Авторский блог Марина Струкова 13:01 14 августа 2013

Без креста

Говорят, 70 процентов националистов – язычники. Что ищут они в этой религии? Возвращения в дохристианские времена древней Руси, где якобы осталось всё лучшее – и правда, и мужество, и единство народа. Гармонии с природой - бегут в её зелёный ласковый мир, устав от урбанизации. Новых впечатлений, сакральных знаний…

Парни, сражающиеся на мечах возле старинной крепости. Девушки в льняных рубашках и венках, прыгающие через купальский костёр. Мудрые наставления волхвов. Резные деревянные изображения божеств. Это не фильм о преданьях старины глубокой. Вера моих современников – компьютерных программистов, студентов, адвокатов и журналистов не только в Рода, Перуна, Ладу и Велеса, но и в русалок, леших, овинников и кикимор...

Говорят, 70 процентов националистов – язычники. Что ищут они в этой религии? Возвращения в дохристианские времена древней Руси, где якобы осталось всё лучшее – и правда, и мужество, и единство народа. Гармонии с природой - бегут в её зелёный ласковый мир, устав от урбанизации. Новых впечатлений, сакральных знаний…

Мне лично христианство всегда казалось чуждым. Но язычество разочаровало за три-четыре года, не вызвав глубокого интереса за неимением содержательной философии.

Теперь я смотрю на религии в двух практических аспектах – как на духовную опору человека и как на политический инструмент. Рождённое православием русское мессианство включает в себя жертвенность, чем бойко пользуется власть в любых обстоятельствах, подразумевает терпимость по отношению к инородцам, и они сели нам на шею. Более того, знакомый баркашовец поразил меня такой мыслью: когда евреи стали недостойными быть избранным народом, эта миссия перешла к русским, а если мы будем недостойны, то эта миссия перейдёт к мусульманам, хотя бы к тем же мигрантам, приехавшим в наши края. То есть, непутёвый соратник согласен уступить основную идею своей религии иноверцам! Разумеется, это только одна из трактовок православия, но она настораживает. Думается, Россия снова стоит перед религиозным выбором. Основой нового понимания православия должно стать сбережение и единение народа. Но пока оно устами своих служителей призывает к толерантности в интересах меньшинств и оправдывает любые деяния власти, люди будут искать иную веру – ту, где им дышится легче, где есть оптимизм, праздничность, здоровая агрессия, воздаяние по делам здесь и сейчас.

Родная вера, родноверие - тема пока что новая, вызывающая горячие дискуссии. Стоит заговорить об этой религии, как начинается спор между её адептами и христианами. Поэт, сотрудник журнала «Москва» Александр Хабаров, мои френды в Фейсбуке Олег Вещий, Александр Румянцев и я затеяли разговор о так называемой родной вере.

Олег ВЕЩИЙ. В язычестве люди равны богам и сами являются богами... только немного молодыми и не очень смышлеными, но богами... И не преклоняются перед богами.

Александр ХАБАРОВ. Где являются богами? Здесь? Да это просто смешно... Чирей, простите, на ягодице превращает такого "бога" в скулящего двуногого... "Наши боги". Бог - это Абсолют, Вечность, Бесконечность, Всемогущество, Всеведение и так далее. То, что за порогом жизни - тайна, но тайна - обнадеживающая. И путь к этой тайне - между надеждой и отчаянием, другого нет. Это и есть вера.

Марина СТРУКОВА. А как можно доказать, что богов много, а не один?

Александр РУМЯНЦЕВ. А как доказать, что один, а не много? Если бы это можно было доказать, люди не пользовались бы понятием "ВЕРА". Т.е. просто ВЕРЮ и ничего доказывать не надо!

Марина СТРУКОВА. Александр, если богов много и каждый творил своё, значит, каждый из них не совсем полноценный бог, так как силён в чём-то одном. Жалкое зрелище, какая-то бригада строителей. Насколько величественнее один универсальный бог, который сотворил всё.

