пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Сегодня 22 февраля 2025
Авторский блог Артур  Приймак 00:08 28 января 2025

Без «революции»

белорусские президентские выборы, «змагары» и Запад

В выборах президента Республики Беларусь участвовали пятеро кандидатов, включая действующего главу государства. Правящей страте страны, возглавляемой Александром Лукашенко, противостоял практически весь политический спектр Республики Беларусь.

Белорусский «Жириновский» по наследству

Лидеру Либерально-демократической партии (ЛДП) Олегу Гайдукевичу в марте будет 48 лет. Он пришёл в политику из белорусского МВД. Всю карьеру прослужил в родном Минске, специализировался по тяжким экономическим преступлениям. Поскольку это Минск, Гайдукевич по должности имел допуск к финансовым проводкам в фонд президента РБ, эти сведения составляют государственную тайну. Офицеров с улицы к таким сведениям в РБ ни за что не подпустят. Гайдукевич - скромный милицейский начальник районного уровня, получил такой доступ не просто так.

Его отец Сергей Гайдукевич, полковник советских ракетных войск в отставке, встречал зарю своей политической карьеры в 1990-х годах вместе с Лукашенко, которого в РБ тогда мало кто знал. В первом постсоветском правительстве Белоруссии Сергей Гайдукевич возглавлял Комитет по социальной защите ветеранов Афганистана и сотрудников силовых структур. «Афганский» комитет при Совмине был серьезной политической структурой, портфель его председателя считался эквивалентным полномочиям ключевого министра. В правительстве прото-«змагара» - а ранее второго секретаря ЦК Компартии республики - Вячеслава Кебича Сергей Гайдукевич был голосом населения, до ужаса перепуганного гайдаровскими «реформами» в братской России. На президентских выборах 1994 года Сергей Гайдукевич примкнул к Кебичу, потом перешёл в лагерь Лукашенко, где и остаётся до сих пор. Сергей Гайдукевич создал в 1990–х годах белорусскую Либерально-демократическую партию – двойняшку ЛДПР Владимира Жириновского. Все политические посылы Лукашенко ЛДП транслирует в куда более жёсткой форме, чем президент, а по мере необходимости играет в мягкую фронду с главой государства. На всех президентских выборах Сергей Гайдукевич баллотировался, проигрывал Лукашенко, а затем признавал победу Батьки. В 2012 году 58-летний Сергей Гайдукевич решил передать пост главы ЛДП сыну Олегу. Соображения отца-политика исходили из того, что Олег Гайдукевич более чуткий к молодёжным трендам, а ЛДП уже не может быть исключительно партией людей советской закваски, то есть старшего и преклонного возраста. В президиуме ЛДП Сергей Гайдукевич - серый кардинал своего сына-председателя.

Как и ожидал Гайдукевич-старший, его сын активно прыгнул на молодёжную протестную волну в Синеокой, неплохо заиграл на протестных чувствах белорусского студенчества. В партийном гимне ЛДП, посвящённом Олегу Гайдукевичу, даже есть слова, что ЛДП под предводительством Олега Гайдукевича заставляет дрожать от страха белорусский ОМОН. У нынешнего главы ЛДП ранее было реноме прозападной персоны. Жена Олега Гайдукевича в 1990-х годах училась и работала в США. С будущим мужем она познакомилась в минском ночном клубе для «новых богатых», когда приезжала в Белоруссию, чтобы вывезти в Штаты свою маму. Теща тогдашнего милиционера Гайдукевича в итоге уехала в США, а жена оставила карьеру в Америке ради мужа и отца. Тесть Олега Гайдукевича Валентин Шухно практически до своей кончины в 2005 году был министром страны – главой Комитета по ценным бумагам, человеком особо приближённым к Лукашенко.

