Сообщество «На русском направлении» 16:14 22 декабря 2017

«Без монархии нам не жить…»

о выставке «Семья императора» рассказывает её организатор, художник реставратор Александр Ренжин

Отец всем просит передать,

Не надо плакать и роптать,

Дни скорби посланы для всех

За наш великий общий грех.

Он все обиды позабыл,

Он всех врагов своих простил

И за Него велит не мстить,

А всех жалеть и всех любить.

Он говорит: мир тонет в зле,

Иссякла правда на земле,

И скорбный крест грядущих дней

Ещё ужасней и страшней.

Но час пробьёт, придёт пора,

Зло одолеет власть добра,

И всё утраченное вновь

Вернёт взаимная любовь.

Известно, что великая княжна Ольга Николаевна писала стихи, и вот это — единственное, что дошло до наших дней: стихотворение написано под впечатлением от "Молитвы" Сергея Бехтеева ("Пошли нам, Господи, терпенье….") в дни екатеринбургского заключения, в 1918 году. И еще известно, что помолвка великой княжны с румынским принцем (будущим королем Каролем II) во время Первой мировой войны не состоялась, Ольга Николаевна категорически отказалась покидать Родину, говорила, что не представляет жизни вне России, что она — русская… 17 июля 2018 года мы отметим скорбную дату. Со дня расстрела в ипатьевском доме императора Николая II и его венценосной семьи, преданных Романовым лейб-медика, повара, камердинера и горничной пройдет ровно сто лет. Век. На протяжение которого русский человек свято хранил память о царе.

Выставка "Семья императора" — тому свидетельство. Выставка проходит в Музее Русского Искусства, примечательность её в том состоит, что представляет раритеты, что десятилетиями ждали своего часа в "бабушкиных" сундуках столичных квартир или за иконками в деревенских избах. Так получилось, что однажды, в начале 90-х, некоторые из них попали в антикварную лавку, в руки Александра Ренжина, художника-реставратора, мецената и просто личности выдающейся. Собирание реликвий, связанных с историей царской семьи стало страстью Александра Ренжина, его заботой и целью: открыть в Москве музей Императора Николая II.

"ЗАВТРА". Александр Васильевич, что бы назвали главным в вашей выставке, открытия которой мы ждали еще весной?

Александр РЕНЖИН. Эта выставка — лишь незначительный скол, маленький фрагмент той выставки, которую я планировал сделать в Зачатьевском монастыре к своему 60-летию, предполагал, что она станет отчётом перед собственной совестью. Без малого тридцать лет я собираю материалы по Николаю II и хотел сам посмотреть на то, что было собрано. Но, в силу независящих от меня причин, выставка в Зачатьевском монастыре не состоялась. Главной составляющей выставки, конечно, являются фотографии. Из более чем тысячи фотографий своего архива я выбрал сотню. Оригинальные фотографии все небольшие, размером до открытки, а я сделал их увеличение, некоторые размером до метра на полтора. Фотографии конца XIX и начала XX веков, те, преимущественно, что касаются, конечно, царской семьи — это труды фотохудожников в высоком смысле слова: Карла Буллы, Сергея Левицкого, Бергамаско… Такие работы можно однозначно назвать художественными портретами, прекрасно передан характер, видна искусная работа с освещением, в общем, это была студийная работа, в которой авторы добивались очень хороших результатов. Такого качества оригиналы позволяют сегодня делать увеличение такого качества, что даже в столь большом формате они смотрятся прекрасно. И можно сказать, сейчас мы открываем для себя эти фотографии как бы заново: множество мелких открытий, деталей, тонких нюансов.

"ЗАВТРА". Оставим открытия интригой. Хотела бы спросить: вас не травмирует тот факт, что значительная часть населения страны относится сегодня к монархии как к отрицательному опыту истории?

Александр РЕНЖИН. Что значит: не травмирует? Я считаю, что это не вина этих людей, а беда. Потому что если они настоящие русские люди по духу, не по крови, не по национальности, а как покойный Илья Сергеевич Глазунов говорил: "Русский человек это тот, кто любит Россию", если они считают себя настоящими русскими людьми, то рано или поздно они прозреют. Они узнают, что никакой другой строй, кроме как монархический, не может быть на нашей земле. Тысячу лет мы жили в условиях монархии, наши предки оставили нам гигантское государство, художественное и духовное наследие — тому подтверждение, мы достигли на этом пути абсолютно ни с кем несравнимых успехов. Так что я считаю, без монархии нам не жить, у нас другого будущего не будет.

"ЗАВТРА". Не так давно вновь развернулась дискуссия о подлинности екатеринбургских останков, что в 1996 году были признаны царскими и в рамках пиар-кампании Ельцина состоялось их захоронение. Ваше отношение к такой ситуации?

Александр РЕНЖИН. К такой ситуации я могу добавить лишь то, что коснулось меня лично. Мне довелось общаться на эту тему с покойным святейшим патриархом Алексием II, и он однозначно сказал: "Да, мы не берёмся сейчас утверждать ни подлинность, ни неподлинность этих самых останков по одной простой причине: все процедуры, какие только можно было нарушить при изъятии вещественных доказательств, при их исследовании, абсолютно все процедуры были нарушены". Нарочно ли это было сделано, или по непрофессионализму тех, кто этим занимался? Не знаю. Но факт остаётся фактом. К тому же занимались всей процедурой люди неправославные, которым было глубоко наплевать на мнение Церкви.

"ЗАВТРА". Вопрос характера цареубийства снова на повестке дня. Почему, на ваш взгляд?

Александр РЕНЖИН. Вопрос расстрела царской семьи — сакральный на самом деле. И всё то, что касается царской семьи, нужно исследовать в первую очередь с точки зрения духовной. Кто, зачем и почему совершил это злодеяние. Это злодеяние не просто на уровне какого-то местного убийства какими-то маньяками, это — глобальная акция, которая была задумана и продумана в большевистских недрах. И за всем за этим стоит серьёзная идеология.

"ЗАВТРА". Зачем, на ваш взгляд, либералам во главе с Немцовым понадобилось в 1996 году объявить екатеринбургские останки — царскими?

Александр РЕНЖИН. Чтобы в нужный момент сказать: "А-а-а, видите, вы их признали святыми, а мы тут всё сфальсифицировали", чтобы ещё раз поплясать на царских костях.

двойной клик - редактировать галерею

Материал подготовила Марина Алексинская

1.0x