За первые две недели 2026 года заблокировано 2–3 миллиона карт, хотя ранее блокировали около 330 тыс. переводов. «Шикарная» новость, которая облетела все тг-каналы. От таких новостей можно ожидать, что в следующий раз при попытке воспользоваться пластиковой картой она начнёт в панике пытаться убежать.
Ещё больше ужаса
Однако, если посмотреть новость внимательнее, то станет понятно: вся эта нервотрёпка порождена тем, что слишком много стало журналистов, которые ещё не разучились писать, но уже потеряли навык осмысливать услышанное.
Кстати, если почитать новость дальше первых строк, то:
Эти обвальные блокировки стали следствием увеличения с 1 января вдвое критериев подозрительных операций. При этом далеко не все банки следуют рекомендациям ЦБ, разъясняя гражданам причины блокировки. К тому же может быть не только блокировка карты, но просто «охлаждение» какого-либо вида услуг. Например, вам на несколько дней могут закрыть переводы.
Присмотримся повнимательнее
А теперь давайте вдумчиво почитаем, что же было на самом деле. Оказывается, все ссылаются на некоего эксперта (цитирую по одному очень уважаемому изданию):
«Публичные жалобы отражают лишь небольшую часть реальных случаев. Поэтому совокупное число граждан, столкнувшихся со временными блокировками или ограничениями... может быть существенно выше, — отмечает бизнес-архитектор департамента <такой-то> компании. — За первые две недели января под временные блокировки МОГЛИ (выделено мной — МД) попасть 2–3 миллиона обычных людей».
Вы поняли в чём суть проблемы, друзья? Сидит эксперт и говорит: «Люди обычно не жалуются, поэтому я ПРЕДПОЛАГАЮ, что количество под блокировки попали 2–3 миллиона человек».
То есть поводом для всенародной чуть ли не паники стало даже не экспертное мнение. Это была всего лишь оценка. А её уже трактуют как официальную реальность.
Два очень важных вывода
Поэтому первое: когда вы слышите что-нибудь, что вызывает ваши бурные эмоции, пожалуйста, для начала выдохните, успокойтесь и прочитайте то, что написано «мелким шрифтом».
Это приучили делать при подписании договоров. Но метод работает в ещё большей степени при чтении новостей или даже аналитических заметок.
А второе: в реальности мы имеем серьёзные проблемы. С одной стороны это мошенники. Они ухитряются грабить наших граждан на миллиарды рублей. А с другой стороны банки, которые не слишком разумными методами пытаются с массовыми мошенничествами бороться.
Обычные люди, попав в расселину между этими двумя силами, могут пострадать буквально ни за что.
Поэтому я не смогу осудить людей, которые захотят часть денег держать в наличной форме. Хотя бы для того, чтобы не остаться совсем без средств в момент, когда у банка в их отношении обострится чувство бдительности.






