Банки - грабители?
Авторский блог Сергей Правосудов 16:11 31 мая 2019

Банки - грабители?

Беседа с Александром Петровым
2

Сайт Александра Петрова https://consult-gaz.ru/

 

В своём предыдущем интервью http://zavtra.ru/blogs/majskie_ukazi_-_proval_neminuem при обсуждении причин невыполнения Указа Президента от 8 – ого мая 2018 года, во главу угла Вы поставили задачу выхода страны на высокие темпы роста ВВП, указав, что ее решение в существенной степени будет зависеть от наведения порядка в финансовой системе страны. Какие будут конкретные предложения?

 Напомню цифры. По данным МВФ ВВП России по итогам 2018 года составил 1,57 трлн. долл. Это 12 результат в рейтинге крупнейших экономик мира. Наша главная проблема состоит в том, что мир ежегодно наращивает ВВП в среднем на 3,2 % , с 2013 года он вырос на 17, 2 %, наша страна упала за этот период на 1,7 %. (Рис 1) . При этом доля России в мировом ВВП сократилась с 2,04 % до 1 , 67 %. Данная тенденция вступает в коренное противоречие с нашим, исторически обоснованным, стремлением к повышению политического влияния в мире.

 

Рис 1. Накопленный рост (падение) ВВП за период 2013 – 2018 годы.

 двойной клик - редактировать изображение

 ВВП России после 1991 года в связи разрушением обрабатывающих отраслей страны попал в прямую зависимость от цен на нефть. Чтобы понять причины падения (изменения) ВВП необходимо проанализировать связь финансовых показателей экономики России с ценами на нефть. В 1991 году цены на нефть на мировом рынке составляли 34, 2 долл. / бар. , в 1999 году - 18, 2 долл. / бар. С 1990г. За этот период ВВП страны снизился в рублевом исчислении до величины 66,55 %, в долларовом до – 34,3 %. В последующий период до 2008 года цены непрерывно возрастали, достигнув в 2008 году уровня 105, 2 долл. / баррель. Ежегодный рост ВВП в период с 1999 по 2008 год составлял 6 – 10 %. В основном он обеспечивался за счет роста положительного сальдо торгового баланса. Сальдо в 2001 году не достигало 45 млрд. долл. В 2008 году оно превысило 177 млрд. долл. В 2014 году приблизилось к 190 млрд. долл. (Рис 2).

Рис 2. Сальдо торгового баланса РФ за период 2000-2018 годы

 двойной клик - редактировать изображение

В эти же годы проводилось громадное заимствование иностранного капитала. Объем внешнего долга банков и предприятий России достиг астрономических значений. С нескольких десятков в 2001 году он вырос к 2008 году до величины 482, 4 млрд. долл., к 2014 году превысил 715 млрд. долл. (Рис 3). Олигархи, на примере судьбы М. Ходорковского, «проникнулись» чувством социальной ответственности, до 2008 года, разность между ввозом и вывозом капитала из России практически отсутствовала (Рис. 4). В совокупности по двум источникам (валютные кредиты + положительное сальдо торгового баланса) экономика страны за период с 2005 по 2014 год получила 2295 млрд. долл.

 

Рис 3. Динамика изменения внешнего долга РФ по состоянию на 1.04 каждого года

 двойной клик - редактировать изображение

 

Рис.4. Статистика по чистому вывозу капитала из РФ в период 2000 - 2018 годы

 двойной клик - редактировать изображение

 

Благосостояние граждан к 2008 году существенно возросло по сравнению с кризисными 90 - ми годами. По данным Росстата в период 2000 по 2007 годы ежегодные темпы роста заработной платы в рублевом эквиваленте составляли 9 – 15 %. (Рис. 5).

 

Рис. 5 График роста / падения реальной зарплаты в РФ в период 2001 - 2017 годы (Росстат)

 двойной клик - редактировать изображение

При этом необходимо отметить, что методология расчета реальной заработной платы на основе номинальной опирается на индекс потребительских цен на товары и услуги, более связанные с низкооплачиваемыми категориями населения. Для получения объективной оценки доходов по средней и высокооплачиваемой группам правильнее отслеживать динамику изменения номинальной заработной платы за месяц в долларах США. В России, за период с 2000 по 2008 годы, она возросла с 79 долл. до 588 долл., то есть, более чем в семь раз.