Олег ВЕЩИЙ. Согласно вере наши предков бог-создатель мира один и все он создал из себя самого, т.е. это один бог и всё вокруг тело этого бога, включая нас, песочек, воду, свет, тьму... Богами предки называли отдельные ПРОЯВЛЕНИЯ этого бога-создателя. То есть отдельные части бога-создателя являются отдельными как бы богами для нас, но "как бы" более низкого уровня, чем бог-создатель. Эти боги так же могут создавать и разрушать, но в меньшей степени. Если совсем примитивно, то Бог-солнце согревает землю, Бог-вода увлажняет, Бог-земля питает. Из разности функций вытекает, что богов много. А из единства, целостности мира - что бог один.

Марина СТРУКОВА. Если и по Вашему мнению Бог один, то какой смысл дробить его на сотни сущностей в своём сознании? Потому что слаб язычник и не может постичь единого Бога? А евреи могут, мусульмане могут...

Олег ВЕЩИЙ. Марина, вот Вы руку называете рукой, ногу – ногой, разве это потому, что вы не можете осознать себя как единое целое?

Марина СТРУКОВА. Олег, но когда я обращаюсь к человеку, я обращаюсь не к ноге, руке или чему-то ещё, а личности. Так и надо видеть Бога как личность, а не расчленённым. А то вчера принёс жертву ноге, завтра руке. Это объясняет и то, что в Индии язычники поклоняются то каменному фаллосу, то йони - этакому отверстию в камне.

Олег ВЕЩИЙ. У Вас, простите, искажение сознания от того, что вы считаете бога чем-то отличным от себя, чем-то чуждым. Но Вы сама часть бога... как Вы можете обращаться к себе? Да и зачем? Вы можете обращаться к другой части бога, если вам от нее что-то надо, но тогда без наименования этой части вам никак и не обойтись. Отсюда отдельные боги и отдельные люди... Да и кто Вам сказал, что единый Бог обладает личностью в вашем понимании? Он сверхмегасуперличность, которая включает и вашу личность тоже, и вашего врага. А в Индии... они не фаллосу самому поклоняются, а силе плодородия. Это для наведения на адресата используется, а не буквально, как принято считать, чтоб облить грязью... Если так извращаться, то христиане поклоняются кускам досок.

Марина СТРУКОВА. Иконы христиане, кстати, считают просто окнами в высший мир. Да, я считаю Бога отдельной от человека личностью. Вы, язычники, всё смешиваете - это хаос, беспорядок. Как же тогда отличить Свет от Тьмы, добрые дела от злых, если всё, по-вашему, едино, всё руки-ноги бога-осьминога. Значит, можно, воровать, убивать, ведь всё в боге, всё родственно. А вот в единобожии не так: "И отделил Бог Свет от Тьмы".

Впрочем, дискуссии дискуссиями, а родноверие – живое развивающееся явление, влияние которого распространяется на широкие круги молодёжи и не только - первым постсоветским родноверам уже за шестьдесят.

Истоки его возрождения кроются в давних временах, когда духовные искания российской аристократии, её интерес к эзотерическим учениям рождали произведения, где дышало дохристианское мировоззрение. Оно никогда и не умирало, таясь в русских сказках, таинственно мерцая в поэзии Пушкина и Жуковского, являя своё волшебство в повестях Гоголя. Позже В.Васнецов, Н.Рерих, М.Врубель, И.Билибин в живописи, Н.Римский-Корсаков, И.Стравинский, П.Чайковский в музыке, Н.Гумилёв, А.Блок, С.Клычков, Ф.Сологуб в литературе, как и многие другие, обращались к образам языческих богов, античных мистерий, народных суеверий, как русских, западноевропейских, так и античных, древневосточных. И сегодня популярная группа «Мельница» исполняет песню на стихи Марины Цветаевой: «Богиня Иштар, храни мой шатер: братьев, сестер...».

Язычество по-прежнему вдохновляет людей искусства, даря им новые сюжеты, обогащая художественный стиль. Достаточно вспомнить творцов популярного ныне фэнтези и у нас и за рубежом. Впечатляющие кинопроекты «Властелин колец» по Толкиену и «Игра престолов» по Джорджу Мартину. И не один сериал можно было бы снять по книгам Юрия Никитина, чтобы сделать, наконец, зрелищным убогий российский кинематограф.

