Года три назад я решил устроить небольшой эксперимент: смогу ли я обойтись без голливудских фильмов и сериалов? Хватит ли контента, произведенного всем остальным миром, для того, чтобы удовлетворить мои запросы на движущиеся картинки? Как потребитель символического продукта, как потребитель символического, того, что принято сегодня называть «контентом», должен признать, что движущиеся картинки для меня сегодня – контент №1. Это фильмы, сериалы, ролики в Youtube, видео-музыка, компьютерные игры. Хочу поделиться несколькими наблюдениями за самим собой-потребителем движущихся картинок.
Во-первых, я стал смотреть музыку. Есть стереотип жизни «в музыке», укрывшись от всего мира наушниками, но я больше смотрю музыку, слушаю музыку глазами, музыка для меня должна быть привязана к видео-ряду.
Во-вторых, всяческую аналитику, видео-блогинг любой масти я всё больше слушаю, это такое видео-радио для меня.
Я продолжаю много читать, чему очень рад. Не скажу, что некий континуум чтения мне было поддерживать легко. По многим причинам. Думаю, многие сталкивались с этим. Был период, когда я читал мало, но сейчас всё в порядке. Более того, я воспринимаю чтение сегодня как терапию, как лекарство от всеобщего отупения. Какое-то время я провожу в социальных сетях, но гораздо меньше чем некоторые думают. Однако, видео-контент сегодня для меня - №1.
И решил я попробовать обойтись какое-то время без голливудских фильмов и сериалов. А собственно почему я решил устроить этот опыт? Если честно, надоела голливудская пропаганда. Практически все голливудские фильмы сегодня продвигают грубо и жирно глобалистскую социнженерию. Достало быть подопытным кроликом. Почти не стало голливудского кино вообще, безотносительно, про самое главное. Там сейчас всё абсолютно и неприкрыто ангажировано. Голливуд всегда играл на поле культурных политик, но раньше это было не столь тотально. И не без фирменного, очень подкупающего голливудского большого стиля. Сегодня там совершенно утрачена даже способность к большому стилю, голливудскому шику, очаровательному пижонству. Голливуд выдавал когда-то и гуманистические фильмы. Прямо по-настоящему. Будем честны, в 90-е годы, после самоустранения советского кино, Голливуд в семейных фильмах учил нас всё-таки преимущественно хорошему. И это в том числе не позволило нам тогда озвереть окончательно. А сейчас всего этого там нет. Совершенно неинтересно смотреть весь нынешний голливудский, преходящий пропагандистский кинематографический мусор. Надоело! Раньше всё это было тоньше. Пишу даже не без некоторой обиды. Нас делали всегда, но тоньше. Сегодня все торопятся (не знаю почему), все стали неряшливыми. Я считаю, что мы заслуживаем более тонкой работы (улыбка).
Ещё одна причина. Мне очень интересно проверить следующее предположение. Сегодняшнее торжество и даже доминирование Голливуда обусловлено в том числе и огромностью медийной инфраструктуры в мире, избыточностью логистики по доставке символического, огромным количеством теле-, интернет-, соцмедиа-каналов. За крайне редкими исключениями, практически ни один национальный, локальный рынок не способен заполнить на сто процентов сложившуюся инфраструктуру символического и логистику по доставке контента. Именно эта избыточность является глубинным экономическим базисом для доминирования американского контента в мире. И мне сейчас очень интересно исследовать, набирается ли в безголливудском мире контент для этой самой инфраструктуры? Я понимаю, что мое исследование кустарно и субъективно, но кое-что понять можно. Или оказаться на подступах к пониманию ситуации.
Кстати, ещё кое-что. Я исследую все-таки мейнстримовое, массовое, адресованное широкой аудитории кино. Бессмысленная и убогая арт-хаусная жвачка мне неинтересна.
Итак. Первые предварительные результаты. Нашего национального кино-контента недостаточно. Хорошего кино у нас выходит немного. Вообще некая киномасса, из которой можно что-то выбрать, у нас пока скудная. Нет-нет, тенденция сейчас хорошая. Пристойных фильмов становится всё больше. Ведь и опыт неудач – это тоже полезный опыт. Есть уже масса примеров, которые про «старались, но не получилось». Не получилось по разным причинам. И это «не получилось» достойно и просмотра, и даже говорения о нем.