Безусловно, это положительное явление, но во многом это произошло благодаря 6 - ти кратному повышению мировых цен на нефть. Какова роль руководства страны при этом.

 Соглашусь что повышение цен на нефть важная причина. Но при этом напомню, что доходы от нефти до избрания В. Путина Президентом принадлежали не стране, а олигархам. Это он, молодой Президент вступил в схватку с Ходорковским, Березовским, Гусинским победил и отдал все доходы на зарплату и пенсии гражданам России. В отношении роста цен на нефть уместно привести поговорку: « На ловца и зверь бежит». Его предшественникам Горбачеву и Ельцину, которые разваливали страну, всевышний не мог дать подобного щедрого подарка. Этот период в деятельности молодого руководителя можно охарактеризовать одной фразой « Президент – слуга народа».

 В 2008 году , после « приема смены» Д. Медведевым страна серьезно пострадала от мирового финансового кризиса. Темпы роста ВВП также снизились из – за кратковременного падения цен на нефть в 2009 году , спада промышленного производства в обрабатывающих отраслях. Но чрезвычайно высокие цены на нефть на уровне до 115 долл. / бар. в оследующие годы позволяли и в этот период наращивать зарплату. Ее размер к 2013 году вырос до 915 долл. Народ после голодных 90 – х годов был «подкормлен» и успокоен. Через 20 лет случилось то, что наш эмигрант, певец В. Токарев наивно ожидал увидеть в первый год после разрушения СССР: «Страна умоется, оденется, поест и на прошедшем навсегда поставит крест».

 Крест поставили на социализме, но доморощенный капитализм породил новые проблемы. Начиная с кризисного 2008 года, экономику страны стал подрывать вывоз капитала. С одной стороны бизнес понял, что столь громадные вливания средств в заработную плату без адекватного роста производительности труда, без эффективных инвестиций неизбежно обрушат финансовую систему страны. С другой, выполнив задания по финансированию нескольких десятков объектов к престижным мероприятиям (Форум АТР, зимние олимпийские игры, первенство мира), « сработавшись" с новой властью, бизнес осмелел и принялся спасать свои активы. За период с 2008 по 2015 год чистый вывоз капитала (сальдо между вывозом и ввозом капитала) из России составил 627, 7млрд. долл. С учетом снижения курса рубля более чем в два в 2014 году « удачливые» бизнесмены получили доход в 100% на капитал. При этом их валютные резервы не были использованы для погашения ранее полученных кредитов. Внешний долг отечественных банков и предприятий за этот же период возрос еще на 167 млрд. долл.

Формула финансового оборота была простой : « 4 доллара своих денег выводи из страны, 1 доллар иностранных - заимствуй». Проблема вывоза капитала носит комплексный характер. Отечественные и иностранные предприниматели вследствие низких цен газа - (в 3, 5 раза ниже чем в ЕС), нефтепродуктов (в 2 раза ниже чем в ЕС), электроэнергии, воды, низкой заработной платы (в 8 раз ниже чем в Германии), неэффективного контроля налоговой и таможенной службы, лояльности экологического контроля получают в России высокую прибыль. Для скрытия ее части от налогов и сохранения реальной ценности бизнес фальсифицирует отчетность, оставляет часть валютной выручки от внешнеторговых операций за границей. На внутреннем рынке он конвертируют средства в валюту и выводит ее за пределы страны в офшоры.

Хотел бы отметить, что вывоз капитала из слаборазвитых стран это - закон капитализма. Он распространился и на Россию. Есть ли здесь основания для претензий к Правительству.