На тему древних верований и истории нашего народа наряду с научной литературой издаётся и раскупается масса псевдонаучной, где можно встретить такие перлы: «Территория, по которой расселялись Роды Расы Великой, называлась Рассения, а жители ее назывались Рассияне - Сияющая Раса. Впоследствии слово Рассения перешло в латинский язык, и переводить его стали просто – Русь». Но даже фантазии дилетантов свидетельствуют о неравнодушии к судьбе народа, стремлении постичь её.

Если раньше язычеству недоставало ритуалов, молитв, теперь всего в избытке. В пику Десяти заповедям «иудохристианства» родноверы создали множество собственных. Это Заповеди Перуна, Стрибога, Лады, Сварога… Например, из Заповедей Лады, посвящённых семье и дому: «Та из жен, коия отречется от мужа своего и Рода его, недостойна быть Матерью и не изведает она Счастья и Радости в жизни своей, а токмо лишь горечь утрат… Ежели коия Матерь отречется от чада своего, в муках рожденного, то не обрящет она покоя в Душе своей, ни в Мире Яви, ни в Мире Нави», и далее в том же высокопарном якобы старославянском стиле.

Или Заповеди белого воина, которые нарочито противоречат Заповедям блаженства из Нагорной проповеди Христа: «Благословенны сильные, ибо они наследуют землю. Прокляты слабые, ибо они наследуют ярмо рабства. Благословенные победители, ибо победа – основа правды. Прокляты побежденные, ибо они навеки будут рабами. Благословенны борцы за правду, ибо они причащаются истиной. Прокляты сострадающие, ибо они продлевают боль обреченных... Благословенны белые, прокляты чёрные!» Из всего этого мне нравится разве что «Благословен человек, имеющий могущественных врагов, ибо они сделают его героем».

Всё это служит для кого-то руководством, каноническими текстами, надеждой быть услышанными Небом.

Для меня же важна морально-этическая и практическая роль религии в жизни общества. Что полезного декларирует родноверие? Сегодняшние язычники видят его объединяющим в себе мистические и религиозные представления, законы семейной и общественной жизни, традиционное народное наследие, заключающееся в материальной культуре и фольклоре. Одна из основных идей родной веры - помогать братьям по крови, защищать родную землю. И вот тут оказывается, что родной землёй для родновера считается отнюдь не вся территория, означенная на карте, а та, что сочтёт нужной он сам – от центральной части России до местного леса, где можно врыть на поляне чурбан и водить хороводы.

«Как ненавистна им Россия с ее «двунадесятью языками», и тысячелетняя идея русского мессианства. Можно ли вообще быть русским, не любя Россию?! У них есть Русь и своя версия русской истории», - пишет православный патриот о родноверах. Многие его единоверцы упражняются в разоблачении языческих заблуждений на сотнях форумов. Но критикуй, не критикуй, смысла в этом нет. Смысл есть в конструктивном диалоге и консолидации на пользу общества.

Я говорила родноверам, что язычество не залог процветания страны. Посмотрите на Индию, где арийская традиция сохранилась во всей полноте и не подверглась уничтожению монотеистическими религиями. Там с великолепными храмами соседствуют ветхие лачуги, ползающие в пыли прокаженные, плывущие по Гангу недогоревшие трупы, грязь, нищета. Можно сказать: то, что Индия отстаёт от европейских стран по уровню жизни - последствия колонизации Англией. Ну а почему колонизировали? Потому что не была достаточно развита технически.

Однако, одобряя христианство, вспомним, что уровень жизни американцев-католиков, протестантов - как минимум в пять раз выше уровня жизни россиян, большинство которых православные. Если же продолжить сравнение, то в атеистическом СССР всем были гарантированы и образование, и лечение, и жильё, хотя коммунисты обходились без апелляций к тонким мирам. Значит, всего комфортнее в атеистическом государстве? Возможно, но большинству необходима вера в гипотетическое бессмертие, которое обещают религии. И другого народа у нас нет…

На мой взгляд, реальные недостатки язычества в том, что обогащая культуру и в целом мировосприятие человека множеством мелких ярких деталей и успокоительным родством с природой, оно лишает адепта глобального видения политической реальности. В самих религиях заложены интраверность или экстравертность. Язычество замкнуто на себя. Иудаизм – национальная религия, тоже замкнут на себя, но в то же время в нём есть претензия на всемирное господство, чего прочие национальные религии лишены, в нём одном есть эта двойственность – обещать своим адептам власть над человечеством и в то же время отделять себя от остальных незримой стеной.

