пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сегодня 13 марта 2025
Авторский блог Арсений Латов 00:01 16 января 2025

Пираты Балтийского моря

«теневой флот», Eagle S и НАТО

Представления зарубежного обывателя о России расширяются: за годы СВО помимо русских хакеров, олигархов, сорящих деньгами, и силовиков по гражданке в обиход вошло понятие «теневой флот». При всём изяществе этого названия значит оно не так уж много — это как подержанные, так и новые нефтяные или газовые танкеры, которые ходят под флагами нейтральных стран, но притом блюдут экономические интересы Москвы, — словом, сравнительно честная практика обхода санкций. До расцвета российского свой теневой флот уже существовал у Венесуэлы, Ирана и Северной Кореи, однако в сознании зарубежного гражданина не без помощи зарубежных же СМИ рисуются сюжеты именно про русских моряков-авантюристов. В этом смысле предновогодние сообщения о задержании властями Финляндии танкера Eagle S, который связывают с теневым флотом на службе России, будто отсылают ко временам корсаров золотого века пиратства. Поменялась разве что фактура, ведь вместо классического абордажа с соседнего судна финские солдаты высаживаются на корабль с вертолётов. С благой, конечно же, целью — задержать танкер Eagle S, подозреваемый в повреждении энергетического кабеля между Финляндией и Эстонией под названием Estlink 2. Ожидаемо московский след был найден и здесь, несмотря на то что ни одного нашего моряка на корабле не обнаружилось.

Дальше — больше, и с недавних пор в интерпретации прессы Eagle S из гражданского танкера превратился в разведывательное судно со шпионским оборудованием на мостике. Таким образом, в глазах европейца причин для захвата нейтрального корабля набралось предостаточно, а для НАТО — тем более. В этом русле заметной стала и ноябрьская история, когда на дне Балтийского моря был разорван телекоммуникационный кабель C-Lion1, связывающий Германию с Финляндией. Берлин и Хельсинки тогда не смогли дать не противоречащие друг другу комментарии, и поэтому пока министр обороны Германии Борис Писториус разглагольствовал о том, что «речь идёт о диверсии», служба безопасности и разведки Финляндии была куда аккуратней в заявлениях. Из-за того, что подозреваемое в разрыве кабеля китайское судно Yi Peng 3 при навигации покидало российский порт Усть-Луга, форсировалась тема об эпизоде гибридной войны. Разбирательство затянулось на месяц, и только ближе к концу декабря сухогруз отбыл к своему пункту назначения в Порт-Саид.

Видится, что принадлежащее всем и никому Балтийское море стало ещё одним источником для европейской паники. И это мы ещё не вспоминаем про серийных подрывников газопроводов — четырёх украинцев на надувной лодке, с маской для ныряний и шашкой динамита!

На третий год СВО понятно, что обход Россией санкций — это успешно налаженный процесс. И борьба с ним прекращаться не будет. Даже покидающий Белый дом Джо Байден напоследок подписал новый пакет санкций, где без учёта конкретных лиц, компаний и страховщиков значатся 183 нефтяных танкера теневого флота. Данная мера понятна и не выходит за пределы пресловутых правил основанного на них миропорядка. Иная точка зрения у Старого Света: идея выходящего за пределы простых санкций узаконенного пиратства на Балтике давно зреет в головах европейских функционеров. В середине декабря в Таллине прошёл саммит стран — участниц НАТО, на котором в первую очередь обсуждалась борьба с теневым флотом. За последние годы представителями Эстонии высказывались идеи о создании «прилежащей зоны», то есть такой части территориальных вод, где будет разрешён несанкционированный досмотр любого судна, а также его возможная конфискация в будущем.

Случай с Eagle S — это практический пример того, какие полномочия возымеет флот НАТО, если атлантическая военно-морская бюрократия договорится до чего-то вменяемого. Уже сейчас сформирована эскадра из десяти кораблей, которая будет охранять подводные кабели на дне Балтийского моря. Возможно, этот морской патруль будет репетировать «внезапные» остановки судов теневого флота — безусловно, чтобы защищать объекты критической инфраструктуры, которым не даёт спать злобный теневой флот, только и ждущий, как бы из вредности оборвать какой-нибудь кабель. Даже если соблюдать тонкую и не всегда очевидную грань, за которой по всем законам следует объявление войны, то в случае нормализации захватов нейтральных кораблей с российскими нефтью и газом негласные договорённости о границах дозволенного будут отменены.

Регулярные заявления о красных линиях напоминают сказку о бычке лишь до поры до времени. Самый конфликтный сценарий здесь кажется откровенно простым. Корабли Балтийского флота ВМФ Российской Федерации по известным исключительно в Москве причинам начинают провожать танкеры под нейтральным флагом от сих до сих, а то и на борту каждого танкера оказывается формально не подчинённая ничьей юрисдикции команда вооружённых до зубов людей — разумеется, в должности бортовых поварят. Комплекс морской неполноценности европейских государств Балтики роднит их с пиратами Сомали и Йемена. Породят ли Финляндия и Эстония своих Дрейков и Тэтчей? Неужели под флагом с черепом мелкой противно тявкающей собачонки будут ходить пираты Балтийского моря?

Если продолжить расширять оптику за пределы Балтики и отношений Москвы с Европой, показательным видится пример Тайваня. 3 января в районе порта Цзилун случился крайне похожий на ситуацию с Eagle S случай: по тайваньской версии, китайское грузовое судно под флагом Камеруна Shunxing39 намеренно повредило подводный кабель связи Тайбэя с Вашингтоном. И зарубежной прессой резко вспомнилось, что словосочетание «теневой флот» применимо не только к России, но и к другим странам, к Китаю например. Потому Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, как и море Балтийское, тоже могут стать акваторией таких своевременных повреждений кабелей, пропаж судов и катеров-провожатых.

28 февраля 2025
20 февраля 2025
Сегодня 00:02
1.0x