«Первая леди» белорусских либерал-демократов Мария Гайдукевич - известная в Белоруссии тренер по йоге и фитнесу. Несмотря на «американскую» красавицу-жену, Олег Гайдукевич давно находится под санкциями США и Евросоюза. В 2020 году он, будучи кандидатом в президенты, играл на стороне Лукашенко, выступая за жёсткие меры в отношении «змагарских» лидеров. В 2021 году, когда по приказу Лукашенко в аэропорту Минска принудительно посадили следовавший в Вильнюс ирландский гражданский борт со «змагарами» на борту, Олег Гайдукевич был первым лицом в медиакампании в поддержку действий президента. Глава ЛДП заявил, что Лукашенко может этапировать врагов Белоруссии из других государств в белорусские тюрьмы «хоть в багажнике автомобиля». Логично, что не так давно считавшийся «прозападным» Олег Гайдукевич сегодня является злейшим врагом киевского нацистского режима.

Формация «Go West!»

41-летний глава Компартии Белоруссии Сергей Сыранков – земляк Лукашенко, родом из Могилёвской области. Сын сельского участкового и агрономши, по специальности учитель английского и немецкого языков. Перед выпуском из Могилевского университета уехал на студенческую стажировку в США. Соблазнившись длинным долларом, остался работать в Штатах нелегалом. Трудился как неквалифицированный гастарбайтер во Флориде, по пятнадцать и больше часов в сутки, без выходных. Сыранков вспоминает, что именно в Штатах он осознал бесчеловечную лицемерную сущность «американской мечты». Однако вскоре из простого «негра» Сыранков превратился в субподрядчика – уважаемую персону, которая сама заключает договоры с крупными компаниями по предоставлению рабочей силы. Будущий генсек стал работать с такими деньгами, о каких в родной Белоруссии не мог и мечтать, удостоился чести общаться с американскими топ-менеджерами и политиками регионального значения. Одним словом, американский «жёлтый дьявол» из врага стал превращаться в друга. Сыранков и дальше бы оставался в США, если бы не тосковавшая в Белоруссии жена. На педагогическом поприще на родине Сыранкову стало крупно везти. Год работы сельским учителем – и сразу же головокружительная карьера чиновника от образования. Директор крупной муниципальной школы, потом начальник РОНО, депутат районного и областного Советов от Компартии Белоруссии. В 2019 году, в возрасте 36 лет - депутат нижней палаты парламента РБ. Осенью 2020 года, во время неудавшегося Майдана, теоретический оппозиционер-коммунист Сыранков поддержал Лукашенко, выступал на пропрезидентских митингах в Минске. После краха «цветной революции» Лукашенко переформатировал всё политическое поле республики, включая провластные сектора. Переделанную и перерегистрированную Компартию возглавил 37-летний Сергей Сыранков. Самый молодой глава партии за всю постсоветскую историю белорусских коммунистов. И, пожалуй, самый проамериканский по белорусским меркам коммунистический лидер республики. Насколько может быть проамериканским близкий соратник Лукашенко из «молодёжной» политической генерации 2010-х годов.

Теперь о ещё одном кандидате в президенты – прозападной оппозиционерке Анне Канопацкой. Отец Канопацкой, уважаемый в республике специалист по прикладной математике и кибернетике Анатолий Труханович, в начале 1990-х годов подался в бизнес и преуспел. Он стал первым в Белоруссии долларовым миллионером. Клиентами и партнерами по бизнесу у отца Канопацкой в те годы были, в том числе, министерства и ведомства республики. Само собой, что Труханович много лет лично знаком с Лукашенко. Труханович до 2023 года финансировал Объединенную гражданскую партию республики – старейшую в постсоветской Белоруссии политическую силу либерального толка. У истоков ОГП стояли, в том числе, ветераны окружения бессменного президента страны, которые помогли Лукашенко взойти на политический Олимп, но затем по разным причинам ушли в оппозицию. ОГП в 2023 году запретили, её лидеров заставили покинуть страну, так как были основания подозревать ОГП в причастности к госперевороту 2020 года. ОГП в самом деле входит в один альянс с польской «Гражданской платформой» Дональда Туска и германской ХДС-ХСС. Но репрессии в отношении актива ОГП не тронули семью Анны Канопацкой – в 2022 году депутата парламента РБ как раз от ОГП. Анну Канопацкую спасла депутатская неприкосновенность. Анатолий Труханович – жёсткий и даже жестокий критик выстроенной Лукашенко системы госуправления – отговорился тем, что давно уже не имеет к ОГП никакого отношения. Как говорит Труханович, лучшие времена для его бизнеса давно прошли, у него не хватает денег на зарплату сотрудникам, не то, что на финансирование оппозиционных Лукашенко партий. Роскошные наряды и шикарные автомобили обеих дочерей Трухановича, как говорит любящий отец, дочери заработали сами.

