасавшихся от режима Саддама Хусейна, камбоджийцев, бежавших от режима Пол Пота и многих других. Среди внутренних беженцев выделяются колумбийские (как следствие деятельности повстанцев ФАРК) и мексиканские (в результате захвата власти революционными радикалами в одном из штатов Мексики)». В последнее время наибольшее внимание привлекали проблемы беженцев возникшие при распаде СССР; при различных военных действиях в Руанде, в результате конфликта племён хуту и тутси; в Судане, из-за войны на религиозной почве; в Ираке после ввода в эту страну коалиционных сил под руководством США.

На сегодняшний день в мире насчитываются десятки миллионов беженцев, большинство их которых приходится на Африку. В рамках ООН функционирует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Статус и права беженцев регулируются международными документами. Главными среди них являются – Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г. о статусе беженцев, не признававшиеся СССР и подписанные Российской Федерацией; а также Конвенция Организации африканского единства по проблемам беженцев в Африке. Большие компактные скопления беженцев представляют собой питательную среду для различного рода преступных и экстремистских группировок и организаций, нередко пользующихся поддержкой из-за рубежа. Для России наиболее актуальными были вопросы беженцев после распада СССР – из бывших союзных республик: турок-месхетинцев, азербайджанских армян, из Приднестровья, грузин из Абхазии, Южной Осетии и собственно Грузии в результате гражданской войны в этой стране, а также, в связи с сепаратистскими движениями на Северном Кавказе, из Чечни и Дагестана.

Кого считать беженцем

Если раньше под данное определение попадали кто угодно, то сейчас оно выглядит более конкретно. И так, под словом «беженцы» принято понимать лиц, покинувших страну, в которой они постоянно проживали, в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств. (Экономические причины, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, вследствие которых лицо покинуло место жительства, такими обстоятельствами не являются). Как правило, эти люди не могут или не хотят пользоваться защитой своей страны из-за страха быть обманутыми и пострадать еще больше и, как следствие, не имеют возможности туда вернуться. Именно поэтому беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

Стоит напомнить, что в отечественном правоведении существует еще такой термин, как «вынужденный переселенец». Их права во многом схожи с правами беженцев, и основное различие заключается в том, что в отличие от беженца вынужденный переселенец пользуется всеми правами россиян. Ими признаются граждане РФ и иностранцы, законно проживающие на её территории.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее тяжкое преступление неполитического характера до прибытия в Россию, либо реально подозреваемое в совершении преступления против мира и человечества, либо военное преступление. (Мы должны особенно учесть именно этот пункт, особенно в части того, что касается пересечения нашей границы дезертирами из украинской армии). Также не может быть признано беженцем лицо, за которым компетентные органы государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства. Здесь имеются в виду, прежде всего, неуплаченные налоги и призыв на военную службу (Хотя в ситуации с украинскими гражданами, с их стороны все эти бюрократические формальности вполне могут быть не соблюдены). Если отвечать на вопрос о том, где же проходит грань между переселенцами и беженцами, то по официальному статуту ООН беженцами считаются только те, кто бежал от насилия и войн, но не их потомки, родившиеся на другой земле.

Как получить статус беженца

Необходимо знать, что в строго юридическом смысле беженцем как таковым человек не становится после признания, а является в силу наступления уже существующих обстоятельств. Иными словами, человек признается беженцем, потому что он является беженцем. Признание лица беженцем предусматривает:

1)обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);

2)предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее- свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

При легальном пересечении границы срок обращения с ходатайством о признании беженцем закон не устанавливает. Если же человек пересек границу Российской Федерации нелегально, то следует как можно быстрее обратиться любой орган пограничного контроля или орган миграционной службы с заявлением о предоставлении статуса беженца. Необходимо иметь в виду, что суточный срок обращения начинается с часа пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В ходатайстве (либо анкете) ему нужно будет кратко изложить по возможности все наиболее важные для обстоятельства, по которым он был вынуждены покинуть место постоянного проживания (межнациональная рознь, враждебные кампании, массовые беспорядки и погромы, гибель родственников из-за этнической принадлежности и др.), т.к. это имеет огромное значение.

Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем является документом, удостоверяющим личность ходатайствующего. При его получении потенциальный беженец сдает национальный паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, на хранение в пост иммиграционного контроля либо в Управление по делам миграции ГУВД субъекта Российской Федерации.

Если лицо уже имеет вид на жительство в Российской Федерации, то его ходатайство не рассматривается и в предоставлении статуса беженца отказывается. Считается, что такой человек может обустроиться самостоятельно, и государственные гарантии, предоставляемые беженцам, ему не требуются.

Свидетельство является основанием для оформления регистрации в органе внутренних дел. Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения. При получении Свидетельства человеку выплачивается единовременное денежное пособие в размере одного минимального размера оплаты труда, выдается направление в Центр временного размещения беженцев либо лиц, ходатайствующих о признании таковыми.

Статус беженца предоставляется на срок до трех лет (как правило, на три года), затем может быть продлен по решению территориального управления ФМС МВД России, при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, по которым лицо признано беженцем.

При предоставлении статуса беженца выдается удостоверение беженца. Сведения о признанных беженцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

В случае отказа в признании беженцем человек вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган либо в суд.

Как решить проблемы беженцев

Разумеется, в ситуации с Украиной нельзя разбрасываться критическими заявлениями и поддаваться приступам паники, однако точно также нельзя закрывать глаза на риски, которые несут в себе потоки беженцев. Это и опасность вспышки эпидемии различных заболеваний в лагерях для перемещенных лиц, как это случилось во время трагического исхода беженцев из Руанды в Заир в 1994 г, когда общее число лиц, квалифицированных как беженцы, только за одну неделю возросло до 1,2 млн человек. Это и опасность того, что после относительной стабилизации ситуации на своей Родине, беженцы снова могут оказаться в водовороте войн и хаоса, и все меры по их защите окажутся напрасными. Это и опасность конфликтов между беженцами и коренным населением, когда наступает перенаселённость территории и люди начинают ее делить.

Это и определенная нагрузка на государственный бюджет, поскольку источниками финансирования расходов на прием, проезд, размещение и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев являются средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию федеральных миграционных программ, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на реализацию региональных миграционных программ.

Относительно просто решаются вопросы возвращения к местам прежнего проживания и восстановления прав беженцев от стихийных и/или экологических катастроф; а также, в ряде ситуаций, политических беженцев, как это было после обретения независимости некоторыми африканскими странами или в Камбодже после падения полпотовского режима. Особой практикой тут являются случаи обмена населением между государствами – Турцией и Грецией после греческо-турецкой войны в середине ХХ в., Польшей и СССР и Польшей и Чехословакией, с одной стороны, и Германией, с другой, после Второй мировой войны. В конфликтах же на этнической, расовой или религиозной почве политических усилий сторон и мирового сообщества и экономической поддержки со стороны международных организаций оказывается недостаточно для массового возвращения беженцев и восстановления их в правах, особенно имущественных.

Одной из самых успешных за последнее время программ по реинтеграции беженцев стала интеграция миллионов жителей Мозамбика, которым пришлось покинуть родину в результате гражданской войны в 80—90-х гг. В 90-е гг. в Боснии и Герцеговине УВКБ ООН оказало помощь 3,5 млн человек во время конфликта, охватившего бывшую Югославию и вызвавшего массовое переселение и повсеместные разрушения. Одной из самых сложных чрезвычайных ситуаций в истории УВКБ ООН был кризис в районе африканских Великих озер, который начался в 1994 г. и вынудил покинуть свою родину миллионы людей.

Таким образом, в идеале решение проблемы беженцев заключается в создании исключительного рая на земле, где не было бы нищеты, голода, гражданских войн и политических репрессий. Если говорить о беженцах с Донбасса на сегодняшний момент, то, разумеется, им нужно оказывать всякую помощь и никакой государственный бюджет они не объедят. Более того, они могут даже оказаться полезными в качестве квалифицированной рабочей силы. Но самое страшное заключается в том, что все эти сложные операции по размещению беженцев и их возвращению на Родину проводили различные международные организации, а сейчас они либо ограничиваются общими фразами, либо всего-навсего сопровождают гуманитарные грузы, поэтому нам приходится рассчитывать только на себя.

1.0x