Сообщение о том, что «15 ноября Минобороны России успешно провело испытание, в результате которого поражен недействующий российский космический аппарат "Целина-Д", находившийся на орбите с 1982 года», предсказуемо «вызвало обеспокоенность» в Соединённых Штатах, которые устами представителей разных ведомств, в том числе Неда Прайса из Госдепа, заявляют, будто бы космический мусор, образовавшийся в результате, создаёт угрозу для Международной космической станции. Хотя, как заявили в МО России, «США доподлинно известно, что образовавшиеся фрагменты по времени испытаний и по параметрам орбиты не представляли и не будут нести угрозы для орбитальных станций, космических аппаратов и космической деятельности».
В действительности США обеспокоены тем, что Россия демонстрирует высокие возможности своих военно-космических сил. И в случае необходимости эти возможности использует. Ведь напряжение в отношениях, и не по вине России, нарастает. Всё меньше площадок, на которых можно вести конструктивные диалоги.
C первого ноября приостановлена работа постоянного представительства РФ при Североатлантическом блоке в Брюсселе, а также деятельность военной миссии связи и информационного бюро альянса в Москве.
Кроме этого, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что что Владимир Путин обеспокоен действиями Военно-морских сил США и других стран НАТО в Чёрном море. Ранее Министерство обороны России сообщило, что участие кораблей ВМФ Соединённых Штатов, прибывших в акваторию Чёрного моря для участия в международных учениях, проводимых в Европе Главным командованием Вооружённых сил США, и том числе, эсминца Porter с крылатыми ракетами на борту, танкера и командно-штабного корабля, дестабилизирует ситуацию в этом регионе.
Между тем министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что в ответ на попытки натовских кораблей с дальнобойным высокоточным оружием на борту проверить обороноспособность российских вооружённых сил в районе Чёрного моря, Россия будет готова дать ответ на любую провокацию со стороны Североатлантического блока.
Подобные действия Соединенных Штатов и НАТО преследуют цель превратить Чёрное море во взрывоопасный регион. К этому нельзя относиться как к некоей «случайности» или как к плановым учениям, проводимым совместно с натовскими «союзниками» в лице Украины и Грузии. Речь в данном случае идёт об американо-британской стратегии, представляющей угрозу интересам России, о планах поставить под сомнение полный контроль России над акваторией Чёрного моря, подтвердить гипотезу о том, что этот регион может стать ареной виртуальной войны. Россия не позволит НАТО продолжать осуществлять подобные провокации.
В конце сентября этого года в ходе своей встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подтвердил стремление Североатлантического блока поддерживать отношения с Россией. Такое заявление можно лишь приветствовать. Однако несколько дней спустя, 6 октября, НАТО объявило о высылке из Брюсселя восьми и понижении статуса двух российских дипломатов. Таким образом, количество сотрудников российской миссии сократилось до десяти человек.
Как обычно, в качестве аргумента для принятия подобных мер Североатлантический блок заявил, что это был «ответ на агрессивные действия России в отношении стран-членов НАТО». В Брюсселе также заподозрили 10 членов российской миссии в том, что они «работают на российскую разведку».
Ещё раньше, в феврале этого года, Москву посетил Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. В ходе визита глава европейской дипломатии подтвердил важность «продолжения взаимодействия ЕС с Россией», указав на необходимость избегать «устойчивой конфронтации» европейских стран с Москвой и одновременно поддерживать российское гражданское общество». Однако сразу же после своего возвращения в Брюссель Боррель заявил, что политический диалог с Россией находится «в состоянии застоя», и объявил о новых антироссийских санкциях.
Итак, мы видим, что сразу же после получения очередных указаний из-за океана, одна позиция сменяется на прямо противоположную. Таким образом вполне очевидно, что Вашингтон руководит и Североатлантическим блоком, и Евросоюзом. Получается, что ни Столтенберг, ни Боррель не несут никакой ответственности за свои заявления. Так о каких же «конструктивных и плодотворных отношениях» между Россией и Западом может идти речь?