Анна Канопацкая – юрист, владелец юридической фирмы. Ее второй по счету супруг руководит компанией в сфере ИТ. Стоит заметить, что высокотехнологичная Белоруссия - достаточно сильный для Восточной Европы ИТ-кластер. Но работе с белорусскими или российскими клиентами многие белорусские компьютерщики традиционно предпочитают контракты с Евросоюзом или США. Работают айтишники из Синеокой преимущественно на удаленке. По своим политическим предпочтениям айтишники варьируются от лоялистов до радикальных оппозиционеров. При этом даже радикально оппозиционные компьютерщики хотят жить «без Батьки, но не хуже, чем при Батьке», то есть в целом своим уровнем жизни довольны, но мечтают жить ещё лучше.

Анна Канопацкая позиционирует себя патриоткой нынешней Белоруссии и введённой при Лукашенко квазисоветской государственной символики. При этом Канопацкая демонстрирует уважение к БЧБ-флагу, тевтонскому гербу с рыцарем и «змагарскому» гимну про «стародавнюю литовскую погоню». Канопацкая одно время даже требовала сделать эту «змагарскую» символику региональной для западных регионов республики, защищённой государством наравне с государственными символами. В тревожном 2020 году Канопацкая избрала позицию куда более радикальной «змагарки», чем Светлана Тихановская. Депутат обвиняла Тихановскую в работе на КГБ, выгодном спецслужбам расколе и маргинализации народного протеста. По словам «змагаров», сын Канопацкой в 2020 году был внедрённым к молодым «змагарам» внештатным агентом КГБ. Из круговерти 2020 года «змагарка» Канопацкая вышла не просто живой и здоровой, но и со значительными преференциями от правящего режима. Единственное, на что пришлось пойти женщине-политику, это разорвать все отношения с ОГП и европейскими старшими партнерами этой оппозиционной партии. Судя по всему, выполнить этот пункт для Канопацкой было непросто. Она училась в Германии, имела там не так давно вид на жительство. В Германии получал образование и сын Канопацкой. Зарегистрировавшись кандидатом в президенты, Канопацкая от личных связей с Германией всячески открещивалась, а информацию про собственный ВНЖ в Германии называла клеветой. Ни разу Канопацкая словесно не нападала на представителей Лукашенко, объекты её нападений – «змагары».

Мы делили апельсин…

Евросоюз, Великобритания и США с 2020 года не признают Лукашенко законным президентом, поэтому выборы в Белоруссии уже заранее названы на Западе сфальсифицированными. Поехавший в Белоруссию редактор Европейской службы Би-би-си именует зарегистрированных соперников Батьки «спойлерами».

Проблема Запада в том, что среди белорусской оппозиции нет ярких лидеров, на которых он мог бы поставить в своем стремлении демонтировать режим Батьки раз и навсегда. Над недавней фавориткой Евросоюза Светланой Тихановской другие «змагары» давно смеются, называют Тихановскую Света Котлета. Фильм про сидящего в белорусской тюрьме мужа Тихановской, снятый по заказу супруги-политиканши, можно смело считать лебединой песней Светы Котлеты. Фильм выглядит дешёвой мелодрамой 90-х годов. Всякому обывателю ясно: свой первоначальный политический капитал Света Котлета сколотила на посадке в тюрьму своего благоверного, чем дольше тот топчет зону, тем безутешной жёнушке лучше. Не в плюс Тихановской пошли используемые ею грязные технологии против других, куда менее известных «змагаров».