Например, я ругал фильм «Союз спасения» , но этот фильм вполне можно посмотреть в ситуации самоизоляции на малом экране, там есть много кинокрасивостей, можно поспорить. А вот сериал с тем же названием получился весьма достойный, хотя с некой корневой позицией авторов я не согласен. Удивил своей трогательной, даже милой, но очень правильной дидактикой «Чебурашка». Совершенно по-новому, интонационно по-новому, сделан сериал «Фишер». Подбираются наши кинематографисты к своей интонации и в жанровом кино. Всё будет! Словом, порыться в отечественном кино-мейнстриме вполне можно. Но его всё равно недостаточно.
А чем же его можно дополнить? И вот тут я хочу поделиться своими недавними открытиями. Очень приятными. Большое личное открытие – современное индийское кино. Как и многие, я пребывал до недавнего времени в плену стереотипов: в индийском кино все пучат глаза, поют песни и танцуют. Нет-нет, есть там и такое. Но также наличествует и множество всего другого. Современное индийское кино очень отзывчиво. В нем можно найти и прекрасные социальные высказывания, и спецэффекты, сделанные на высочайшем уровне…
Но всё это сдобрено чем-то очень человечным, немного детским и очень настоящим. Смотря индийские фильмы, я вспомнил себя ребенка, свое очень детское и, на самом деле, правильное восприятие кино. Давно со мной такого не было. Рекомендую всем начать с трёх фильмов, в которых играет умопомрачительный Амир Кхан, ставший настоящей суперзвездой на китайском рынке. Это «Три идиота» (2009), «Звёздочки на земле» (2007) и «Дангал» (2016). Их легко найти, они неплохо переведены на русский. Если хорошо зайдёт, дальше можно уже погружаться в бесконечную вселенную индийского кино.
Очень порадовали корейцы. И я даже не имею пока ввиду тьму всевозможных дорам. В эту пучину нужно погружаться отдельно, вдумчиво. Я пока про кино. И даже тут есть множество всего интересного. Во-первых, корейцы научились вкусно, интересно показывать свою историю. Очень рекомендую такие фильмы, как «Астрономия» (2019) и «Королевский портной» (2014). Это просто очень хорошее, костюмное кино о страстях, благородстве. Во-вторых, кроме классических корейских дорам уже появляется целый поток праймовых корейских сериалов. Более понятных нам. В-третьих, там есть и просто вдумчивое, душевное, доброе кино – «Таксист» (2017). В-четвертых, можно найти и отменные жанровые фильмы – тут и пост-апокалипсис («Поезд в Тусон»), и фильмы-катастрофы («Пеплопад»), и много всего другого.
Ну и китайцы. Тут всё совсем по-взрослому. Китайцы производят множество всего. Из последних киновпечатлений – обе части «Блуждающая Земля» (2019). Замечательный образчик прекрасной, с крутыми спецэффектами научной фантастики. Так сейчас в Голливуде уже не делают. Вообще в поисках китайских фильмов очень рекомендую обращать внимание на наличие заставки – красный дракон на зеленом фоне. Это означает, что фильм снят при поддержке тамошнего аналога нашего Фонда кино. Это такой знак качества если угодно. Не знаю, как вам, а мне очень понравились два первых фильма из цикла о Судье Ди. Очень круто и даже волшебно там показан Китай эпохи Тан. Настоящая услада для глаз. Кстати, посмотрите и «Битву у Чосинского водохранилища». Очень эффектное патриотическое и антиамериканское кино. Уже есть на торрентах дублированные китайские сериалы. Там есть, из чего выбрать. Ну и отдельным пиком над всей китайской сериальщиной стоит «Списки архива Ланья». Даже не знаю, с чем это сравнить. Тут и тема мести, и некоторое историческое фэнтази, и подобие тайкуна….
Как видите, в мире много чего есть. Мое предварительное заключение – обходиться без голливудской кинопропаганды вполне возможно. И после этого опыта другого кино посмотреть что-нибудь голливудское, то как-то иначе оно воспринимается. Каким-то обезвреженным, что ли…или даже чем-то провинциальным, сугубо англо-саксонским. А ведь я ещё не исследовал ямайские и нигерийские фильмы ужасов. Внутренне я готовлюсь к погружению в японское кино, о котором мы знаем очень немного, кроме аниме и чего-то такого по-артхаусному тягучего. Я также собираюсь исследовать феномен время от времени появляющихся лидеров национального кинопроката – от Вьетнама до Бразилии. Желаю всем прекрасных личных открытий!