В ходе состоявшегося на днях телефонного разговора между Владимиром Путиным и Ангелой Меркель российский лидер отметил опасный характер действий сил НАТО в Чёрном море. Об этом же шла речь и в ходе телефонного разговора Владимира Путина с Эммануэлем Макроном. В информационном сообщении пресс-службы Кремля также было указано на «опасный и дестабилизирующий характер провокационной активности Вооружённых сил Соединённых Штатов и ряда других стран НАТО в этом регионе».
Нынешняя ситуация не нова и не изменилась даже после этих двух телефонных разговоров. В этой связи стоит напомнить, что в сентябре 2014 года, в ходе саммита НАТО, впервые было объявлено о создании рабочей группы на случай «максимальной боевой готовности», которая должна быть введена сразу же после «нападения России на любую входящую в альянс страну». Через два года после этого России был присвоен статус «главной угрозы» странам-членам НАТО несмотря на то, что Москва не собиралась и не собирается ни на кого нападать. Вполне очевидно, что такой шаг был лишь предлогом для осуществления антироссийских шагов, среди которых – создание и развертывание новых военных баз на территории различных стран мира.
Подобное развитие событий не только создаёт новые очаги напряжённости в мире, но и представляет собой набор абсолютно бесполезных мер. Ведь в настоящее время российские сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы оснащены самым современным оружием, в том числе, кораблями, боеспособность которых Запад решил «проверить» в Чёрном море. Российская армия уже далеко те такая, какой она была ещё десять лет назад: её отличительной чертой является высокий боевой дух личного состава, что сводит на нет все иллюзии тех сил, которые не оставляют попыток осуществить шаги, затрагивающие национальную безопасность России. А ведь именно национальная безопасность России гарантирует международную безопасность и сохранение многополярного мира.
Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что войны не будет. Об этом я говорил ещё в марте 2019 года после того, как Соединённые Штаты объявили о начале процедуры выхода из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и когда предпринимались попытки подорвать мирный процесс в Сирии. С тех пор моя позиция по этому вопросу не изменилась, даже несмотря на то, что отношения между Россией и НАТО, по сути дела, заморожены. В то же время у меня есть опасения относительно ситуации в тех странах, на территории которых расположены базы альянса. Дело в том, что эти страны могут стать заложниками и жертвами большой политической игры.
Любая провокация, любая непреднамеренная ошибка военных могут угрожать жизни сотен тысяч, а может быть, и миллионов человек. Такой сценарий может осуществиться в результате нанесения ударов по районам расположения баз НАТО в условиях, когда существует реальная угроза национальной безопасности России, на границах которой развернуты войска альянса. Об этом говорил Владимир Путин. Российские военные, обладающие информацией о боевом потенциале своей страны, прекрасно понимают, о чём идёт речь.
Россия ни в коем случае не развяжет войну первой, однако она, несомненно, ответит на любые агрессивные действия в отношения себя. Если Соединённые Штаты недооценят последствия своих действий и перейдут «красные линии», начертанные Россией, всё это может обернуться пагубными последствиями для американских интересов на Ближнем Востоке и конкретно, для стран, «приютивших» у себя натовские военные базы. В этом случае такие государства окажутся под угрозой уничтожения.
Поэтому хотелось бы призвать все «заинтересованные» страны подумать уже сейчас, пока не поздно, о том, как избавиться от размещённых на их территории базах НАТО. Также обращаюсь с призывом к странам арабского мира «держаться подальше» от этого военного блока, у которого не существует чётко определённой цели. Ведь после роспуска военной организации Варшавского Договора - своего главного противника и главной «угрозы», совершенно непонятно, кто угрожает альянсу в настоящее время. Каковы же истинные цели НАТО?
Полагаю, что разрыв отношений между НАТО и Россией станет началом распада Североатлантического блока. Сам роспуск этого альянса считался в своё время «смелым шагом». Однако ход мировой истории уже несколько раз показал и доказал возможность осуществления такой меры в определённых исторических условиях. К ним я отношу, например, такие события, как распад Римской империи, Британской империи, распад Советского Союза и роспуск военной организации Варшавского Договора.