Я технарь по образованию и хорошо понимаю значение законов природы. Закон сохранения энергии, массы и др. Нет смысла им противодействовать. Но во – первых, закон капитализма это всего лишь наблюдаемая в течение многих лет мировая практика. Есть реальные механизмы для снижения вывоза капитала, которые в нашей стране используются неудовлетворительно. Их основой являются здоровая финансовая система, и отлаженный инвестиционный конвейер. Во - вторых Россия не слаборазвитая страна. На кратковременный, в историческом измерении период, ее сделал таковой тандем Горбачева - Ельцина. Пришло время выходить из этой скорлупы. . Эксперты отмечают, что заимствование на внешних рынках и вывод капитала из страны в основном осуществляется одними и теми же субъектами рынка. Ими являются банки и крупные компании – экспортеры. При этом именно из банковского сектора уходит за границу большая часть капитала. Так в 2008 году чистый отток капитала достиг рекордного для России уровня – 133, 6 млрд. долл. Доля банков составила 84, 5млрд. долл., то есть 62, 5 %. Но банки по закону должны осуществлять контроль за валютными операциями предприятий. Поэтому, именно они закрыли глаза на незаконный вывод остальной суммы – 49,1 млрд. долл. Не случайно, что наших крупнейших экспортеров обслуживают собственные банки. Это еще одна двусмысленность нашей системы управления. Способны ли они контролировать материнские компании. Важнейшие финансово – экономические ведомства страны ЦБ, Минфин, Таможенная служба, Минэкономразвития, ФСБ, МВД в совокупности знают все приемы по вывозу капитала. Формально на основе существующей отчетности они способны адресно, по срокам, по размеру сумм выявить все факты незаконного вывода капитала и предложить осуществить «шалунам» их легализацию и возврат. Однако, в целях « сохранения социального спокойствия» (не в обществе, а в бизнес – среде) они объявляют амнистию выведенному из страны капиталу и упрашивают вернуть его добровольно. Бизнес не откликается. Государство продляет сроки амнистии капиталов. Насколько все эти действия двусмысленны, говорят цифры по итогам 4 –х месяцев 2019 года: положительное сальдо торгового баланса достигло 62 млрд. долл., отток капитала из страны превысил 34 млрд. долл. В чем польза высоких цен на нефть, если более 55 процентов валютной выручки уходит из страны. О какой амнистии может идти речь, если вывоз капитала в 2019 году повторяет график вывоза рекордного 2008 года.

Необходимо отметить, что в этот же период ЦБ России вынужден был нести громадные расходы по санацию частных банков. Так сайт Banki.ru указывает, что за период 1991 – 2019 годы в России было ликвидировано 2685 банков. При этом агентство Fitchу отмечает, что на санацию банков только за период с 2013 года по 2016 год ЦБ России потратил более 70 млрд. долл.

 Да, Вы правы. Естественно, в этих условиях рост ВВП страны прекратился уже в 2013 году. Тогда, на пике нефтяных цен 115, 22 долл / бар., темпы роста ВВП упали до 1,28%, в 2014 – до 0,74 % (Рис 6). Пять факторов: накопление внешнего долга, громадный вывоз капитала, воровство банкиров , наращивание заработной платы без роста производительности труда, нерациональные инвестиции, лишили финансовую систему страны иммунитета. Эти губительные для страны процессы не имели ни естественных, ни административных ограничителей, страна шла « в разнос». Нас спасла Америка. Объявление нам санкций по обвинениям за вмешательство в выборы в США, за Крым, Донбасс, Сирию, за недоказанное покушение на жизнь Скрипалей заставило нас задуматься. Звучали они грозно. Санкции осуществлялись по трем направлениям: а) лишение доступа к кредитам западных банков, б) запрет на передачу технологий по добыче нефти на шельфе, в) частичное изъятие активов у лиц близких к Президенту. Из 3 – х санкций на экономику повлияло лишь первое направление. И оно могло бы не сработать, если бы в предыдущие годы существовал контроль за вывозом капитала из страны. В реальности наибольший ущерб экономике России нанесло падение цен на нефть в конце 2014 года. Но это не имело связи с санкциями. Избыток нефти сформировался за счет интенсивного наращивания США добычи сланцевой нефти и газа. Оно проводилось в течение последних 10 лет, но наши специалисты из нефтегазовой отрасли с усмешкой, скептически оценивали данное направление. По итогам 2015 года валютная выручка России снизилась на 42%. В конце 2014 года при падении цен на нефть финансовая система страны впала в кому. В 2014 году ВВП равнялся 2003,9 млрд. долл. , в 2015 – снизился до 1326,3 млрд. долл. Ситуация напоминала события 1985 – 1991 годов.

