«Щебет», который потряс
Вообще-то я совершенно индферентно отношусь к Twitter'у: не имею аккаунта и редко отслеживаю контент. Не мой, знаете ли, формат. Однако ряд событий последних лет заставил регулярно мониторить детище Джекома Дорси, поскольку сия социальная сеть всё чаще начала становиться инструментом политики. Уже давно не секрет, что львиная доля волнений так называемой «арабской весны» была организована именно через Twitter, через него же, согласно заявлениям ряда продвинутых бедуинских революционеров, осуществлялась и дальнейшая «борьба за демократию». Сказать по совести, меня, страстного поклонника семейного отдыха на побережье Азовского моря, серия переворотов в далеких курортных странах если и беспокоила, то мало. Но вот когда 19 апреля сего года Флора Читаку, являющаяся, кроме всего прочего, министром по интеграции в ЕС полунепризнанного государства Kosova, «начирикала» твит про «белый дым», некое соглашение и возникшее на этой почве счастье, у меня, что называется, упало.
«Всё пройдёт как с белых яблонь дым…»
Как показали дальнейшие заявления сербских политиков, опасения полностью оправдались. Оказывается, премьер-министр Сербии Ивица Дачич на пару со своим заместителем Александаром Вучичем, ничтоже сумняшеся, подмахнули в Брюсселе исторический документ, согласно которому официальный Белград соглашается на «формирование нового единого сообщества/ассоциации сербских общин Косово, которые будут контролировать области экономического развития, образования, здравоохранения, урбанизации и сельского хозяйства». В переводе с дипломатического на человеческий, это, как минимум, обозначает признание Сербией государства албанских бандюганов в Косово.
Особенно интересен пункт, согласно которому дополнительными полномочиями это объединение («сообщество/ассоциацию сербских общин») будут наделять неопределённые «центральные власти». Власти чего? Какого государства?
Даже крайне несимпатичный мне сербодемократ Воислав Коштуница, при всём его стремлении в Евросоюз, предал сей акт анафеме, заявив, что белградские власти попросту сдали косовских сербов, что называется, за понюшку табаку. А если быть точным - за назначение возможной даты начала переговоров о вступлении Сербии в ЕС.
Как мне представляется, господин Дачич, выражаясь эзоповым языком, «наплевал себе в бороду», коею он, правда, не носит. С подобной скрытной поспешность, дай Бог памяти, обстряпывала свои делишки лишь троица известных гешефтмахеров в Беловежье. С примерно такими же маловнятными формулировками, конкретно обозначавшими лишь распад СССР. Зато с немедленным освоением его богатейшего наследия. В нищем Косово кроме еврогрантов «на демократию» осваивать нечего, но этим гаврикам, видимо, вполне хватает трансъевропейского бизнеса по реализации «живого товара», наркотиков и краденых машин. А теперь и фактического признания со стороны Белграда.
Вольно же было «игрушечному» националисту Томиславу Николичу на пару с вполне конкретным социалистом Ивицей Дачичем в преддверии недавних выборов с пеной у рта убеждать избирателей в своей готовности отстаивать интересы сербов в Косово всеми возможными средствами, вплоть до применения силовых структур. Ведь ещё 12 марта Николич чуть ли не бил себя пяткой в грудь, заявляя, что позиция Сербии была, есть и останется неизменной. Что Белград будет настаивать на создании в Косово и Метохии сообщества сербских муниципалитетов, которое обладало бы широкими полномочиями. А вот, поди ж ты.
При этом большинство сербских СМИ, ориентированных в первую очередь на Запад, подают печальную весть о подписанном документе, стыдливо прикрываясь фиговым листком безликих идиом, таких, например, как «нормализация отношений» и «сглаживание углов». Не вмер Данило - болячка задавила.
Рукопожатый «Потрошитель»
Самое удивительное, что в своей предвыборной кампании Николич и присные утверждали, что в жизни не подадут руки «мясникам из АОК». Тем не менее, партнёром Ивицы Дачича на брюссельских переговорах стал скромный албанский паренёк Хашим Тачи, известный в широких кругах как премьер-министр самопровозглашенного Kosova, а в более узких – как «Потрошитель». Перефразируя классиков, - кто же этот «искатель независимости» и заклятый враг «националиста» Николича?
Сведения о молодых годах Хашима Тачи весьма противоречивы. Рассказывают, что полное среднее образование он так и не получил. Зато отличился в пьяных драках в кабаках и на базаре в Косовской Митровице, где грабил и продавцов, и покупателей. В середине 1990-х гг. Тачи стал одним из самых разыскиваемых в Сербии людей, а по совместительству ещё и организатором «Армии освобождения Kosova». Будущему «премьеру» вменялось в вину руководство известной бандой, т.н. «Дреницкой группой». Кроме диверсий, его подозревали в торговле наркотиками, оружием, контрабанде нефти и сигарет, сутенёрстве, угоне машин.
О криминальном прошлом и настоящем Тачи писали давно. Ещё в 1999 году со страниц «The New York Times» его обвиняли в убийстве своих противников. В 2005 году в швейцарском издании «Weltwoche» были опубликованы выдержки из доклада немецкой разведслужбы BND. В нём Тачи открыто назывался одним из главных связующих звеньев между политикой и оргпреступностью. А спустя ещё три года вышла книга бывшего прокурора Гаагского трибунала Карлы дель Понте «Охота», где рассказывались подробности, ставящие Хашима Тачи по жестокости в один ряд с Иди Амином и Бокассой.