Отношения между Россией и НАТО уже прошли точку невозврата. Даже министр иностранных дел Россий Сергей Лавров, известный своими взвешенными дипломатическими заявлениями, откровенно сказал, что «нет необходимости делать вид, что какие-то перемены в отношениях с НАТО ещё возможны. Несколько попыток установить диалог с альянсом ни к чему не привели». И хотя ещё сравнительно недавно, в ходе состоявшейся в июне этого года в Женеве судьбоносной встречи президентов России и Соединённых Штатов, определённые надежды на это сохранялись, зажжённый Североатлантическим блоком «фитиль эскалации», если можно так сказать, уже нельзя погасить.
Так что же в действительности так пугает Запад? Поддержка Россией «тоталитарных режимов»? Или, может быть, российская «агрессивные планы» в отношении стран Балтии?
На самом деле этого боятся те, кто стал жертвами пропагандистской кампании, те, кто в течение многих лет был уверен в том, что Россия является для них «врагом номер один». А организаторы и исполнители этой антироссийской кампании хорошо знают, что все обвинения в адрес России являются ложью. Попросту американские политики боятся многополярного мира, за который выступает Россия. Западные страны не хотят утрачивать своё мировое господство, которое было установлено ими в течение многих лет ценой огромных усилий и ресурсов, при помощи позорных, подлых методов, таких как разжигание локальных конфликтов, использование в своих целях экстремизма и терроризма и организация «цветных революций». Запад приводит своих ставленников к власти во многих странах. Соединённые Штаты мечтают о вечном однополярном мире, все страны которого будут находиться под контролем Вашингтона, использующего бесплатные или копеечные ресурсы других стран.
Соединённые Штаты, конечно, могут сделать ставку на «демократизацию» той или иной страны, маскируя тем самым свои искренние намерения. Обычно пресловутую «демократизацию» Вашингтон продвигает в других странах силовыми методами.
Россия, как великая держава, выступает за полный суверенитет всех стран, организуя диалог между конфликтующими сторонами. Это касается, в том числе, и тех регионов, в которых Запад стремится извлечь для себя выгоду, разжигая там конфликты и дестабилизируя ситуацию. Вполне естественно, что попытки заставить весь мир плясать под дудку Соединённых Штатов и участвовать в сомнительных авантюрах Вашингтона не отвечают интересам России.
Никто не должен вмешиваться во внутренние дела других государств, в их право выбирать себе партнёров для сотрудничества. Однако размеры, оснащение и инфраструктура военных баз НАТО и США, расположенных в арабских странах Залива, говорят о том, что эти объекты предназначены для выполнения задач, не имеющих ничего общего с «защитой» от «иранской угрозы», от «экспансионистских планов Тегерана». Дело в том, что эти базы находятся неподалеку от южных границ России. Поэтому сегодня необходимо напомнить о том, что эти объекты угрожают национальной безопасности России. Главным образом, эти базы нацелены на Россию и районы её геополитического влияния. Именно это обстоятельство вызывает беспокойство, особенно в контексте обострения ситуации в акватории Чёрного моря. В этой связи следует напомнить недавнее заявление Сергея Лаврова, подтвердившего «намерение Москвы придерживаться взвешенной позиции». Вместе с тем глава внешнеполитического ведомства России сказал, что «мы будем, конечно же, реагировать на недружественные шаги, которые предпринимает Запад. Будем действовать зеркально, а если потребуется, то ассиметрично».
Министр иностранных дел Королевства Саудовская Аравия Фейсал бен Фархан в интервью телеканалу «France-24», в субботу 13 ноября, заявил, что переговоры с Ираном будут продолжены. Несмотря на то, что такое заявление создает позитивную атмосферу в контексте предпринимаемых шагов по нормализации отношений между странами Залива и Ираном, американская администрация сразу же отвечает на это своими шагами, которые ведут к эскалации напряжённости в отношениях между странами этого региона и препятствуют достижению международным сообществом договоренностей по иранской ядерной программе.