 

Рис 6. Динамика роста / падения ВВП РФ в 2010 – 2018 годах.

 двойной клик - редактировать изображение

 Вы были свидетелями действий руководства СССР в период падения цен на нефть в 1985 – 1991 годах. Расскажите, как оно реагировало.

Данные Рис. 10 показывают, что ситуация в 2015 году с ценами на нефть повторила ситуацию 1981 года. Но тогда Политбюро ЦК КПСС и Правительство СССР растерялись, стали гасить пожар керосином. В условиях громадного дефицита бюджета они, объявлением «сухого закона», удвоили его финансовые потери, связанные со снижением цен на углеводороды. Вместо введения режима строжайшей экономии осуществили частичную либерализацию цен , создали спекулятивный рынок псевдо продукции фальшивых кооперативов. В итоге неграмотные действия погубили империю.

Насколько эффективны были действия руководства России в условиях кризиса 2014 года.

Правительство России, наученное опытом выхода из кризиса в 1998 году, после непродолжительных метаний повысило в конце 2014 года курс доллара к рублю более чем в два раза, курс евро - в 1, 8 раза. Это вызвало в 2015 году адекватное падение зарплаты в долларах с 915 до 551. С 2015 года был ужесточен контроль за вывозом капитала. Банкам и предприятиям было предложено принять меры по максимальному погашению внешней задолженности. За период 2015 - 2018 годы внешний долг РФ был снижен на 204 млрд. долл. Проблемные банки были лишены лицензии. При этом ЦБ России по 30 банкам , санируемым в 2017 году, вновь понес большие затраты в 14, 7 млрд. долл. Падение курса рубля привело к значительному снижению импорта, что позволило сохранить на достаточно высоком уровне положительное сальдо торгового баланса. Коллапса экономики также удалось избежать за счет 2-х кратного обесценивания рублевых вкладов населения и предприятий , существенного перераспределения доходов отраслей, работающих на внутренний рынок в пользу экспортеров сырья и полуфабрикатов, использования золотовалютных резервов ЦБ России.

По оценкам указанные меры существенно превышали ущерб, связанный с падением мировых цен на углеводороды, произошедшим в конце 2014 года. Они дополнительно нейтрализовали значительную часть ущерба от экономически необоснованного прироста заработной платы, имеющего место в период с 2001 по 2014 годы. При падении зарплаты в 2015 году социальных конфликтов не произошло , так как на волне патриотического подъема данные меры были восприняты населением, как неизбежная плата за присоединение Крыма и оказание поддержки Сирии.

 Действия Правительства несколько улучшили к 2019 году финансовую обстановку, однако оценки, которые оно дает нынешней ситуации являются чрезмерно оптимистичными. Необходимо учитывать, что в стране возникла новая социально – экономическая ситуация. На волне роста экономики и авторитета власти сохранилось и укрепило позиции большинство олигархов 90 – х годов, возникли новые - с более сильными амбициями и политическим влиянием. Для них рост ВВП России не является приоритетной задачей. При этом отдельные из них боятся окрика Трампа. Произошло существенное расслоение населения по уровню доходов. В сложную жизненную ситуацию попало большинство работников бюджетной сферы. Значительная часть граждан осталась за чертой бедности.

С Вами полностью согласен, хотел бы дополнительно дать информацию по некоторым деталям экономической ситуации. Средний класс привык к высоким доходам 2014 года и при этом не имеет навыков к наращиванию производительности труда. Кризис 2008 года привел к снижению годовых темпов роста реальной заработной платы по стране до 2 - 4 %. Начиная с 2014 года, она стала падать, снизившись к 2017 году по сравнению с 2013 годом на 12,1 %. (Рис. 3) . Перспективы роста объемов продажи углеводородов на внешнем рынке призрачны, надежды на существенный рост цен сомнительны. Правительство смирилось с темпами роста ВВП на уровне близком к 0%. Надо искать финансовые резервы для доведения роста ВВП до 5% .

