Одним из путей решения стоящей перед нашей страной острейшей демографической проблемы может стать возвращение советского налога на бездетность, который был в размере 6% месячной зарплаты и 150 рублей в год на сельского жителя.
Кроме того, имеет смысл повысить на 6% социальные взносы за бездетных работников и понизить за работников с детьми, чтобы стимулировать работодателей брать больше работников, имеющих детей.
Можно увязать возраст выхода на пенсию и трудовой стаж с количеством детей и особенно внуков, с более ранним выходом при наличии детей и более поздним – при их отсутствии.
Медицина для молодых бездетных (за исключением экстренной) могла бы быть официально платной, целевым образом на поддержку медицины для родителей и детей.
Следует на деле реализовать предложение о бюджетных местах для студенток-мам, а также исключить бюджетное обучение для бездетных старше 23 лет.
Льготные авиабилеты, как семейная ипотека или железнодорожные билеты, должны быть только для родителей с детьми.
Работу ночных клубов, ресторанов, баров следует ограничить до 21 часа, а посещение их молодёжью – только после 21 года, по аналогии с торговлей алкоголем.
Падение рождаемости и старение населения стало очевиднейшим и самым серьезным долгосрочным вызовом для нашей страны, посильнее западных санкций. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей в среднем на одну женщину) составил 1,41 в 2023 году, тогда как для обычного воспроизводства населения необходимо хотя бы 2,1 рождений. Особенно острая ситуация складывается у молодежи: рождаемость на женщину в возрасте до 25 лет составляет всего 0,74 ребенка, 25-29 лет – 1,06 ребенка. Откладывая рождение детей, заботясь только о карьере, желая «пожить для себя», придерживаясь установок child free (отрадно, что сейчас принимается закон об их запрете), женщины впоследствии сталкиваются с проблемами со здоровьем и своим, и будущих детей.
Депутат Госдумы Евгений Фёдоров в очередной раз призвал ввести в России налог на бездетность с перераспределением денег от бездетных к семьям с детьми. Обоснование этого предложения очевидное: дети потом будут содержать не только своих престарелых родителей, но через бюджет и тех, у кого нет детей. Это далеко не первый призыв как самого депутата, так и многих других политиков и демографов.
Исторически обеспечение стариков ложилось на плечи их детей, а количество и успешность детей были залогом выживания в старости, и только в середине XX века появились массовые государственные пенсии. И сегодня, несмотря на персонифицированный учёт и даже накопительные планы пенсионная система всё равно основывается на взносах работающих в пользу пенсионеров. В западных странах ещё острее стоит проблема старения населения, с переходом за последние два-три десятилетия примерно от двух к одному работающему на одного пенсионера, что усугубляет бюджетный дефицит и госдолг.
При обсуждении налога на бездетность обычно вспоминают удачный советский опыт, когда такой налог действовал с 1946-го по 1991 годы. Бездетные мужчины в возрасте от 20 до 50 и состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет платили государству 6% зарплаты, как некоторый аналог надбавки к современным налогу на доходы физического лица или социальным взносам работодателя. Сельские жители без детей платили по 150 руб. в год (примерно уровня месячной зарплаты). От налога освобождались те, кто не мог иметь детей по медицинским показаниям, военнослужащие и их жены, люди, у которых умерли дети, а также учащиеся до 25 лет.
Пока в России действуют методы «пряника», и нет «кнута». Федеральными «пряниками» являются материнский капитал, дополнительные выплаты семьям с детьми с небольшими доходами, налоговые вычеты по НДФЛ, региональными – льготы по ЖКХ и транспорту. Несомненно, это нужные «пряники», но они имеют ограниченную действенность, особенно для молодёжи. На бездетных не воздействуют никакими экономическими, общественными или налоговыми мерами.
Доказавший свою эффективность советский налог на бездетность сочетал в себе элементы как подоходного, так и подушного налога. Городские жители, в основном с формализованной занятостью и приличной зарплатой, платили процент от зарплаты, а сельское население с трудоднями, неформализованной занятостью и низкой зарплатой – подушный налог. В современной России роль сельского населения играют неформально занятые, а это, по разным оценкам, от четверти до трети трудоспособного населения.
Советские 6% с постоянной зарплаты и примерная сумма месячного заработка в год с неформально занятого и сейчас вполне разумны. Медианная зарплата по России в целом составила 57 тыс. руб. в декабре 2023 года. Исходя из этого работающий человек платил бы с такой зарплаты по 3,4 тыс. руб. ежемесячно или 41 тыс. руб. в год, а формально неработающий – по 4,75 тыс. руб. в месяц или 57 тыс. руб. в год.
