Авторский блог Денис Тукмаков 00:00 17 декабря 2015

Бессовестность нации

Постмодерн попал под колесо постмодерна. Великолепная информационная машина, четверть века высмеивавшая, опошлявшая, куражившаяся над целой страной, обожавшая порассуждать о разрушающей царства "карнавально-смеховой культуре", сама вдруг подверглась разнузданному зубоскальству. Заслуженные властители дум, предельно серьёзные даже в своей иронии, оказались вдруг ославлены в собственной среде. Были выставлены жалкими, и кем! Незыблемый бастион "Эха Москвы" — его не брали пропагандистские орудия официоза, и ни закрыть, ни хотя бы снять с довольствия без гигантского репутационного ущерба для власти его было нельзя, — оказался взломан изнутри хрупкой девушкой в роговых очках — поведавшей, в общем, всем известную правду.

Чем интересна история с Лесей Рябцевой, героиней разоблачительного фильма, который вышел в субботу на НТВ в рубрике "Новые русские сенсации"? Вряд ли она интересна личностью бывшего помощника главреда "Эха Москвы" — эту бойкую, пробивную, острую на язычок девушку, при всём уважении к её достоинствам, никак не отнесешь к титанам отечественной мысли, чьё мнение стоило бы ловить на лету.

Характеристики, выданные Лесей на лидеров "эхомосковской" мишпухи — "ужасного, отвратительного", да ещё и пузатого "политического импотента" "Лёшеньки" Навального, гипнотического "удава-манипулятора" Михаила Ходорковского, "живущей в иллюзиях" о себе как о великом журналисте Ксении Собчак, работающих в редакции "Эха" "тараканов", всей "сидящей на госбюджетах" оппозиции, — оставляют равнодушным: мало ли что может наговорить о бывших коллегах уволенный сотрудник.

Ну, пузо. Ну, удав. Ну, допустим, тараканы — однако не с их ли руки она кормилась, не к ним ли в приятели набивалась, и улыбалась мило, и потела в очки от нахлынувших чувств?

Да и что нового открылось-то? В чём "русские сенсации"? В том ли, что в оппозиционном стане с утра пораньше жаба схарчила гадюку? Вот уж новость. Столь же банальны Лесины откровения про то, что президент Владимир Путин, оказывается, "очень умный", а министр Сергей Лавров обаятелен в общении. Спасибо, не знали.

И всё же в передаче содержалось не только это. Были и такие подробности, которые Рябцева пересказывала со ссылкой на осведомлённых людей — например, на своего начальника Алексея Венедиктова. Последний, в частности, как-то поведал Лесе, что Навальный выполняет "заказные материалы", когда нужно "кого-то мочить, убирать с должности". Это уже любопытно. На сенсацию не тянет, и всё же лишнее свидетельство тут не повредит — подошьют и его к делу.

Весьма занятно выглядит, в описании Рябцевой, кибернетика взаимоотношений "опального" СМИ с сильными мира сего. Слушаешь про то, как девочка-припевочка с радио попадает то на закрытую встречу Лаврова, то на закрытый ужин с Ходорковским, и что-то меняется в твоих представлениях о "чёрно-белой" реальности, где есть только Госдеп и "Газпром". Да и о самом "Газпроме", опекающем как "Эхо", так и НТВ.

Ещё более интересна череда рукопожатных скандалов, инициированная Лесей. Из-за чего вообще случился сыр-бор? Из-за того, что на месте "правой руки Венедиктова" прогрессивная общественность неожиданно для себя обнаружила хамоватого, потешающегося над ними шута в юбке, чьи выходки раз за разом сходили ему с рук. Несколько месяцев подряд Рябцева измывалась над тусовкой. Тусовка кривилась, стонала, отплёвывалась. Венедиктов картинно извинялся, но Рябцеву не прогонял и даже более того — покрывал, в хорошем смысле. И всё выглядело так, будто это сам главред "Эха" потешается над оппозиционной публикой, устами двадцатичетырёхлетнего младенца называя её "безжалостными, бесхребетными и врущими самим себе жлобами".

Из этого несоответствия формы и содержания раз за разом рождались скандалы: с демаршами Михаила Касьянова и Бориса Акунина, с отставкой основателя "Эха" Сергея Корзуна, с утробным воем десятков прочих обитателей "эхомосковского" местечка. Будь мы на службе и составляй досье — уже давно взяли бы "на карандаш" самые примечательные детали этих склок: индивидуальный подход к людям творит чудеса.

Своего апофеоза либеральные истерики достигли за сутки до выхода телефильма, после того как "приличных людей" знатно потроллил прокремлёвский медиа-продюсер Константин Рыков. 10 декабря он расписал у себя в фейсбуке подробности "операции внедрения" своего агента Леси Рябцевой в нестройные ряды радийщиков:

"Так мы получили доступ к серверу, всей электронной переписке, контактам и даже телефонным переговорам журналистов и сотрудников редакции, — набросил на вентилятор Рыков. — Скорее всего, редакцию "Эха Москвы" ждёт несколько уголовных дел. Включая госизмену".

Тут-то у многих, что называется, и "подгорело". Одни неполживцы принялись слать проклятия на голову бедной Леси ("Сотрудник Еврейского музея и центра толерантности лайкает комментарии о том, что меня нужно сжечь", — удивлялась та в твиттере), другие бросились паковать чемоданы, ну а третьи напоследок вцепились друг другу в глотки. За какие-то сутки, прошедшие до рыковского признания в том, что "операция внедрения" и взломанная переписка — не более чем стёб, кукурузные фьючерсы на Кишинёвской бирже, как шутили довольные наблюдатели, достигли исторического максимума: все вокруг запаслись попкорном.

И всё же главный смысл казуса Леси Рябцевой, пожалуй, в другом. Постмодерн попал под колесо постмодерна. Великолепная информационная машина, четверть века высмеивавшая, опошлявшая, куражившаяся над целой страной, обожавшая порассуждать о разрушающей царства "карнавально-смеховой культуре", сама вдруг подверглась разнузданному зубоскальству. Заслуженные властители дум, предельно серьёзные даже в своей иронии, оказались вдруг ославлены в собственной среде. Были выставлены жалкими, и кем!

Незыблемый бастион "Эха Москвы" — его не брали пропагандистские орудия официоза, и ни закрыть, ни хотя бы снять с довольствия без гигантского репутационного ущерба для власти его было нельзя, — оказался взломан изнутри хрупкой девушкой в роговых очках — поведавшей, в общем, всем известную правду. Неумелым почерком написавшей рукопожатцам в своём "эхомосковском" блоге: "Грустно-то как с вами. Печально. Власти не нужно тратить ни копейки на войну с вами. Вы сами сожрёте свои хвосты".

1.0x