 В публичных заявлениях руководителей страны при оценке финансового положения на первый план выносится ряд базовых цифр: золотовалютные резервы России к 1 января 2019 года достигли 468 млрд. долл., в Фонде национального благосостояния накоплено более 58,7 млрд. долл., тогда как внешний долг органов управления России составляет всего лишь 54 млрд. долл. (3,4% ВВП страны). При этом для успокоения приводятся цифры по США: внешний долг страны в 2018 году превысил 21 трлн. долл. (106 % от ВВП США). Значит резервы у России есть.

 Действительно. Сравниваешь эти цифры и думаешь нам «не надо дергаться», следует просто терпеливо ждать. В ближайшие годы наш главный политический соперник неизбежно станет банкротом. Тем самым мы копируем образ мышления советских идеологов о неминуемости скорой победы социализма во всем мире. Ждать банкротства сверхдержавы, производительность труда в которой в 5 раз превышает показатели нашей страны, это равносильно ожиданию поимки кита на удочку в Яузе.

Сами по себе суммы 468 и 54 млрд. долл. говорят о высокой прагматичности В. Путина в сравнении с пустословием лидера перестройки М. Горбачева. Ликвидация громадного валютного долга, доставшегося по наследству от Б. Ельцина – 188, 5 млрд. долл., накопление и сохранение в период кризисов 2008 и 2014 годов значительного золотовалютного резерва это подтверждают. Но, к сожалению, за этими двумя цифрами, как за ширмой, скрывается реально сложное финансовое положение России.

 Кроме внешнего долга самого государства, накоплен значительный долг государственных корпораций и банков. По состоянию на 1. 01. 2019 года он близок к 198 млрд. долл. Наибольшие опасения вызывают долги наших ведущих государственных корпораций. Долг Роснефти, с учетом авансов, полученных за будущие поставки продукции, превышает 79,3 млрд. долл. При этом рыночная стоимость компании находится на уровне в 68,2 млрд. долл. В сложной ситуации находится Газпром. Его долг превышает 53 млрд. долл. , при рыночной стоимости самой компании на 1.01.2019 г. в 56 млрд. долл. Необходимо учитывать, что двум компаниям принадлежат месторождения с громадными запасами углеводородов, в случае существенного падения мировых цен на углеводороды и неспособности их возвращать заемные средства есть риски того, что они станут собственностью иностранных кредиторов. Полагаю, что подобные программы давно находятся в разработке у наших политических соперников. Атаки на Северный поток 2 со стороны США и обвинения в адрес Роснефти по ее сотрудничеству с нефтяными компаниями Венесуэлы это подтверждают.

Необходимо также принимать во внимание, что кроме внешнего долга государство накопило значительный внутренний долг, на 1.01. 2019 год он, с учетом выданных государственных гарантий, превышает 177 млрд. долл. Значительная часть данного долга принадлежит нерезидентам России.

 Но даже из Вашей информации положение не столь критично. Можно констатировать, что накопления в ЗВР и ФНБ составляют 526, 7 млрд. долл., тогда как сумма внешнего и внутреннего долга государства превышает 429 млрд. долл.

 Да. Но характер указанных выше сумм принципиально разный. Средства ЗВР это запас «на черный день» они не дают прироста дохода. Средства ФНБ по итогам 2018 года дали прирост лишь О.63 % годовых. Столь низкие показатели по ФНБ связаны с тем, что пока он используется, как «карманные деньги» руководства Минфина. Так Министр Силуанов дал отказ на просьбу Татарстана о финансировании скоростной магистрали Горький – Казань, выказав сомнения относительно сроков окупаемости проекта. При этом он указал, что из ФНБ финансируются только высокодоходные проекты, обеспечивающие гарантированный возврат средств. В качестве примера привел инвестирование средств в объект компании Новатэк - Ямал СПГ. Это случай некорректного поведения, Министр прекрасно знает, что компания Новатэк своевременно оплачивает проценты за кредит из ФНБ только потому, что данный проект был освобожден на 10 лет решениями Правительства от акцизов, НДПИ, налога на экспорт СПГ, налога на имущество и др. Опыт Норвегии показывает, что средства ФНБ при квалифицированном размещении могут давать до 7% годовых. Однако мы до настоящего времени не изучили его и не взяли на вооружение.

