Телевизор я не смотрю, нет времени. Всё, что вижу из российского телевидения, смотрю в интрнете. Иногда с опозданием, что понятно. пару дней назад смотрел какую-то передачу на тему «почему русских не любят за границей».
Одни участники были мне знакомы. Другие - нет.
Вывод, к которому пришли - русских за пределами России позорят нерусские. А западный обыватель просто не умеет различать.
Доля истины в этом, разумеется, есть. Но наша ли это вина?
У Достоевского есть герой, Аркаша Долгорукий. Он был вынужден объяснять всякому встречному и поперечному, что он не князь Долгорукий, а «просто». В конце концов это «просто» стало сводить его с ума.
Американцы - народ очень образованный, особенно в этнических вопросах. Никогда не перепутают племена тутси и хуту, тонко различают особенности этноса мунда или мао яо. Но когда доходит до выходцев из СССР, тут кол на голове теши. Будь ты хоть грузин, хоть друг степей калмык - рашен, и всё. Долгие годы я пропускал мимо ушей, называли меня в жизни и похуже. Утомительно брать каждого за лацкан пиджака и объяснять ему двадцать минут, и хочется «то ему вручить, чем можно еврея от православных отличить». Но теперь я это делаю, добросовестно, каждый раз. Останавливаю лифт, пропускаю электричку. Рассказываю, энергично размахивая руками.
Однажды я прослушал трёхчасовую передачу Дэвида Дьюка. Она называлась «Русская мафия на самом деле еврейская». В сущности, это враньё. Никакой мафии, тоесть организованной структуры нет. Преступность есть, любая. Среди преступников, говорящих по-русски, кого только нет: армяне, таджики, море славян, есть и евреи. Один из них, Марат Б. дал в своё время большое интервью в NYT.
Так он долго объяснял, что он еврей, и как это для него важно, и тому подобное. Никто из нас нарочно не выдаёт себя за кого-то другого, не ходит по улицам в косоворотке и с восьмиконечным крестом навыпуск.
Разумеется, тему Дэвиду Дьюку предложили в Москве, во время одного из его многочисленных вояжей туда.
Маргарита Симоньян предложила выяснить, сколько процентов настоящих русских среди тех, кто живет за пределами России. Мне и самому любопытно, но полагаю, что их тут немало.
Егор Холмогоров высказал ту же мысль, начав «не хочу никого обидеть...»
Наталия Нарочницкая сказала, что где-то в Калифорнии видела настоящих русских, оставшихся с дореволюционных времён, а эти, лёгкие на подъём бизнесмены (видимо, хотела сказать «торгаши») какая у них культура можeт быть?
Но в принципе участники передачи на московском ТВ были правы.
Надо терпеливо разьяснять. Я, со своей стороны, уже делаю всё, что в моих силах, довожу до сведения всякого танцующего в электричке негра, что, несмотря на акцент, я никакой не русский, а совсем даже наоборот, чтобы своим чудовищным поведением не бросить ненароком тень на этот добрейший, трезвейший, законопослушнейший народ.