К слову, ставка социальных взносов в части обязательного медицинского страхования составляет 5,1% с зарплаты, ставка в рамках упрощённой системы налогообложения (УСН) – 6% с доходов, стоимость патента для индивидуального предпринимателя (как аналог минимального подушного налога) составляет 64,6 тыс. руб. в год в Московской области или 21,6 тыс. руб. в Калужской.
У нас действуют разнообразные меры поддержки семей с детьми, поэтому и меры «кнута» не должны ограничиваться одним типом налога. В частности, сейчас свернута льготная ипотека на новостройки, но одновременно осталась льготная семейная ипотека, и это правильно. Подобных решений должно быть десятки.
В существенной части позиция молодёжи – рожать или нет – зависит от работодателей, точнее, от трудового распорядка с переработками или без. Если трудовой день длится 12-14 часов плюс время на дорогу, то дома остается только поспать и снова на работу, а на семью времени не остается. К тому же работодатели иногда дискриминируют молодых женщин из-за возможных декретных отпусков и необходимости замещения декретных ставок временными сотрудниками.
Подобные практики ущемления трудовыми отношениями семейных должны наказываться перераспределением средств в пользу тех работодателей, у которых много сотрудниц в декрете и с малыми детьми.
Буквально, предлагается ввести дополнительные 6% социальных взносов с работодателей за сотрудника без детей и одновременно понизить на 6% взносы за работника с детьми, с дифференциацией по количеству детей. Пусть работодатели также внесут свой вклад в решение демографической проблемы, пусть конкурируют за сотрудников с детьми.
Можно донастроить возраст выхода на пенсию и необходимый стаж для трудовой пенсии, дополнив имеющиеся «пряники» мерами «кнута». Сейчас отпуск по уходу за ребенком включают в трудовой стаж до трех лет и в страховой пенсионный – до полутора лет. Но многодетная мама в принципе должна получать пенсию как за 20 лет труда, а не за 4,5 года, как сейчас, поскольку вырастить трех и более детей важнее. Бездетным следует удлинить трудовой стаж и возраст выхода на пенсию на 3-5 лет. Наоборот, при наличии двух и более внуков следует сокращать требуемый трудовой стаж и возраст выхода на пенсию (подчеркнем – именно внуков). Сталин как-то в ответ на вопрос о раннем возрасте выхода на пенсию женщин указал, что пенсия платится за помощь в воспитании внуков.
Медицина критически важна для рождения детей, особенно для рожениц старше 35 лет, хотя и многие молодые женщины сталкиваются с проблемами. Откладывающие рождение детей на потом должны в молодости напрямую нести часть будущих медицинских расходов. В составе социальных взносов есть часть на обязательное медицинское страхование, но в вопросе медицины важно именно прямое воздействие на молодёжь.
Возможным решением является официально платная медицина для молодёжи без детей, скажем, в возрасте 20-40 лет. Исключением традиционно должна быть экстренная медицинская помощь. Тогда как различные плановые визиты к врачу, всяческие диспансеризации и справки должны стать для бездетных платными. Целевым образом на поддержку роддомов, репродуктивных, акушерских центров и т.п.
В советские времена была бытовая статистика, показывающая, что если девушка не создала семью в студенчестве, то после шансы на семью сильно уменьшались. В 2023 году в Госдуме предлагали выделять бюджетные места для студенток с детьми, точнее, переводить с платного обучения на бюджетное при рождении ребенка. Формально такое доступно и сейчас, но только если бюджетное место в конкретном образовательном учреждении вакантно. Почему-то это предложение пока не стало системным решением. Более того, можно зеркально ограничить обучение за счёт бюджета для бездетных в возрасте, например, старше 23 лет.
В нашей стране действуют различные программы льгот на транспорте, и они должны четче ориентироваться именно на семьи с детьми. В частности, субсидируемые авиабилеты с Дальнего Востока и на межрегиональные рейсы, минуя столицы, доступны всем, независимо от социального статуса, хотя льготные железнодорожные билеты положены в основном детям и инвалидам. Во многих городах действуют бесплатные парковки для многодетных семей и льготные тарифы на общественный транспорт.
Изрядно мешают демографическому росту ночные клубы, рестораны и бары, где молодёжь предпочитает проводить досуг, зачастую в ущерб будущим семьям. Некоторые считают, что клубы являются местом знакомств для создания будущих семей, но вред от клубов намного превышает их спорную пользу. У нас действуют ограничения на продажу алкоголя молодёжи до 18 лет (обсуждается до 21 года) и по времени с 23 часов. Подобные ограничения вполне можно усилить и распространить на ночные клубы и рестораны: пусть закрываются в 23 часа или даже раньше, пусть в них действуют ограничения по возрасту до 21 года.
Автор- доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС. Москва. Горожане на территории музея-заповедника "Царицыно".