 Какие же средства страна тратит на обслуживания государственного долга в размере 429 млрд. долл.

Значительные, речь идет о нескольких десятков млрд. долл. ежегодно. Об этом достаточно убедительно говорят показатели февральских и мартовских аукционов Минфина России по продаже ОФЗ. За 1 квартал 2019 года Минфин заимствовал 249 млрд. руб. Газета « Вести экономики» 14 марта 2019 года сообщила: « Инвесторы на двух аукционах Минфина в среду купили бумаги на 91, 4 млрд. руб. …. Оба выпуска были проданы без скидок к рыночным котировкам с доходностью 8,02 % и 8,48 % соответственно». Для справки, государственные облигации США приобретаются с доходностью в 2%. Какой вывод можно сделать на основе данной информации? Государственный долг России - 429 млрд. долл., находится на уровне 26,7 % ВВП. Но с учетом 4 – х кратного превышения удельных затрат на его обслуживание против показателей США и ЕС (8% против 2 %), его негативное влияние на ВВП России соразмерно с давлением долга США – в размере 106 % на ВВП данной страны Этот вывод мною несколько драматизирован , так как кредиты России в долларах получены по меньшей ставки, чем рублевые по 8%, но это не имеет принципиального значения. Санкции США могут привести к росту ставок и по валютным заимствованиям. При этом мы должны говорить о сложности ситуации не с позиции вероятности нового дефолта , а исходя из того, что финансовая система стала тормозом выхода страны на темпы роста ВВП на уровне 5%. Большая величина внутреннего долга госструктур России означает, что ведущие банки страны в ущерб финансированию отечественной науки и промышленности направляют значительную часть средств на кредитование государства. Оно обеспечивает им высокие проценты. При промышленные предприятия, малый бизнес вынуждены принимать кредиты по грабительски высоким ставкам. Подобная политика является также одной из основных причин высокой инфляции.

В этих условиях средние и малые банки, промышленные предприятия страны вынуждены обращаться за более выгодными кредитами к иностранным партнерам. По состоянию на 01.01.2019 года их внешняя задолженность превысила 200 млрд. долл. Эта ситуация также должна у нас вызывать серьезную озабоченность, так как многие предприятия являются градообразующими.

Что Вы предлагаете с учетом приведенного?

 Во – первых признать, что управление финансовой системой страны и ее главными структурными звеньями - банками в период с 2000 года осуществлялось с большими недостатками. В их действиях отразились не только нехватка опыта, но и корыстность, эгоизм, стремление получать прибыль любой ценой без принятия на себя ответственности за решение задач, поставленных Президентом страны в майских 2012 года Указах, без заботы о развитии промышленности в своих отраслях и регионах. Эксперты отмечают, что численность финансово - страховой сферы страны существенно завышена. При этом средний уровень зарплаты ее сотрудников превышает показатели по стране в в 2,15 раза. Для справки в ФРГ уровень зарплаты в данной сфере равняется показателям машиностроения. Апломб, с которым банковское сообщество России докладывает о росте в 2018 году прибыли на 44% при стагнации темпов роста ВВП страны , поражает. Объявление Сбербанка о выплате по итогам года рекордных дивидендов в сумме более 650 млрд. руб. можно расценивать как "пир во время чумы».