Писательница Светлана Алексиевич как яркая прозападная альтернатива Лукашенко тем более не годится. 76-летняя Алексиевич, говоря простым языком, совсем «не качает» - то есть ядерный молодёжный электорат за ней не пойдет. У пожилой писательницы нет политической гибкости, она знает только два мнения: своё и «неправильное». Самое главное, Алексиевич терпеть не может больше половины «змагарской» массы в Белоруссии и в эмиграции.

От склочной Алексиевич отвернулся даже её самый пылкий недавний поклонник – заслуженный артист Украины Сергей Михалок, он же недавнее лицо «Белорусских авиалиний». Основателя рок-группы «Ляпис Трубецкой», которая в начале нулевых была звездой российских музыкальных площадок, Запад может раскачать на роль альтернативного президента Белоруссии. Чем посредственный рокер Михалок хуже провинциального шоумена Зеленского в конце концов? Другой вопрос, окупятся ли эти вложения Запада? Клинический алкоголик и наркоман Михалок - куда более тяжёлая работа для политтехнологов, чем наркоман Зеленский. Образно говоря, не стоит пускать две ракеты подряд по одной и той же бесперспективной цели.

Прогнозируя возможность новой «революции», зарубежные СМИ пишут: январь и февраль – это самые неподходящие месяцы для уличных протестов в Белоруссии. Скорее всего, своего Евромайдана в Минске не предвидится и в апреле-мае. При таком раскладе стратегия Запада будет заключаться в точечной муравьиной работе против режима Батьки. Тактическую работу на данном направлении давно уже проводят НКО и НПО с паспортами Польши, Чехии, Литвы.

Наиболее успешны дела у Праги. Атеистическая в своей массе Чехия не «бомбит» православных белорусов принудительным переходом в католицизм, резким разрывом с братским русским народом, отказом от родства белорусского народа с русской историей и культурой.

В Польше как раз спят и видят, как затащить Белоруссию в католичество. Неслучайно в «революцию» 2020 года опорные пункты «змагаров» были в католических приходах республики, а эти приходы успешно действуют до сих пор от границы с Польшей до границы с Россией. Поляки давно учли свои прошлые вербовочные ошибки, действуют куда более мягко, даже мимикрируют под пророссийский настрой. В пользу Польши играют общая граница с Белоруссией, которой у Чехии нет, наличие в Белоруссии польской общины. Принявшие католичество жители Белоруссии с белорусским, украинским или русским происхождением внутри республики считаются поляками. В минус Польше идёт огласка в польских СМИ того, как поступили в Варшаве с эмигрировавшими «змагарскими» активистами. Люди, которые имели от «диктатора» Лукашенко всё для достойной жизни, в «демократической» Польше зарабатывают жалкие гроши на тяжёлой неквалифицированной работе. При этом эти «змагары», когда работали на польские спецслужбы внутри Белоруссии, получали от Варшавы массу обещаний насчет достойной жизни в польской эмиграции – вплоть до депутатских кресел в польском Сейме. Польские политики щедры только на обещания.

Польша – далеко не самая богатая страна ЕС. Около двух третей её населения работают гастарбайтерами в тех же Германии и США. Чехия гораздо богаче и сильнее Польши в конфигурациях ЕС и НАТО, поэтому чешские технологии по демонтажу законной власти в Синеокой куда нанотехнологичнее польских. Но Польша свои маленькие кусочки от белорусского электорального «пирога» уже имеет. Как и совсем нищая по меркам ЕС Литва. Логично: какое же политическое литвинство без Литвы, имеющей с Белоруссией маленький отрезок общей границы по северо-западу? Вильнюсу ничего не стоит выселить из Литвы Тихановскую, которая литовцам порядком надоела. Главное, чтобы было кого поселить более перспективного, взамен Светы Котлеты.

Подытоживая. Вероятнее всего, весь «замес» против Лукашенко пойдёт в тот момент ближайшего будущего, когда его будут меньше всего ждать как в Минске, так и в Москве. Такая тактика неожиданного удара как раз свойственна Дональду Трампу – главному заинтересованному лицу в окончательном разрыве Белоруссии с Россией.

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

1.0x