Как пишет в своих мемуарах дель Понте, только в 1999г. боевики АОК под Руководством Тачи похитили и вывезли в Албанию около 300 человек (в большинстве своём – косовских сербов), которых отправляли в подпольные операционные для трансплантации органов, переправляемых в Евросоюз, Израиль и Турцию. Сам Тачи пытками не марался, однако получал от продажи органов 80 процентов прибыли. Тем не менее, в Гаагском трибунале решили ничего не расследовать. Согласно данным дель Понте, судьи велели уничтожить порядка 400 улик против Тачи.
Не правда ли, прекрасный партнёр для сербского «патриота» Дачича?
Ещё один Рамбуйе? Нет, балканский Хасавюрт!
Да чего уж там, как говаривала героиня одной скабрезной поэмы, ошибочно приписываемой перу Баркова: «Мелки в наш век пошли людишки...» Чему тут удивляться?
И в новейшей истории России был столь же яркий и позорный пример – Хасавюрт.
Тогда, в 1996 году я, четырнадцатилетний пацан, также как мои родители и большинство их знакомых, почитал Александра Лебедя чуть ли не героем, остановившим «кровавую бойню». И только угрюмый, вечно полуподдатый сосед, отставной прапорщик, тянувший лямку ещё при молодом Брежневе и считавшийся в нашем пятнадцатиквартирном подъезде непререкаемым авторитетом в области военной науки, скрипел зубами и крыл всю власть, вкупе с секретарём Совбеза, непарламентскими выражениями, в которых вышеуказанные персоналии характеризовались исключительно как пассивные гомосексуалисты с повышенной ректальной увлажнённостью. Он вещал о предательстве и измене. И, как потом выяснилось, был прав.
Собственно, даже само официальное название подписанной тогда в Хасавюрте филькиной грамоты вызывало ряд справедливых нареканий, поскольку звучало оно более чем обтекаемо: «Заявление о разработке принципов определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой» (ничего не напоминает?). На практике же за этим словоблудием скрывались полное прекращение боевых действий и вывод федеральных войск, - и это после взятия Грозного, Аргуна, Гудермеса… На территории Чечни вполне легитимно раскинулась ваххабитско-террористическая Ичкерия. Правда, власть имущая решила вскорости простирнуть обгаженные подштанники, когда Совет Федерации РФ постановил считать документы, подписанные в Хасавюрте, всего лишь «свидетельством готовности сторон разрешить конфликт мирным путем, не имеющими государственно-правового значения». Прямо как в старом анекдоте о физическом наличии афедрона и отсутствии вербального обозначения оного в литературном языке: «Нохчийн Республик Ичкери» есть, договор с её представителями подписан, но, тем не менее, никакого государственного значения у этого договора нет. Занавес.
Что творилось с 1996 по 1999 годы в этом бандитском квазигосударстве напоминать нет нужды. Примерно то же самое, что и в демократичнейшей и толерантнейшей Republika e Kosovës, до полужизни зацелованной евробюрократией. С одной, правда, разницей: когда ошалевшие от вседозволенности и переизбытка шариата «ичкерийские» бандюки решили до кучи прихватить в свой «имарат» ещё и Дагестан (аллюзийный привет Воеводине и Македонии!) российские вооружённые силы среагировали жестко и оперативно – до последнего времени миру известна лишь Чеченская республика в составе РФ. Но то – в России…
«Вы знаете, что сегодня Видовдан?»
В 2001 году тогдашний премьер Сербии Зоран Джинджич тайно выдал гаагскому судилищу Слободана Милошевича именно 28 июня. В день Святого Вита. В день битвы на Косовом поле. Перед тем, как подняться по трапу на борт самолёта, Милошевич произнёс: «Знаете ли вы, что сегодня Видовдан?» Полагаю, премьер и присные знали. Крайне изящный ход, достойный по своему цинизму выпускников лучших иезуитских коллегий.
Иуда Джинджич давно получил по заслугам, скоропостижно скончавшись от переизбытка свинца в организме. Нажавший на курок сербский патриот Звездан Йованович, командир отряда спецназа, мотивировал тогда свои действия лишь желанием «прекратить выдачу сербских патриотов Гаагскому трибуналу».
Вот и нынешним представителям сербской власти тоже есть о чём задуматься. Так Дачичу, по его же словам, постоянно приходят SMS-сообщения навроде «Божья кара настигнет тебя!» и «Дачич, после этого ты — политический труп. Но кто знает, что еще случится». Вучичу, доселе позиционирующему себя как «националиста» пишут ещё более откровенные послания: «Ты будешь убит, как Зоран». Лиха беда начало.
Ко да ми отме из моје душе Косово…
Вообще-то, первыми, конечно, возмутились те, кого этот сговор затрагивает напрямую – косовские сербы. Их представители провозгласили, что никогда не допустят установления институтов «государства Kosova» на части Сербии, признанной с точки зрения международного права и ООН. Начальник косово-митровацкого округа Неделькович открыто назвал документ, подписанный в Брюсселе «позорным соглашением». А заодно пригласил белградских политиков приехать в Косово и лично рассказать людям, что и почему они подписали с мясником Тачи. Поедут ли?