 Со своей стороны считаю долгом проинформировать наших преуспевающих коллег, что отечественная промышленность будет находиться в стагнации до тех пор, пока финансовой системой РФ не будут решены следующие задачи:

- минимизирован внешний и внутренний долг государственных структур и государственных корпораций;

- ликвидирован отток капитала;

- ликвидировано воровство в банковской системе и в силовых структурах ее контролирующих

- прекращена практика проведения обвальных девальваций рубля, создана система надежной стабилизации его курса к основным мировым валютам;

- инфляция в стране доведена до уровня не более 1 %;

- учетная ставка ЦБ России снижена до уровня 3%;

- ставки кредитования промышленности снижены до уровня 5 % ;

- основным источником доходов банков должно стать кредитование промышленного и с/ х производства;
- стоимость услуг банка снижена до уровня, обеспечивающего его валовый доход в размере не более 30 %;

- до уровня среднемесячной заработной платы сотрудников финансовой сферы (85 тыс. руб.)поэтапно должен быть доведена зарплата работников высокотехнологичных отраслей промышленности, таких как машиностроение, химия, космическая отрасль, государственное управление, информация и связь (42 – 58 тыс. рублей) за счет оказания поддержки банками ускоренного наращивания производительности труда и зарплаты в данных отраслях;

- численность работников финансовой сферы должна быть сокращена с учетом освоения опыта банков ведущих стран мира;

- зарплату топ менеджеров финансовой сферы необходимо упорядочить с учетом нашей реальности, с привязкой темпов ее повышения к росту ВВП страны и показателей промышленного производства.

Выполнение данных рекомендаций требует коренного изменения политики в финансовой сфере. Вы полагаете, что она сможет решить эти задачи.

 Я считаю, что страна созрела, чтобы поставить эту задачу, и опыт , накопленный руководителями финансовой системы, позволяет ее решить. Но очень опасаюсь того , что она не будет провозглашена. Россия, благодаря действиям Президента, в политической сфере выходит на позиции одной из наиболее влиятельных стран мира. Вместе с тем идет падение ее веса в мировой экономике. Появляется соблазн нарастить экономический потенциал страны не путем повышения эффективности отечественной науки и промышленности, а за счет нового статуса, завоеванного в политической сфере. При чрезвычайно высокой зависимости ВВП от нефти главной задачей руководства страны может стать поддержание достигнутого высокого уровня доходов от экспорта углеводородов и их наращивание. К этом нас подталкивают определенные успехи, достигнутые в данном направлении . Страна наладила контакты с ведущими игроками мирового нефтяного рынка и совместно с ними стабилизировала цены на нефть на уровне, превышающем 60 долл./ бар. Но эти успехи породили громадную опасность. Дело в том, что повышению цен на нефть способствовали не только договоренности с ОПЕК, но и возникновение военно – политических конфликтов в группе стран – производителей нефти. Высока вероятность того, что при их ликвидации цены на нефть упадут. Наша страна становится заинтересованной в том, чтобы этого не произошло. Наличие боеспособной армии и ее успехи увеличивают соблазн для руководства страны поддерживать существующие конфликты и создавать новые. Повторяется ситуация с США в период с 1991 года. Эта страна была заинтересована в том, чтобы из - за наличия кризисов в мировой экономике все государства для сохранения своих активов приобретали облигации казначейства США с минимальной доходностью, помогая США компенсировать дефицит госбюджета. Для поддержания этого процесса были целенаправленно развязаны конфликты в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии. В итоге через 30 лет США получили имидж мирового разбойника и приблизились к финансовому дефолту. В новой ситуации обе сверхдержавы США и Россия и одновременно - два крупнейших производителя нефти, теоретически имеют интерес к дестабилизации ситуации в нефтедобывающих регионах мира. При этом очень высока вероятность, что мы будем находиться в каждом конфликте по разные стороны баррикад. Надо понять, что это направление в политике, как базовое, неприемлемо для нашей страны со всех точек зрения. Последовательное, кропотливое совершенствование отечественной экономики необходимо считать главным направлением государственной политики России.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
31 мая 2019 в 20:13

Вообще-то, прочитав список "задач", кой-кому пора стреляться...

31 мая 2019 в 21:41

Вся эта статья, это впаривание обмана. Обмана, что капитализм все еще якобы существует. Обмана, что Россия выживает. См. Россия гибнет, потому что ее экономика бесприбыльна. http://zavtra.ru/blogs/rossiya_gibnet_potomu_chto_ee_ekonomika_bespribil_na

Не направим УЖЕ выпускаемые деньги в России в бюджет России, Россия погибнет.