Власти России решили жить без литературы. Кино — да. Телевидение — да. Интернет — конечно же! А литература… О ней уже не упоминается при перечислении главных механизмов влияния на общественное мнение, общественное сознание. О ней давно не спорят. Литература не нужна ни левым, ни правым, ни "сверху", ни "снизу".
Книжных магазинов всё меньше, не нужны и библиотеки.
Забыли, что Евангелие от Иоанна начинается так: "В начале было Слово…"? Без слова не будет и общества как такового.
Самое страшное — без литературы не будет никаких идеологий: ни левых, ни правых. Может, это и устраивает нынешнюю власть, устраивает чиновничество, но это приведёт к распаду страны, России как таковой.
Во все времена в нашей стране была та или иная литература: светская и церковная, советская и антисоветская, русская и русофобская, традиционная и авангардная…
А в XXI веке литературы нет пока никакой: ни левой, ни правой, ни экспериментальной, ни классической…
Что-то пишется, что-то публикуется, функционируют союзы писателей, работает Центральный дом литераторов (ЦДЛ), идут литературные вечера, присуждаются какие-то премии, но назовите мне хоть одно яркое произведение, в прозе ли, в поэзии, в драматургии, написанное за последние годы… Почему исчезли литературные обзоры из журналов и газет? Где новые лидеры? Писать не о ком и не о чём?..
Неужели последними великими русскими поэтами останутся Юрий Кузнецов и Иосиф Бродский? Неужели русская проза остановится на Александре Проханове и Андрее Битове? Неужели последними русскими драматургами станут Александр Вампилов и Михаил Ворфоломеев? Не хочу верить в это!
Здесь на меня могут наброситься оппоненты, мол, не Михаил Ворфоломеев, а Александр Гельман; не Александр Проханов, а Виктор Ерофеев… Да ради Бога! Пусть даже так! — в том позднесоветском поколении некогда "сорокалетних" найдутся ещё десятки равновеликих творцов, не спорю. А дальше? Зачем вообще издавать книги, если никто их не покупает?
Ладно, допустим, что традиционная, "офф-лайн" литература мертва. Но ведь и "он-лайн", в интернете никаких ярких имён не появилось.
Что происходит с нашим обществом, в нашей когда-то — совсем недавно! — "самой читающей", самой "литературоцентричной" стране мира?
Раньше о литературе в России спорили и властители, и военные, и "простые" обыватели. За иные книги — судили, за другие — щедро награждали. Пушкин и Гоголь, Некрасов и Достоевский, Лесков и Мережковский, Маяковский и Есенин, Пастернак и Твардовский, Распутин и Шукшин — реально влияли на развитие страны, на её политику и культуру.
Когда-то оживлённейшие дискуссии о литературе шли в "Московском комсомольце", в "Известиях", в "Независимой газете", по телевидению яростно спорили Солженицын и Бондарев, Астафьев и Распутин, Окуджава и Бушин. Да что там споры, целые повести, а то и романы, день за днём по главам читали самые известные артисты по всем радиопрограммам. Хочешь, не хочешь, но о главных литературных героях узнавали все: и домохозяйки, и слесари, и плотники.
Сегодня о литературе нигде не услышишь ни слова. Будто её нет вовсе, или о ней говорить позорно.
А ведь Литература (с большой буквы!) обеспечивала богатство идей и идеологий в обществе. Наверно, в этом-то всё и дело. Нынешнему режиму не нужны никакие "другие" идеи и, тем более, идеологии. Так спокойнее. Потому и наложили негласный запрет на литературу?!
Впрочем, не видно и нового русского кинематографа, не видно нового театра?
Или истощилась творческая сила в самом русском народе?
Или в нынешнем потребленческом обществе само творчество, в том числе — литературное, невыгодно, убыточно, неконкурентоспособно?
Пока государство не поймёт, что без литературы и искусства оно не состоятельно, пока люди не повернутся опять к книгам, к чтению в любом виде, — развитие общества будет невозможно!
На телевидении, на радио, в интернете вновь должны идти литературные дискуссии, споры о новых книгах, сами книги — доходить до читателей, а их авторы — получать достойное вознаграждение за свои труды. Пока же литературу ограничили самым узким кругом. На три-четыре тысячи, не более. Даже Сталин до такого додуматься не смог, да и не пожелал бы.
Писатель вновь должен занять достойное положение в обществе, или же само общество и дальше будет деградировать, а страна будет разваливаться.
Может, этого и добиваются нынешние правители?
Почему государство отстранилось от поддержки отечественной литературы? От русской культуры в целом?
И опять на меня набросятся оппоненты: а как же столь любимые вами Алексей Иванов, Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, почему вы забыли про ещё далеко не старых поэтов Диану Кан, Алексея Шорохова? Где у вас новые критики уже нашего века: Николай Переяслов, Юрий Павлов?
И верно: талантливые прозаики, яркие поэты, оригинальные критики есть и в наши дни. Но известны ли они сегодня так, как были известны в своё время Окуджава и Бондарев, Симонов и Эренбург?
Увы, дело не в уровне таланта, талантливых людей в России всегда хватает. За 2018 год (за прошлый год информации пока нет), по данным Российской книжной палаты, общий тираж изданных книг в сравнении с 2017 годом сократился на 8,3%, а количество наименований составило 116,9 тысяч против 117,4 тысяч годом ранее. Из них почти треть — художественная литература. Люди публикуют свои произведения тиражом в 100-200 экземпляров, за свои деньги. Все они — "графоманы" и бездарности? Такого не может быть даже по теории вероятности. А вот системы отбора и поддержки — нет.
Литература стала у нас как бы частным, приватным делом, чего не было в России никогда: ни в девятнадцатом, ни в двадцатом веках. Но и сама Россия становится каким-то частным делом. Чего просто быть не может и не должно!
Для того, чтобы Россия действительно встала с колен, нужны не только мощная экономика, которой сейчас тоже не хватает, не только мощная наука, определяющая развитие во всём мире, но и мощная могучая великая русская литература. Так было и так будет!