Но у отечественного родноверия есть только второе качество – изоляционизм и настрой на отторжение окраин. Не все язычники преследуют политические идеи. Для многих это просто отдых, игра. Но и тех и других государство могло бы привлечь на свою сторону.

Посмотреть хотя бы на буддизм, религию языческую, которая в России давно и вполне признана. Весной наш Президент посетил Иволгинский Дацан в Бурятии, где сказал: «Буддизм играет в России заметную роль. Вы помогаете людям и в горе, и в радости. Это было во все времена». А глава буддистской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев обратил внимание Путина на статую, которая изображает святую женщину-долгожительницу и сказал забавный комплимент:"У нее семь глаз, а вы нам создали семь федеральных округов". В интересах государства его руководитель может почтить вниманием и семиглазую статую, да что угодно! И с практической точки зрения это верно. Потому что российское общество неоднородно, а власть должна консолидировать его, учитывая интересы многих. Но родноверам уделяют внимание разве что правоохранительные органы, изъяв очередной журнал с коловратом на обложке.

Пока язычество вне объективного государственного внимания, оно может быть задействовано и в деструктивных целях, недаром в нём подозревают проект западных спецслужб, заинтересованных в распаде России. Но то, что невозможно запретить, можно разумно использовать. Как делало советское государство, обращаясь к языческим архетипам в своей идеологии. Наиболее значительные были воскрешены пропагандой в годы Великой Отечественной войны для воодушевления народа, а позже - для создания культа героев. Образ Родины-матери на плакате и в публицистике, затем воплотившийся в статую на Мамаевом кургане, восходит к матриархату, к языческой богине родной земли. Вечный огонь, пионерские костры, призывы: «Памяти павших будьте достойны!» — напоминают о родовой языческой традиции.

Для чего же существуют современные политтехнологии и прокремлёвские СМИ, если они не способны обернуть любое массовое явление на пользу обществу? Давайте задумаемся, какие точки соприкосновения, какая взаимная политико-экономическая выгода может быть у языческих общин и государства…

Чтобы язычники не воспринимали себя изгоями и врагами современной России, их надо включить в её развитие, оценить перспективные проекты энергичных национально мыслящих людей. Известно, что растёт число деревень, которые возрождены языческими общинами. Там занимаются пчеловодством и выращиванием экологически чистой продукции. Приёмом туристов, которым любопытно побывать на красочных фольклорных празднествах. Лечением на основе народных целительских практик. Традиционными ремёслами… Тенденцию возвращения русских в провинцию на идейной основе государство могло бы поддержать финансово и пропагандистски. Тогда не звучали бы одиозные предложения чиновников заселять пустующие просторы уроженцами Азии и Кавказа. А родноверы перестали бы воспринимать себя как ушедших во внутреннюю эмиграцию.

Сейчас, когда ислам принимает всё больше русской молодёжи, привлечённой взаимной поддержкой мусульман, строгостью нравов, воинственностью, а в итоге оказывающиеся в роли шахидов, можно было бы противопоставить этой религии родноверие, увлечь туда русских пассионариев, предоставить им военно-патриотические спортклубы, задействовать в случаях экстремальных ситуаций и для охраны правопорядка на улицах городов.

И естественно, можно заменить стремление к регионализму идеей укрепления российской территории, потому что второе больше соответствует русскому характеру с нашей любовью к необъятным просторам и размаху замыслов.

Родноверие это не секта, которую можно разоблачить проповедями или упразднить полицейскими рейдами, а религиозное движение общероссийского масштаба. И его дальнейшее развитие необходимо направить в нужное государству русло.

1.0x