Прошу прощения за то, что «своевременно» не комментировал назревший было конфликт с закрытием российского рынка для продукции ряда государственных сельскохозяйственных предприятий Республики Беларусь. Были соответствующие причины. Накануне на заседании Совета ЕЭК были достигнуты соответствующие договоренности, в контексте которых Россельхознадзор уличен в превышении полномочий, а введенные им ранее ограничения будут сняты. Теперь по существу вопроса.
Беларусь, как вам прекрасно известно, расположена таким образом, что является естественным мостом между Западом и Востоком нашего континента. Ее транзитный потенциал имеет стратегическое значение. Если в бытность БССР наша республика развивалась как «союзный сборочный цех», то после известных событий 1991 года, ввиду разрыва связей между «цехами» и последующим закрытием целого ряда «производственных цехов», сборочный цех масштабов республики оказался в кризисе. Конечно, руководство не желало отказываться от наработанных связей и схем, но реальность была такова, что по истечении двух десятилетий независимости мы смогли сохранить лишь несколько десятков крупных промышленных предприятий. Свято место пусто не бывает, и для пополнения бюджета была сделана ставка на развитие транзитного потенциала и сельского хозяйства. В последнее время активно взялись за развитие системы экотуризма.
Транзитный потенциал предусматривает не только грузо- и пассажироперевозку всеми имеющимися видами транспорта, но и включает в себя транзит, связанный с нефте-газовым комплексом. Последний является одним из столпов экономического благополучия республики. Есть, конечно, и собственные полезные ископаемые, однако в промышленных масштабах добычей занимается лишь «Беларуськалий» и «Беларуснефть».
По итогам предыдущего кризиса Беларусь лишилась газовой трубы, продав её «Газпрому», а начавшийся, в связи с событиями на Украине – грозит подорвать и нефтеперерабатывающий комплекс. Практически все бензоколонки на Украине торговали белорусским топливом – 50-ти миллионный рынок. Насколько этот потенциал сократился в настоящее время, говорить излишне.
Итого, на сегодняшний день мы имеем: минус «союзный сборочный цех», минус газовая труба, попытка прошлогоднего рейдерского захвата «Беларуськалия», минус валютных поступлений в нефтеперерабатывающий комплекс. Последний большой минус попытался нарисовать Россельхознадзор.
И это еще не все. Пока россияне живут ужасным ожиданием того, что бензин после Нового года будет стоить 50 рублей за литр, у нас АИ-95 уже стоит 57.5 при курсе российского рубля к белорусскому на сегодняшний день 1:200. Возникает естественный вопрос: что делать? Ждать пока вы поднимете бензин до 60 рублей за литр или принимать решение на республиканском уровне? Их принципиально два: либо опустить цену на бензин до цены на российских бензоколонках либо обвалить курс белорусского рубля. Первое в принципе для государства неприемлемо, поскольку нужно латать дыру в бюджете, а основные поступления идут от нефтеперерабатывающего комплекса. Второе временно не возможно по ряду причин. Первая: непонятно насколько нужно девальвировать белорусский рубль, поскольку на Украине гривна обесценилась в два раза за год, в России – на 70% за несколько месяцев, и при этом никто не может гарантировать, что в соседних странах девальвация достигла своего дна. Дальше больше… Даже если в течение ближайших месяцев станет ясно, что российский рубль будет держаться на уровне 50 за доллар, теоретически нужно обесценивать белорусский примерно в два раза… И тут – стоп. В отличие от России наше государство уже 4 года живет со ставками по кредиту выше 30% (три года назад некоторые банки кредитовали население под 171% годовых). Это означает, что мы и без того живем в ситуации, когда банковская сфера, мягко говоря, не способствует производственной. В некоторых развитых странах не спроста – буржуи считать умеют – ставка по кредиту свыше 30% считается криминальной. Вот и представьте, товарищи россияне, что мы уже четыре года не можем слезть с «криминальных процентов» в государственном масштабе. Какая тут может быть двукратная девальвация? А потом еще выяснится, что российский рубль нужно еще продешевить до 60 или 75 за доллар. И что – привет белорусский майдан, так кстати, в год президентских выборов? Думаю, государство будет искать иное решение. Не зря же в последних интервью, неоднократно возвращаясь к вопросу о запрете на ввоз на территорию РФ продукции наших сельхозпредприятий, Лукашенко постоянно подчеркивает взаимопонимание с Путиным и клеймит «жуликами» отдельных российских чиновников, стоящих за данными событиями. Вероятно, экономические вопросы будут решены в рамках создания Евразийского Союза.
В заключении лишь хочется сказать о том, что в Беларуси интрига, осуществленная «жуликами» и их покровителями через Россельхознадзор, де-факто рассматривается не иначе как попытка, способствующая посягательству на конституционный строй, со всеми вытекающими. Мы научились не отождествлять Россию и её интересы с интересами отдельных личностей, проживающих на территории РФ и имеющих российское гражданство, озабоченных исключительно собственным благополучием. Более того, по сути, такие искусственные конфликты могут иметь мотивы схожие с теми, что стоят за попытками дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе.


